Ни для кого не секрет, что 28 января сего года (то есть менее чем за 3 недели до релиза), издатель Metro: Exodus Deep Silver объявил об уходе игры из Steam на год в пользу временной эксклюзивности в Epic Games Store. Сия внезапность произвела форменный переполох в среде геймеров и вызвала бурление всяких разных масс с неприятным запахом на всех возможных ресурсах и уровнях. В данном блоге я попытаюсь высказать свою точку зрения на данную тему, примерив на себя шкуры всех “враждующих” сторон.
Геймеры
Начнем с самого простого, ведь и я, и ты, читатель, принадлежим именно к этой касте, так что даже не нужно прилагать усилий, чтоб поставить себя на их место.
Итак, геймеры разделились на два лагеря. Большинство негодует в связи с таким внезапным и странным решением, меньшая же часть недоумевает, что в этом такого.
-Недовольные. Тут всё банально – Steam за свои долгие годы “правления” на рынке цифровых магазинов собрал громаднейшую базу пользователей, ценящих все удобства клиента от Valve, большинства из которых нет в Epic Games Store (далее – EGS). Это и достижения (пресловутые “ачивки”), и адекватный региональный ценник на игры (особенно инди), и мастерская с доступными одним кликом модами, и удобный оверлэй с голосовым и текстовым чатом, и прямые трансляции прямо в клиенте, и торговая площадка с карточками и предметами, и открытая система отзывов, и поддержка практически всех доступных геймпадов через “big picture”, и семейный доступ, и стриминг на ТВ, не говоря уже об огромной удобной библиотеке игр, собранных в одном месте. Всего этого желающих поиграть в новую часть Metro на ПК взяли и лишили. Причем не просто лишили, а лишили в последний момент и совершенно внезапно (посмотрите на тот же The Division 2 от Ubisoft, где издатель сразу с началом предзаказов объявил эксклюзивность для EGS – такой волны негатива там нет и в помине). Разумеется, многие и многие геймеры остались мягко говоря недовольны таким решением, и начали изливать свой гнев по сути единственным доступным образом – опуская рейтинг негативными отзывами на другие игры разработчика Metro – 4A Games и грозя бойкотом покупки игры. На мой взгляд, не ту цель они выбрали (об этом чуть ниже), но массовое негодование мне понятно, и лично я его разделяю.
-Недоумевающие. Небольшая группа геймеров, которые не пользовались всеми “фишками” Steam и искренне не понимают, чем отличается покупка игры там от покупки в EGS. Группа имеет право на жизнь и своё мнение, не всем нужны удобства Steam, это понятно. Правда, иногда доходит до абсурда, и представители данной группы навязывают ненужность всех стимовских функций другим, что, конечно, глупость полная.
Есть еще третья группа геймеров, которые как собирались качать игру с торрентов, так и собираются
Разработчик (4A Games)
Пострадавшие больше всего от "народного гнева". Именно на них и их игры обрушился гневный поток недовольной толпы. Притом, что решение о переносе Metro: Exodus в EGS их вообще никаким образом не касалось, и от них ничего не зависело. Или зависело? Давайте попробуем разобраться. Начнем с самого очевидного, пусть и не подтвержденного официально. 4A явно узнали о сделке между Deep Silver и Epic Games раньше, чем за 3 недели до релиза. Если даже существовал какой-то договор о неразглашении, никто не мешал втихую слить эту информацию, таким образом предупредив геймеров заранее, они могли бы стать “народными героями” и “мучениками”. Однако, опасения за собственную шкуру (или какие-то финансовые подачки) не позволили этого сделать. Это не делает их явными виновниками данной ситуации, разумеется, однако делает соучастниками. Да и вообще, не стоит считать 4A невинными овечками, как минимум за их слишком ярую политическую ангажированность (но, пожалуй, эту тему развивать не будем). В этой ситуации, из всех “заинтересованных” сторон, разработчик заслуживает негатива в свой адрес меньше всего, но это не значит, что он не заслуживает его совсем. Тем более, что 4A уж очень долго отмалчивались. Настолько долго, что в итоге мнение одного из обиженных работников, заявившего, что раз игроки такие гады не понимают их ситуацию и будут бойкотировать покупку игры в EGS, то не получат следующей части на ПК, игровая пресса радостно подхватила как официальное. И только тогда 4A соизволила дать официальный комментарий, где конечно же перекладывает всю вину на издателя и заверяет, что ПК-приоритетная для них платформа. Поздновато спохватились, комрады!
