Ave, Caesar, morituri te salutant (с).
Вы не представляете, что я чувствовала, увидев в Стиме сообщение о завершении этой покупки. Я прям встала на стул в ту же позу что и "Император" в тот самом ролике и произнесла нечто пафосное и невнятное.
И предзаказ отработал свои деньги – дали предзагрузку, всякие дополнительные плюшки, как для самой игры, так и для других игр и сервисов от Парадокс. Например, EU4 получила уникальных военных юнитов, CKII получила приквел, а игрок тематические обои и аватарки для форумов и чатов. Тут авторы вообще разошлись с комбинациями бонусов.
Но что я почувствовала, поиграв 2-3 часа в игру вы тоже представить не сможете.… Но обо всем по порядку. По многочисленным 2-3 просьбам, я все-таки решилась ответить на вопрос – «Ну как тебе игра? Дотягивает до твоей CKII? Или это клон EU? Можно теперь будет в нее играть поклонникам однокнопочных шутеров, Юбисофта, Данганронпы и прочих странностей игрового мира?» Сразу отвечу что, к сожалению нет. Неусидчивым игрокам тут делать нечего. Это по-прежнему Парадокс и это по-прежнему основа для сильной атаки на терпеливость и голову и кошелек игрока.
Предупрежу сразу, тут я хочу описать свои впечатления и основные вещи нынешнего состояния игры. И делать в конце выводы про шедевр или нет, я не буду. Пока не буду. С играми Парадоксов, как вы догадываетесь, это не работает. Для недогадливых поясню – у этой маленькой компании есть очень жуткая привычка делать к своим играм очень много много платных DLC. И говорить про конечную оценку стоит, где то через…примерно год. Может чуть больше. Кто-то, конечно, ругает их за это и желает, прям немедленно, здесь и сейчас получить цельный продукт. И я их очень понимаю, но мне кажется для такого жанра столько DLC это даже больше плюс, чем минус. Но пусть решает каждый для себя сам что ему удобнее. Ну да ладно. Кхм кхм. Возвращаемся к разбору основной игры. Император из себя представляет некую смесь Europa Universalis и Crusader Kings.
И вот мы попадаем в меню, которое показывает нам первое новшество. Внимание внимание русскоязычная аудитория! Вы не видите здесь ничего странного? Ну же присмотритесь.
Вы, правда, ничего не заметили? Эээх…Кто все таки не догадался или не захотел гадать, поясню. В игре теперь есть русский язык! Теперь не нужно искать русификаторы и ждать пока кто нибудь что нибудь переведет. Конечно, от меня странно слышать про эти ожидания, но в играх от Парадокс я впервые вижу русский язык. В свое время при написании блогов по CKII я знатно замучилась, ожидая, когда будет русификатор чтобы делать скриншоты с русскими подписями для удобства читателей. К слову перевод здесь не идеален - бросается в глаза, что то, что не переведено совсем, что то частично, где то склонения поставлены не так. Но в целом понять смысл написанного можно. Разработчики обещают поправлять все со временем.
Ну и вот, насладились мы меню, и тут я бы предложила нажать выход и распрощаться, но чтобы не забанил Нео блог был не совсем коротким, предлагаю, хоть что ни будь осмотреть. Потому что, честно говоря, в игре пока смотреть не на что. Ну, кроме менюшек которые и здесь выглядят как панели на космическом корабле. Хотя нет вру. Как панель приборов в самолете! Хотя вы будете правы если скажете что от этой разницы игроку не легче. И расписывать блестящие тактики и подходы у меня не получиться. Игра пока к этому не готова. И я всем предлагаю начинать знакомство с игрой через новый пункт в меню «Обучение». Так как это, по сути, ничем не отличается от кнопки новой игры. Единственное отличие в обучении это то, что нам дают начать играть только за Рим, высвечивая список заданий (основанных на базовых вещах игры) с подсказками. И по его завершению игру можно спокойно продолжать, как ни в чем не бывало. Для новичков самое то мне кажется.
