Пожалуй, будет логичным начать блог с представления серии Fire Emblem, так как она мало знакома широкой публике, не интересующейся японскими играми. Fire Emblem – основоположник жанра “тактическая ролевая игра”, или tactic-RPG, то есть сочетание ролевой игры с тактической (чаще всего - пошаговой) стратегией. Первая часть серии скоро отпразднует 30-летний юбилей (вышла она аж в 1990 году на NES). С тех пор, конечно, серия претерпевала эволюции и революции, и вот, в Июле нынешнего года, разродилась новой частью, эксклюзивной для Nintendo Switch. В Fire Emblem: Three Houses традиционная тактика никуда не делась, но акцент сместился в сторону ролевой составляющей. Как это всё работает, мы сейчас и разберемся.
По сюжету, мы играем за военного наемника или наемницу (по нашему усмотрению), случайно оказавшегося в небольшом поселении посреди конфликта кучки юнцов с бандитами. Нам удаётся помочь юным неудачникам с помощью внезапно активировавшейся внутри нас сущности по имени Сотис (Sothis), способной обращать время вспять. Оказалось, что спасенные – наследные принцы и принцессы Трех Королевств континента, направлявшиеся в Офицерскую Академию – полу-военное, полу-духовное учебное заведение на территории Монастыря. В качестве благодарности, ребята предлагают отправиться в Монастырь вместе с ними, а там, ВНЕЗАПНО, местная архиепископша предлагает нам должность учителя, ведь вакансия осталась открытой после того, как предыдущий кандидат смылся в неизвестном направлении. В итоге, в качестве профессора Академии, мы становимся главой одного из трех факультетов, представляющих Три Королевства континента. Выбрать, за какой “дом” мы будем отвечать, нам, конечно же, дадут самим, и выбор этот повлияет на весь последующий сюжет.
С этого начинаются наши будни в качестве преподавателя, разбавляемые периодическими сражениями. Fire Emblem: Three Houses частично позаимствовала систему тайм-менеджмента из Persona. У нас есть календарь, на котором отмечены различные события. Первая часть - это выходные дни, когда можно спокойно пообследовать территорию монастыря, поговорить с учениками и другими преподавателями, а также заняться всякой полезной и не очень деятельностью для укрепления взаимоотношений, повышения морали учеников и просто поднятия своего уровня. Среди занятий – рыбалка, пение в соборе, совместная готовка и прием пищи, тренировки, чаепития и простенькие сайдквесты. Улучшение взаимоотношений с разными персонажами позволяет не только насладиться интересными кат-сценами с диалогами и заиметь к концу игры объект романтического интереса, но и крайне полезно в битвах, так как дает различные бонусы.
Вторая часть “мирной” жизни – чтение лекций и обучение наших учеников. Мы выбираем, на чем каждый ученик должен сосредоточиться, исходя из его природных талантов и тактической необходимости, и пытаемся обучить непутёвых юнцов военной грамоте. Обучение повышает навыки наших бойцов и открывает для них новые способности.
К концу месяца (а иногда, по необходимости, и в другие сроки), наступает момент “истины”, то есть битва. И здесь уже настает время сиять тактической системе игры. Бои тут проходят в традиционном для tactic-RPG пошаговом режиме. Знакомые с предыдущими Fire Emblem знают о принципе атаки “камень-ножницы-бумага” – мечи > топоры > копья > мечи. Так вот, забудьте. Здесь его нет. Вместо этого, юниты учат специальные боевые умения (combat arts), значительно усиливающие атаки, но использующие прочность оружия. В игре множество разных классов бойцов. Классы можно назначать по мере роста уровня персонажа. У каждого героя есть изначальный талант к какому-либо виду оружия или магии, но это не значит, что персонаж ограничен только своим изначальным набором. Учеников можно переучивать по своему усмотрению, просто обучение навыкам, к которым у них нет предрасположенности, займет немного больше времени. Кроме умений самих бойцов, по традиции, к каждому из них можно приставить батальоны, усиливающие их характеристики. И теперь, с помощью батальонов можно проводить специальные атаки по площади – “гамбиты”.
