"Всё, что можно сделать с крысой,
можно сделать и с человеком.
А с крысой мы можем сделать почти всё."
- Брюс Стерлинг
Достаточно странно устроено мышление современного человека. Вставшее на ровные рельсы решения типовых задач, оно стремится упростить процесс жизнедеятельности, старательно оберегая своего хозяина от рассуждений, способных пошатнуть такой привычный уклад. И только некий внешний импульс в состоянии повлиять на сложившуюся ситуацию, обратить внимание обывателя на столь методично игнорируемые им мировые изменения.
Подобным импульсом стал проект английской студии Eidos Interactive, получивший название Deus Ex: Human Revolution и приковавший к себе внимание общественности еще на стадии разработки. Издатель, Square Enix, не пожалел сил при разворачивании рекламной кампании вокруг киберпанковского детища, и вскоре после анонса о моральных аспектах имплантации заговорили даже далекие от игр люди. Адам Дженсен, главный герой событий сравнительно недалекого будущего (на дворе 2027 год), вполне мог бы сойти за школьный манекен, наглядно демонстрирующий все прелести кибернизации: несчастный случай оставил ему на память имплантаты всего, чего только можно, начиная с искусственных конечностей, и заканчивая стильными очками, информирующими владельца о биометрических показателях. Казалось бы, киберпанк киберпанком, имплантирован так имплантирован, ничего страшного, пусть себе идет, наказывает террористов. Ан нет, не то хронологическая близость происходящего сказывается, не то повествуемые события не кажутся такими уж фантастическими, но все чаще и чаще проект всплывает в дискуссиях, тема которых – трансгуманизм.
Я не буду доедать свой глаз. Хочешь?
Что такое трангуманизм? Сухая и жадная до эпитетов википедия заявляет, что это рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть, и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. Говоря проще, трансгуманист – индивид, являющийся сторонником человеческой модернизации посредством имплантатов. Совсем недавно этот термин не был слишком популярным, но последние тенденции в развитии кибернизации спешат исправить ситуацию, делая его все более и более употребляемым. А вот повода употребить его, более чем достаточно: семимильными шагами развивается сотрудничество медицины и инженерной мысли, уже преподнося человечеству искусственные конечности и усилители собственных чувств и рефлексов.
EyeBorg собственной персоной.
Арнольд Шварцеггерович Терминатор утирает скупую мужскую слезу.
Уже сегодня ученые из Университета Южной Калифорнии вполне успешно вживляют человеку бионические глаза, частично восстанавливающие потерянное зрение. Не менее сведущая в кибернизации компания AbioMed разработала еще более полезное устройство – искусственное сердце, заряд аккумулятора которого восполняется от внешних источников питания. Та же Square Enix в поддержку продвигаемого проекта профинансировала короткометражный фильм «EyeBorg» (Глазборг), снятый глазами (а вернее, глазом) режиссера Роба Спенса (Rob Spence), вместо одного органа зрения которого выступает объектив камеры. Фильм повествует о развитии трансгуманистических идей в обществе, и посвящен людям, живые органы которых уступили место кибер-протезам. Герои ленты акцентируют внимание на том, что 2027 год – достаточно поздний прогноз для уровня развития, продемонстрированного в игре, а гриф “фантастический боевик” проекту не присвоит даже самый скептически настроенный человек.
World Transhumanist Association (Мировая Трансгуманистическая Ассоциация), Humanity Plus, H+, такое название получила мировая неправительственная организация, активно высказывающаяся в поддержку идей кибернизации и всяческого развития человека путем улучшения его тела.
Возглавляемая Ником Бостромом (Nick Bostrom), активно способствует исследованиям на поприще увеличения срока жизни людей. Сообщество насчитывает более пяти тысяч членов, а также публикует ежеквартальный журнал, в котором отображает передовые исследования ученых, так или иначе касающиеся идей трансгуманизма.
Существует также Российское Трансгуманистическое Движение (РТД), не являющееся филиалом мировой ассоциации, считающееся организованным и ведущее достаточно широкую кампанию по продвижению своих идей.
Значимость проводимых исследований, к сожалению, впечатляет только членов этого общества, но достаточно размытая позиция взглядов относительно иммортализма позволяет концентрировать на себе внимание не искушенных в вопросах кибернизации обывателей.
15 марта 2007 РТД выпустило первый и последний за время своего существования журнал, получивший название "Послезавтра".
В наше время множество ученых мужей, в лице докторов наук, философов и инженеров, всерьез занимаются популяризацией вопроса единения человека и машины, совершенствования тела и, чего мелочится, бессмертия. Несложно догадаться, что такое развитие событий не устраивает религиозных людей, считающих подобного рода эксперименты негуманными. Уже сегодня Европейский Союз всерьез озадачен вопросом человечности роботизации, и результатом этой озадаченности стал запрет на исследования с участием эмбриональных стволовых клеток, что несколько покачивает паритет между спорящими сторонами.
Казалось бы, любой здравомыслящий человек в состоянии объяснить любому другому здравомыслящему человеку, что восстановление утраченных некогда органов и спасение жизней посредством механизмов – бесконечное благо. Но то ли здравомыслящие люди в наше время в дефиците, то ли противники такого рода развития отстаивают несколько другие идеалы, но свои доводы имеются у каждой из сторон. В действительности, иллюзий на предмет того, что механическим протезом можно как снять котенка с дерева, так и свернуть ему шею, никто не питает. Куда больше расходятся мнения на счет того, к чему приведет массовое развитие имплантатов. А приведет оно не только к восстановлению утраченных возможностей тела, но и к усовершенствованию имеющихся. И мнение на счет того, хорошо это или плохо, у каждого свое.
Пользуясь случаем, трейлеры DE:HR передают привет трансгуманистам.
Стремление людей к достижению грани сверхчеловека не могут не признавать даже самые религиозные современные деятели, но применение для этого механических элементов добавляет актуальности вопросу, заданному Адамом Дженсеном самому себе: "Кто я теперь? Стал ли я больше, чем человек... или меньше?". Сможет ли индивид назвать своими мысли, придуманные сугубо благодаря стимулятору мозговой деятельности? И имеет ли это смысл, если мысли эти спасают жизнь? Или, напротив, губят? И не получится ли так, что человек станет человечнее с уменьшением в себе доли этого самого человека? Ответы на эти вопросы неизбежно приближаются в виде наступающего технократического будущего. И приближаются они под незатихающую дискуссию, весьма схожую с конфликтом, продемонстрированным в DE:HR. По одну сторону баррикады – радостные лица с флажками «H+», подчас не в силу внятно объяснить, зачем им понадобилось бессмертие, по другую – блюстители человеческой нравственности, иногда ратующие за то, что спасти чью бы то ни было жизнь – не суть гуманность. Конец приключений Дженсена прямо указывает на то, что развязок у сложившейся дискуссии далеко не две. И в равнозначном диалоге каждый волен сделать свои выводы самостоятельно.
Адам Дженсен в роли Икара. Аллюзия далеко не случайна.
Перефразировав классиков, можно заметить, что «Призрак ходит по Европе. Призрак трансгуманизма». Несложно представить аспекты кибернизации, которые плохо сочетаются с современными системами экономических и социальных отношений, что вряд ли сильно затормозит прогресс. И чем материальнее становится призрак сверхчеловека, уже витающий рядом и будоражащий умы современности, тем более понятной видится необходимость изменения общественного мировоззрения. Необходимость человеческой революции.