1. Управление персонажами.
Нам обещают целый мир персонажей, со своими особенностями и навыками и реалистичное изображение портретов правителей. Про последнее я, пожалуй, промолчу, потому что никогда не видела, чтобы кто-то жаловался по портреты и ругался, как они выглядят. Насчет первого обещания - правитель у нас сам живет своей жизнью. Сам вступает в брак, сам, что то думает, хитрит, подхватывает какие то навыки. От игрока остается только следить за уровнем его здоровья и лечить его, если он заболел. Да даже если за этим не уследишь, и он скончается от болезни (например), на смену ему придет некий другой правитель. Со своими чертами характера и повлиять на выборность нельзя. По крайней мере, в партии за Рим. Мне как любительнице все контролировать в таких играх это немного неудобно. Но зато авторы попытались добавить сюда новые виды взаимодействий. А именно появился скудный список дипломатических действий на других персонажах.
Например, если кто-то из знатных семей подхватил болезнь, можно отправить своих лекарей его вылечить. Возможно, это улучшит ваши отношения. Можно его подкупить для поднятия верности. Можно выплачивать деньги целой семье, если вдруг она становиться обделенной.
И за этим придется немного следить. А то если все семьи начнут уходить в минус по параметрам то и правителю недолго будет..эээм... жить.
Кстати, я заметила что черты характера и уровень обделенности того с кем ты пытаешься сдружиться немного влияют на события в которые он попадает.
Она часто подхватывала болезни, (по какой-то причине я до сих пор понять не могу), и я, сказав «почему бы и нет?» стала отправлять к ней лекарей. Она все мои жесты оценивала, но дружить категорически не желала. Хотя ивенты были довольно веселые с ней дааа. В один момент я уже хотела махнуть на нее рукой как у ее семьи престиж, и состояние ушли в прямом смысле в минус. И тут странным образом ивенты пошли уже с ее стороны. Не буду мучить вас как это все происходило, но все кончилось тем, что я с ней все-таки подружилась и ее семья каждый месяц получает из казны государ…ой, тьфу, от меня хорошие выплаты. Ничего не подумайте. Я просто пытаюсь помочь своему другу. Вот и все.
2. Разнообразное население
Дааа! В игре теперь очень много разнообразных народов. Если открыть карту мы видим наравне с государствами обилие новых культур и религий.
Ну как новых, исторически они старые, но для игроков они как бы должны быть новыми, то есть в игре задумано чтобы….ааа! в общем, вы поняли. Эллинские, Древнеаравийские, Шаманские, Древнескандинавские, Древнеиндийские и другие верования. Все это мешается с Римской, Греческой, Индийской культурами и на выходе мы получаем отличный пролитый коктейль на карте Европы и Азии. Но, к сожалению, не стоит обращать внимание на такую масштабность и разнообразие народов. Они тут ничего не решают. Пример - Греки эллинисты спокойно сидят в персидских территориях исповедующих зороастризм. И наоборот. И конечно свои провинции можно пытаться тихо ассимилировать, но лично я пока не вижу в этом смысла. Никаких бунтов или влияния на что-нибудь это никак не оказывает.
3. Военные Традиции
Все читающие тут играли в РПГ? Да? Тогда вам явно знакома схема – Персонаж, который прокачивает и открывает новые умения. Так? А как вы себе представляете стратегию, где можно взять целое государство и начать прокачивать его? Работает это так. На вкладке военных технологий есть 3 ветки развития. У каждой народности она своя. В нашем случае это Рим, а Рим стоит на трех столпах – Инженерия, Флот и Пехотные войска. Накопив нужное количество военных очков можно ими вложиться в нужные для государства навыки. Инженерия что логично предлагает разные устройства для обороны, осады и атаки. Флот позволяет строить лучшие корабли и учит моряков всяким морским хитростям. Пехота становится выносливей и открывается доступ к более лучшим войскам Рима. И не волнуйтесь, прокачать можно все ветки, а не только одну, например. Только тут проблема в том что все эти столпы перемешаны. И иногда чтобы прокачать нужную "инженерную" вещь которая нужна в данный момент, нужно изучить парочку не сильно нужных традиций "флота".
