Привет всем зашедшим в мой блог! Не буду скрывать, я с школьных лет любил стратегии. Правда пока мои сверстники гасились в Героев 3, Варкрафт 3, Red Alert 3, я отдавал предпочтение играм серии "В тылу врага" и "Company of Heroes: Tales of Valor". О пошаговых стратегиях я не знал в принципе. Слышал конечно о Цивилизации 4, но не знал что это пошаговая стратегия. И знакомство с этим жанром у меня началось именно с игр серии ХСОМ. Что ж, поведаю вам свою историю того, как я с ним ознакомился и выскажу своё мнение. И да простит меня в случае чего гуру стратегий, граф Monte_Cristo.
XCOM: Enemy Unknown/Enemy Within
Как вчера помню. То был 2015 год. В игровых новостях стали рассказывать о том, что 2К что-то тизерит необычным сайтом. Мне стало интересно что это и стал следить за ситуацией. Выяснилось, что это некая ХСОМ 2. Выглядела игра очень стильно и интересно, а как увидел геймплей - игра сразу попала в мой список желаемого. Но пока ждал релиза, я решил опробовать первую часть, благо её продавали в полном комплекте где-то за 200 рублей. Когда скачал игру и запустил, появился выбор - Enemy Unknown или Enemy Within.
Я решил начать с Unknown и... это была моя ошибка. Нет-нет, игра классная и дарит хорошие впечатления. Просто на фоне Within она начинает казаться суховатой и неполноценной. И игра заставила меня поднапрячься даже на средней сложности. Возможно Monte_Cristo со мной не согласится (или же просто сочтёт меня казуалом), но ИИ в игре вполне себе добротный. Он порой заставлял неслабо так пораскинуть мозгами, иногда бесил и вгонял в ступор, особенно когда на инопланетном корабле в узком коридоре я впервые столкнулся с Кибердиском. Два бойца тогда не вернулись из боя. В итоге всё закончилось тем, что где-то в 2016 году я бросил прохождение на последней миссии (пытался взять нахрапом, без прокачки псионика) и игра пылилась у меня в Steam аж до 2018 года.
Тогда в тот момент, когда играть ни во что не было желания, а денег на "Войну избранных" для ХСОМ 2 не было, я решил вернуться в первую часть, но уже в Enemy Within. И знаете, то самое чувство когда понял что с этого и надо было начинать! Новые фишки с Составом, МЭКами, генными модификациями и Exalt просто невероятно разнообразили и без того хорошую игру. Я получал искреннее удовольствие, когда подбирал все контейнеры с Составом, когда удачный залп моего МЭКа разносил в кашу пачку врагов, когда прокачанный в максимум снайпер выносил критом целого врага через всё поле боя и когда один за одним я гасил бойцов Exalt в их же штабе (то была великолепная бойня, как Красная свадьба в Игре Престолов). И к финальной миссии я подошёл более ответственно. 5 генномодифицированных по максимуму псиоников и один антиграв-беспилотник (МЭК я забраковал из-за шанса потерять над ним котроль ввиду захвата разума), куча аптечек и гранат. Как результат, игра была пройдена. А заодно начало складываться, как всё между частями закончилось поражением.
И что я могу в целом сказать об этой игре? Лично мне она кажется более чем шикарной! Да, я не играл в первые части 90-х годов. Да, олды говорят что они гораздо глубже нежели римейк 2012 года. Да как-то и не важно. Важно, что игра отлично вписалась в реалии индустрии того времени и пробудила в массах интерес к пошаговым стратегиям. И именно после этого и пошла разработка ещё ряда пошаговых стратегий, которые где-то уступали ХСОМ, где-то превосходили его. Как я и сказал, игра шикарная, но есть мелочи которые надоедали (рубрика "ДОКОПАЛСЯ"): русская озвучка, которая иногда не попадала с голосами или самовольно меняла имена и обозначения (так гордое "КОММАНДЭР" превратилось в более нейтральное "Шеф"), ввиду какой-нибудь сложной задачи прохождение могло встать на несколько часов (поимка Изгоя например), а саундтрек хоть и был неплох, но за 20-30 часов успевал надоедать. Ну и не совсем удачная графика из-за которой некоторые образцы брони и оружия выглядели крайне карикатурно. Но в целом игра оставила приятное впечатление. Благодаря ей я полюбил жанр пошаговых стратегий и в последствии попробовал Циву 5. Тоже прикольная вещь.