В игре две сложности – normal и hard, а также два режима – казуальный, когда павший в бою товарищ возвращается к вам после боя, и классический, с перманентной смертью персонажей. Даже если вы новичок в серии, крайне рекомендую именно классический вариант, так как безвозвратная гибель героев повышает степень эмоциональной привязанности к ним, к тому же, заставляет пользоваться специальным навыком нашего героя – благодаря Сотис, упомянутой мной в начале, мы способны трижды за бой отматывать время на любую фазу сражения.
Система боя весьма многогранна и сложна. Здесь есть и кавалерия, и летающие юниты, на картах существуют разные типы рельефа местности – леса, укрепления, периодически встречаются особые условия боя вроде тумана, уменьшающего видимость почти до нуля. Конечно, на нормальной сложности вам не придется закапываться с головой во все тонкости сражений, они и так будут проходиться достаточно легко, позволяя наслаждаться историей. Но вот на “харде” такой номер уже не пройдет. Придется подходить к каждому ходу, каждому выбору умения и каждому левел-апу с максимальной ответственностью.
И всё-таки, боевая система в Three Houses, пусть и выполнена отлично, является второстепенной по отношению к системе ролевой. По крайней мере, в первой половине игры. В Монастыре обучается три факультета, представляющие три правящих дома – “Черные Орлы”, “Синие Львы” и “Золотые Олени”. У каждого факультета есть староста – наследник престола своей страны (как раз те, кого мы спасаем в начале игры) и семь других учеников. Каждый ученик обладает уникальным характером, с каждым интересно общаться и налаживать дружбу. Ученики строят отношения не только с нами, но и между собой, и это тоже весьма занимательный аспект игры, к тому же полезный в бою. Выбор факультета не накладывает на нас жесткие ограничения – мы все равно можем спокойно общаться, дружить и проводить время вместе со всеми персонажами. Можно нанимать персонажа из любого дома на месяц “в аренду”, а если сильно постараться и прокачать нужные навыки, то существует возможность рекрутировать себе понравившегося ученика из чужого дома навсегда. Но Монастырь не ограничен лишь учениками. Мы общаемся и с другими учителями, и с верхними чинами Церкви, и с местными рыцарями.
Если говорить об основной сюжетной канве, она не является выдающейся или шедевральной, но сюжет здесь довольно крепкий. Шаткий мир между тремя фракциями, в центре которого – учение Церкви, подвергается непонятным атакам извне. Кто за этим стоит? С какой целью? И так ли всё благополучно в королевствах и в самой Церкви? На эти и многие другие вопросы нам и предстоит узнать ответы.
Игра сопровождается заметно похорошевшей со времен предыдущих частей картинкой (все-таки Switch дает разработчикам куда больше свободы в техническом плане, чем устаревшая 3DS, на которую выходили предыдущие несколько игр серии) и очень симпатичной музыкой, за счет чего в ней просто приятно проводить время.
Итак, правильным ли было решение выдвинуть RPG-составляющую на первый план? По моему мнению – абсолютно правильным. Это позволило заметно разнообразить геймплей, не сводя его к постоянным битвам с небольшими промежутками, а также сильнее погрузиться в историю и привязаться к персонажам, что всегда идет в плюс атмосфере.
Fire Emblem: Three Houses все еще остается специфической игрой за счет визуального стиля, подходящего не всем, геймплейных механик, которые не все оценят и отсутствия хоть какой-то локализации на русский язык. Однако, если вас заинтересовал какой-либо из аспектов игры, описываемых в этом блоге – крайне рекомендую Fire Emblem: Three Houses к ознакомлению при наличии Nintendo Switch. Отвечая на вопрос из заголовка – новая Fire Emblem, безусловно, серьезный аргумент в пользу покупки гибридной консоли от Nintendo, но, наверное, покупать её только ради этой игры не стоит. На Switch есть во что поиграть и кроме Three Houses.
------
P.S. А вот и главный аргумент в пользу покупки игры: