Бонд. Джеймс Бонд. Все мы знаем это имя. С момента своего первого появления в романах Яна Флеминга, агент 007 приобрел настолько широкую популярность, что вопрос об экранизации долго не стоял. А после появления в индустрии развлечений видеоигр, все, безусловно, захотели ощутить себя в шкуре знаменитого агента. Раскрыть тайный заговор, водить Aston Martin и, конечно же, заказать водку с мартини, смешанную, но не взболтанную. И разработчики с радостью откликнулись на зов страждущих и начали представлять этому миру игры про Бонда. Но получилось ли у них передать всё то, что показывали в фильмах и, что важнее, о чём писал Флеминг в своих книгах? Давайте же узнаем.
Золотой глаз и его прорыв
В 1997 году компания Rare выпускает шутер от первого лица, игру по семнадцатому фильму про 007 – GoldenEye 007. Игра вышла на Nintendo 64 и это был грандиознейший успех. Игру восхваляли критики и игроки, она получила огромное количество наград и номинаций и это при том, что для многих сотрудников Rare это вообще была первая разработанная в их жизни игра.
Сейчас это не может не вызвать улыбку, но на тот момент графика была передовой!
Однако она сразу же получила культовый статус, да настолько, что в 2010 году был выпущен ремейк для Wii. Так в чем же был их секрет успеха? Почему GoldenEye 007 остаётся одной из лучших, если не лучшей игрой про Бонда? Всё дело в том, что на тот момент игра была сделана абсолютно правильно. Несмотря на то, что сама игра была шутером от первого лица, стелс играл важную роль в геймплее. Это вам не Wolfenstein 3D в, котором вы бежали и сносили всех нацистов на вашем пути, попутно сжирая всю собачью еду. В GoldenEye 007 вам приходилось избегать попадания под камеры и аккуратно устранять врагов, иначе был риск поднять тревогу, во время которой враги бесконечно спавнились, многократно усложняя игроку прохождение. Также, не было возможности восстановить здоровье, только броню, поэтому приходилось следить за тем, чтобы уровень брони всегда был высок, дабы не получить пулю промеж глаз и не увидеть залитый кровью экран. Оружия было много и всё было разным, а учитывая большой упор на стелс, некоторое из них было укомплектовано оптическим прицелом либо глушителем.
Слева полоса здоровья, броня справа.
Сюжет в игре выстраивался согласно фильму, но имел несколько некритичных отступлений, в угоду геймплею, как и большинство игр по фильмам. Но не за сюжет обрела свой культовый статус игра, а за мультиплеер. Он был представлен четырьмя режимами и поддерживал от двух до четырёх игроков на разделенном экране.
В общем и целом, можно сказать, что игра на долгие годы вперёд определила, как будет выглядеть игровой Бонд – шутер от первого лица с элементами стелса. Благодаря своей инновационной графике и механике, а также мультиплееру игра стала огромным коммерческим успехом и пользовалась благосклонностью критиков. Массы наград и номинаций дают нам возможность сказать, что это была одна из лучших, если не лучшая игра про Бонда в истории. И все ждали и надеялись, что дальше будет только лучше, но увы…
Всё или ничего
На волне шутеров от первого лица, игроки ждали чего-то нового и следующий прорыв для игровой Бондианы случился лишь в 2004 году, когда вышла игра James Bond 007: Everything or Nothing. Это был шутер от третьего лица, с активным использованием укрытий и шпионских гаджетов. Кроме того, в игре была часть, которая позволяла ездить по городу на своём бонд-мобиле, начинённом оружием и разным гаджетами.
Даже спустя 13 лет игра выглядит довольно неплохо!
Сюжет и постановка – вот что по-настоящему эволюционировало в игровой Бондиане с приходом этой игры. В первый раз был приглашён основной состав Бондианы тех лет, а именно Пирс Броснан в роли Бонда, Джуди Денч в роли М и Джон Клиз в роли Кью. В роли злодея Николая Дьяволо (самое русское имя, ага ) выступил Уиллем Дефо, а его помощницу сыграла Хайди Клум. Не остался в стороне и Ричард Кил, который вернулся к своей роли большого громилы с железными зубами по имени Челюсти.
Тот самый Николай Дьяволо и его помощница
Игра получила положительные отзывы от критиков и была хорошо принята игроками, но это не было таким громким прорывом, каким в свое время был GoldenEye 007.
Новый Бонд
После прихода нового Бонда, игроделы стали спешно чесать затылки и размышлять, как бы им сделать игру по новым фильмам, да так чтобы хорошо на этом подзаработать. Задача перед ними стояла ой непростая, ведь ни Казино Рояль, ни Квант милосердия не были начинены таким уж ураганным экшеном как прошлые фильмы Бондианы. В то время в моде был Джейсон Борн и упор на реализм, а значит, что и легендарному агенту пришлось попрощаться со своим бонд-мобилем и шпионскими гаджетами. И как, казалось бы, можно сделать хорошую игру про Бонда, лишенную всех этих атрибутов? Правильно, никак. Но разработчики попытались и их попытки не остались незамеченными.
Казино милосердия
Из-за малого количества экшена в обоих фильмах, было решено объединить их в одну игру, которую назвали 007: Quantum of Solace . Игра получилась шутером с укрытиями. Основная часть была от первого лица, но стоило игроку занять укрытие, как тут же включался вид от третьего лица. Эта же механика позже появилась в Deus Ex: Human Revolution, как удобная возможность предоставить игроку укрытие и, в то же время, остаться игрой от первого лица.
Нет бы, в карты играть - этот дурак пошёл стрелять!
Сюжет полностью повторял оба фильма, лишь иногда отходя от них. К работе над игрой были привлечены актеры из обоих фильмов, предоставив как свою внешность, так и голоса. Впервые Бонд заговорил голосом Дэниэла Крейга. Джуди Дэнч вновь сыграла роль М, Ева Грин и Ольга Куриленко сыграли девушек Бонда, а Мадс Миккельсен и Матьё Амальрик – злодеев Лё Шифра и Доминика Грина соответственно.
Гоночная часть в этой игре отсутствовала и всё сводилось к стандартному шутеру тех лет а-ля Call of Duty. Ничего революционного произведено не было и критики спокойно наградили эту игру средними оценками, что в дальнейшем было сделано и игроками.
От себя добавлю, что в свое время весьма много времени провёл в игре, поскольку всякие Call of Duty надоели, а пострелять хотелось. Если хотите, можете попробовать поиграть, на пару вечеров может и затянет.
Легенды легендарные
Последняя попытка сделать игру про Бонда была в 2012 году, аккурат к юбилею 007 – пятьдесят лет с первого фильма про Бонда – Доктор Ноу. Механика игры была стандартной и на тот момент совсем уж надоевшей – шутер от первого лица. Но игра примечательна не этим.
Даже обложка намекает нам, что всё очень плохо!
Дело в том, что когда в 2010 году на Wii выпустили ремейк GoldenEye 007 там, вместо Броснана, в роли Бонда выступил Крейг. Точно так же было решено сделать и в 007: Legends, а именно – взять пять культовых фильмов про Бонда, в которых играли все пять актеров и совместить их в одну игру, где роль Бонда будет исполнять Дэниэл Крейг. Решение, честно говоря, своеобразное, поскольку лично мне было бы приятней видеть пять эпизодов с разными Бондами, ведь они на тот момент все были живы и их можно было позвать на озвучку. Кстати Крейг озвучить Бонда не смог, предоставил лишь внешность.
Культовая сцена из 60-х вызывает лишь усмешку, настолько избитой и ненужной она смотрится в 2010-х
Сюжет у игры такой – во время пролога Скайфолла, Манипенни случайно попадает в Бонда из винтовки и когда он падает раненый в реку, то начинает видеть флешбеки о своих прошлых приключениях, которые якобы происходят после Кванта милосердия и до Скайфолла. От времён Бонда-Коннери нам достался Голдфингер, На службе её величества была, увы, единственной картиной с Джорджем Лэзенби, так что тут без вариантов. Приключения Бонда, времён Роджера Мура покажут нам Лунного гонщика, а от Далтона и Броснана нам достались Лицензия на убийство и Умри, но не сейчас, соответственно.
Кто ваш самый любимый Бонд? За кого из них вы бы хотели сыграть?
Хорошая идея не была подкреплена хорошими игровыми механиками, а графика была откровенно устаревшей для 2012 года. Как итог – весьма посредственные отзывы и продажи. Такое себе поздравление с юбилеем, особенно на фоне оскароносного Скайфолла.
Немножко моих мыслей
Всё, о чем я говорил выше – игры, сделанные конкретно по фильмам о Бонде или вдохновлённые ими. Они превозносили именно то, что превозносил киношный Бонд – массу экшена, крутые автомобили и красивых женщин. Но ни одна из них не смогла передать именно книжного Бонда, в котором всё это тоже есть, но также есть и шпионаж, то есть явки и пароли, двойные агенты, фальшивые имена и прочее и прочее.
Несмотря на то, что я читал Флеминга и истинной Бондианой считаю только его книги, а продолжения от других авторов для меня не в счет, я всё же больше люблю шпионские романы Джона Ле Карре, которые также часто экранизируются, из последних можно вспомнить сериал Ночной Администратор и фильм Шпион, выйди вон!. Это тягучие и медленные, но весьма напряженные шпионские картины, в которых нет экшена, а всё сосредоточено на играх ума. И идеальный проект по Бонду должен быть именно таким, он может быть разбавлен экшеном, но основная часть должна быть посвящена именно шпионажу, а не крутым взрывам. Но хватит присказок, вы все здесь ради того, чтобы увидеть игру, которую я считаю идеальным проектом про Бонда и сейчас я её покажу.
Идеальный агент
Как вы должны были уже понять, идеальный проект, про который я расскажу – это не игра про Бонда. Это совсем другая игра, которая имеет механику столь успешную и правильную для 007, что если бы на основе этой механики была выпущена новая игро-бондиана, то мы бы дружно назвали это новым настоящим прорывом со времён GoldenEye 007.
Я говорю, разумеется об игре 2016 года выпуска, под названием HITMAN. Да, вы всё правильно поняли. Я считаю HITMAN лучшей игрой про Бонда, которой у нас никогда не было. И первый уровень в Париже – это буквально оммаж на Бондиану. Судите сами, агент в смокинге под фальшивым именем пробирается на тайный аукцион оружия и секретных данных, на котором присутствуют различные криминальные элементы. Там даже охранник на входе в запрещённую локацию говорит вам, пародируя голос Шона Коннери: «Извините, мистер Бонд, сюда нельзя». Конечно, там не было своего Блофельда или Голдфингера, но HITMAN никогда не славилась своими сверххаризматичными злодеями. Но ими не славятся и последние игры и фильмы про Бонда, так что я думаю, что это не такая уж и проблема.
Именно механики социального стелса и не хватает играм про Бонда. Осторожных, скрытных проникновений при помощи своих шпионских гаджетов, переодеваний или хитрости. Конечно, HITMAN ставит во главу угла стелс, а значит большинство целей не одолеть нахрапом, но, думаю, в случае Бонда, экшен можно было бы вплести в механику социального стелса и устраивать красивый переполох, как раз тогда, когда вы устали уже тихо пробираться куда-то или уже достигли цели и хотите жахнуть напоследок.
Смокинг есть, пистолет с глушителем есть, тоже агент. Ну чем не Бонд?
Итоги
Ленин жил, Ленин жив Бонд жил, Бонд жив, Бонд будет жить! Франшиза о великом шпионе будет продолжаться и очень хочется надеяться, что нас ожидают качественные и интересные игры про Бонда, которые смогут совершить революцию и показать нам 007 в играх с тех сторон, с каких мы его ещё не видели.
На этом всё, подписывайтесь на мой блог, чтобы первыми читать новые материалы! Не забывайте ставить лайк, если вам понравилось или дизлайк, если не понравилось и обсуждать статьи в комментариях, ибо мне интересно ваше мнение и я всегда готов к интересной дискуссии!
Спасибо за внимание и удачи!