Издатель (Deep Silver/Koch Media)
В данном случае Deep Silver, как и любой другой крупный издатель в последние годы, преследовал чисто меркантильные цели. От различных источников существует (опять же неподтвержденная) информация о том, что Epic Games заплатили издателю за временную эксклюзивность около 25млн $. Это большая сумма денег. Достаточно большая, чтобы создать Deep Silver подушку безопасности на случай коммерческого провала игры, и уж точно достаточная, чтобы не волноваться о потерях в продаже из-за ухода из Steam. От такого предложения не отказываются: “Просто бизнес, ничего личного”©. И прежде, чем нападать на Deep Siver и обвинять ее во всех смертных грехах, просто призадумайтесь – ведь абсолютно все крупные издатели на данный момент максимально далеки от конечной публики своего продукта – от игроков. Издателей волнует прибыль и финансы, и они даже не понимают, что сделали не так. Они живут в своем мире, отдельном от конечного потребителя. Это касается не только, и даже не столько Deep Silver, просто данный пример – показатель давно наметившейся тенденции. И в этом игроки виноваты не меньше самих издателей, поощряя рублем такую политику. Единственное, за что Deep Silver заслуживает народный гнев – за позднее оповещение. Сделка явно провелась давным-давно (дисковые версии игры, отгруженные Бог знает когда, уже имеют внутри код к EGS), однако издатель молчал до последнего, собирая “дань” с предзаказов в Steam напоследок. Вот это действительно неэтично и некрасиво во всех смыслах. А самое забавное, что при переходе в EGS издатель скинул цену на игру в долларах (вместо 60$ она стоит 50$), но при этом не удосужился скинуть цену в рублях. А ведь мы все прекрасно знаем, что подавляющее большинство аудитории серии Metro из СНГ, и игру будут покупать именно в рублях. В общем, если уж обрушиваться на кого-то с негативными отзывами, так именно на Deep Silver в целом, а не отдельно на 4A Games.
Epic Games
Логику Epic Games понять несложно: эксклюзивность такого крупного и ожидаемого проекта, как Metro: Exodus - это шикарный пиар-ход. Дорогостоящий, правда, но если выгорит – всё это окупится слихвой. Но при этом ход весьма и весьма рискованный. Думаю, что в Epic Games сидят вовсе не дураки, и они прекрасно понимали, что не все одобрят такую политику. И здесь мы упираемся в само по себе существование EGS и политику Epic Games. Она максимально лояльна к разработчикам (“Эпики” собирают с них всего 12% от продаж, в отличие от “грабительских” 30% в Steam), однако совершенно никак не направлена на клиентов. А ведь деньги-то платит клиент, а не разработчик. Видимо, в Epic Games об этом как-то позабыли. И прежде, чем заниматься откровенным рейдерским захватом, и перекупать эксклюзивные права на игры из Steam, может быть стоило подготовить свой магазин для пользователя? Сначала сделать хотя бы частичный функционал, а не выкатывать голый клиент. Глядишь, и не было бы столько негатива. Хотя, и сама политика “эксклюзивности” - это вовсе не та конкуренция, о которой сплошь и рядом болтали представители Epic Games. Конкуренция заключается в предоставлении клиенту наилучших условий для покупки. А Epic Games всё делают наоборот – переманивают “поставщика”, при этом совершенно забыв о покупателях. Да, возможно, когда-нибудь EGS сравнится по функционалу со Steam, и станет обладать более или менее приличной базой игр, но пока что к этому нет совершенно никаких подвижек, и вместо обновления своей программы, Epic Games занимается вот этим.
Мини-итоги
В любом случае, учитывая внушительные финансовые вложения в Metro: Exodus, именно Epic Games становится крайней в данном вопросе. Она – и главный виновник переполоха, и одновременно самый “чувствительный” к провалу из всех, ведь провал Metro: Exodus означает для Epic Games потерю огромной кучи денег и престижа. В отличие от Deep Silver, которые свой куш уже срубили, и 4A Games, которым вообще по большому счету плевать на продажи (ну разве что премии какие уменьшатся слегка).
Проблема в том, что достучаться до Epic Games обычным игрокам совершенно невозможно, в итоге они изливают свой гнев на товарищей из 4A Games, те перекладывают вину на Deep Silver, Deep Silver говорит, что всё это для блага серии и Epic Games вообще молодцы…в общем, абсолютно порочный круг и весьма грустная тенденция.
Лишь время рассудит, было ли правильным затевать всё это, или нет. Ведь, с другой стороны, “черный пиар” – тоже пиар, и о грядущем релизе Metro: Exodus не говорит только ленивый, быть может такое решение в долгосрочной перспективе себя оправдает. Ну а негатив потихоньку забудется. Хотя лично я надеюсь, что нет. Надеюсь на финансовый провал игры. Пусть издатели, наконец, научатся уважать свою аудиторию.
На этом всё, спасибо за внимание. Свое мнение можете свободно высказывать в комментариях.