XCOM 2 + War of Chosen
Ну вот теперь можно и про сиквел поговорить. Взял я его осенью 2016 года, уже после того как там пофиксили оптимизацию и графику. И знаете, это добротный сиквел. Я с удовольстввием его прошёл в первый раз, хотя признаю, что чуть не бросил игру на первой встрече с Аватаром и опять же на финале. В этот раз я подготовился по полной, но какой же АД противостоять трём Аватарам со свитой на довольно открытом участке! Смена вектора геймплея очень хороша. Диверсии, стелс, похищения - всё это хорошо вписалось в геймплей. А мир... он стал очень детальным и красивым. Вычищенные городские центры, заросшие заброшенные деревушки и городки, проработанные вражеские базы и станции, стильные враги, стильная броня своих бойцов и хорошо прорисованное оружие, а не карикатурка какая-то, как в первой части. Мне не к чему даже придраться было, даже оптимизация для моего ноута шикарная. И да, ИИ здесь всё так же могёт как по мне. Правда промахи при 90% или в упор выбешивали, но это уже фича, обсмеянная где только возможно...
Но речь сейчас шла о простой версии игры. С дополнением "Война избранных" это стала совсем новая игра. Три интересных босса, противостояние с которыми чистейший вызов, а от победы над которыми кайфа не меньше, чем от сдачи какого-нибудь зачёта. А какие с них стволы падают. Сейчас поймут те, кто играл. Помните первого бойца, рейнджера Джейн Келли? Я ей выдал дробовик и катану Избранной, вкачал ряд навыков, выдал ещё пару прибамбасов и она стала просто неубиваемой мясорубкой которая могла за один ход выкосить всех проивников в радиусе зрения. Итог: к финальной миссии на её счету было 200+ фрагов (не знаю, считались ли тут Странники (зомби), но их она тоже немало выкосила). Ещё добавили три фракциии, и у каждой собственные бойцы. Жнецы, эталонные разведчики от которых так и веет славянскими корнями (от имён и до оружия (СВД под псевдонимом "Вектор") и фирменных костюмов с противогазами), Заступники, гибриды перешедшие на сторону землян и Храмовники, которых можно назвать не иначе как пси-рейнджеры с их рукопашными пси-клинками. Новые классы просто великолепные и им можно найти целый ряд применений. Чего только жнецы стоят с их меньшей заметностью, нежели у других классов.
Миссии в заброшенных городах со Странниками оказались отличной идеей, которая ещё и закрыла дыру в лоре. Тут проблем не меньше, чем от избранных, особенно когда странников набиралось слишком много. И один раз из-за этого случился то ли баг, то ли фейл. Как-то взял я миссию на устранение Генерала, дабы избежать какого-то опасного события, а она была в заброшенном городе со странниками. В задачах было оговорено: устарнить генерала, устранить ВСЕХ врагов. Генерала я устранил, свиту его тоже, но второй пункт так и не засчитали ввиду... Странников. Игра их тоже считала за врагов которых надо уничтожить! А спаунились они бесконечно! В итоге пришлось вызывать Рейнджер и рвать когти. Уничтожение генерала хоть и засчитали, но операция получила клеймо "Поражение"...
Также добавили ряд приятных мелочей: фотокабинка, напарники, переобучение, секретные операции (кстати благодаря им я хоть перестал чувствовать что только я здесь делом занимаюсь), приказы и так далее.
Ещё позже добавили пак с 28 миссиями наследия. Что могу о них сказать? С точки зрения истории это вполне интересные истории. Они рассказывают чем занимался "Центр" после краха ХСОМ (кстати первая глава проходит на уровнях из первой части. Ностальгия...), о том как ДиДжей с Радио Сопротивления чуть не наворотил дел с вышками пришельцев, о том как Шэнь собирала запчасти для Мстителя, и как в команде ХСОМ появились Джейн Келли, доктор Тайган и ещё пара персонажей. В принципе с точки зрения сюжета и количества (4 главы по 7 миссий) я остался доволен.
Но... С точки зрения геймплея это полный трындец. Поначалу я думал, что это будут хардкорные миссии где я со стоковыми пушками и невосполняемым отрядом (типа боец умер и без замены), должен буду пройти ряд сложных и интересных миссий. На деле же отряд всегда восполняется, а гаджеты и враги буквально лезут из будущего! Серьёзно, здесь вы столкнётесь с Аватарами, получите офигенную броню которую в игре вы исследовали только под конец. Ладно бы оно было дизайном как из Первого ХСОМ, типа нашли уцелевшие прототипы и т.д. Но главное... Стволы Избранных! Какого, блин, чёрта! Но что самое смешное, между главами прогресс гаджетов сбрасывается, типа не было у Брэдфорда дробовика Избранной, не было технологичного клинка, не было крутой брони. Как будто *ЩЁЛК*! И забыли! По крайне мере карты и задачи миссий не удручают. Они вполне интересные.
В общем, с дополнениями ХСОМ 2 стала почти идеальной игрой. Реально, я не могу придраться! Лично я могу порекомендовать эту игру всем, кто захочет ознакомиться с жанром пошаговых стратегий.
Вот как-то так. А ещё я сделал клип по второй части. Всем спасибо за внимание!