4. Торговля
А вот это вот, гвоздь игры! На данный момент все крутиться вокруг торговли. «Цивилизованные» государства в принципе без нее выжить не могут. И через некоторое время просиживания за игрой может показаться, что играешь в симулятор торговли. Как там выживают варвары мне пока неизвестно. Как-нибудь потом за Астерикса и Обеликса Галлов партию начну и покажу этим римлянам, где греки зиму…! Ооой, меня понесло, куда-то не туда. Кхм. Так вот, торговля. Торговать тут нужно можно всем. Еда, железо и другие природные ресурсы, верблюды, слоны, вино, шампанское, бытовая техника оружие и прочее. Главное быть в хороших отношениях с продавцом. Иначе никто продавать тебе ничего не будет.
Партия за Рим, например, может превратиться в катастрофу еще в начале. Как мы знаем из истории, Рим славился своими Легионами которые нагоняли страх и не только на противников. Здесь же если ты не научишься торговле, можно сразу хоронить будущую Римскую империю. Да ты тут можешь строить казармы в свободных местах в провинциях, но... если не торговать железом, чем твои Легионы будут воевать, и чем будут защищаться, один Юпитер знает. Местного железа на грозное войско не хватит. А еда? Вы не забыли про еду? Кто-то может сказать «ага! К черту Легионы, на железо тратиться еще. Тут же Средиземное море! Тут много деревьев, построю сильный флот и кораблями всех и вся захватывать буду, а легионерам выдам полностью деревянное оружие» Я в ответ на это лишь могу закрыть лицо рукой и пожелать удачи в поисках такого количества дерева в местных лесах. Экологическая катастрофа обеспечена.
Ну вот вроде обо всем вам и рассказала. Остальное игрокам хоть раз игравших в игры от парадоксов будет не ново. Если про что-то забыла упомянуть или возник вопрос, как можно было написать такой бред?!, просьба отписать в комментариях. Попробую исправиться и дополнить текст. Но я считаю что в «Императора» играть можно, но не долго. И то только ради того чтобы изучить и привыкнуть к множеству окошек и действий. Посмотреть, что за что отвечает. Строить партии на данный момент скучновато. Признаюсь. Про технические проблемы я молчу. Они тут присутствуют с самого релиза. Не такие критические конечно, но могут подпортить нервы. Дает надежду то, что разработчики сразу стали в курсе всего это беспорядка и в июне обещают некий большой патч который как обычно все все поправит. Баги может и поправит, а вот скучность вряд ли. Придется ждать пару DLC. И вот июнь как мы видим, идет к концу, а патча все нет…Но зато прилетают мааааааленькие фиксы.
На фоне других новостей о том, что 1) Осенью, в Берлине пройдет выставка PDXCON 2019 и там они хотят анонсировать еще одну «большую стратегическую игру» 2) Последнее крупное дополнение для CKII «Holy Fury» было признано окончательным, дальше развиваться некуда и большая часть команды ушла работать над другим проектом – все это наводит на тревожные мысли. Хотя у меня есть предположение, что они анонсируют, наконец, Crusader King III.
Возвращаясь к «Императору», какой все-таки вывод? Игра пока не дотягивает до прошлых игр студии. И покупать пока игру я не советовала бы. Но если кто-то из вас решился взять level up и отбросить от себя на время однокнопочные игры, пристраститься к стулу и мыслительным играм то можете купить. Или возьмите CKII со всеми дополнениями. Больше выиграете и я буду рада увидеть вас в сообществе стратегов. И как я когда то говорила – на старте таких игр разобраться в интерфейсе всегда будет гораздо проще.