Любому игровому проекту нужны деньги – отрицать столь банальную истину не сможет даже лютый антагонист Капитана Очевидность. Игру можно сделать без талантливого дизайнера, без новомодного графического движка, даже без пиццы и кофе для программистов, однако, без достаточных финансовых средств создать ее невозможно.
Понятное дело, если вы ЕА или Ubisoft, то данная проблема у вас отсутствует в принципе. Но что если вы – молодая, никому не известная команда целеустремленных разработчиков, независимая game-студия или группа маститых специалистов, много лет проработавших в составе крупных игровых корпораций и решивших попробовать сделать видеоигру самостоятельно? Откуда брать заветное финансирование? Вкладывать в разработку свои кровно заработанные? Влезать в петлю банковского кредита? Одалживать у друзей или привлекать за солидную часть будущей прибыли заинтересовавшегося проектом бизнес-партнера? Стремительное развитие краудфандинга помогло многим игроделам вырваться из этого замкнутого круга...
От геймера к бакеру и обратно.
Под мудреным заграничным словом «краудфандинг» кроется не что иное, как система добровольных пожертвований одних людей на задумки и проекты других. Наиболее известными и эффективными зарубежными краудфандиговыми платформами являются KickStarter и Indiegogo. Людей, решивших вложиться в тот или иной проект на этих ресурсах, величают соответственно бакерами и фаундерами.
Простая суть краудфандинга.
Стремительное развитие краудфандинга на Западе и, как следствие, быстрое увеличение популярности краудфандинговых платформ в течение нескольких лет (KickStarter запустился в 2009 году), обращает на себя все больше внимания восточноевропейской аудитории. Убедившись в том, что процент фейковых проектов на Кикстартере и Indiegogo достаточно невысок, наученные горьком опытом многочисленных финансовых пирамид, жители стран СНГ, отбросив страхи, активно вливаются в число завсегдатаев ресурсов. Подобная огромная, готовая вкладывать деньги в интересные проекты, аудитория создает благодатную атмосферу для выхода на широкие краудфандиговые просторы амбициозных команд game-разработчиков, чьи финансовые источники ограничены.
Не хочешь зависеть от политики воротил игрового мира? Иди на KickStarter!Именно благодаря Кикстартеру смогла состояться разработка Broken Age, The Long Dark, Aegis Defenders, Woolfe - The Red Hood Diaries и многих других проектов. Поэтому не стоит особенно удивляться тому факту, что довольно скоро данным финансовым источником заинтересовались игровые разработчики «с именем».
На что клюет геймер?
Безусловно, на сегодняшний день, самой известной игровой краудфандинговой кампанией является проект Wasteland 2 «бунтаря» Брайана Фарго. Отец первого Fallout и соавтор Baldur's Gate в своем неповторимом стиле заявил что-то типа: «олдскул рулит форева, и чтобы это доказать, мне нужно каких-то $900 тыс.». Регалии и заслуги Брайана в игровом мире говорили сами за себя, игр подобных культовому Fallout не было видно даже на горизонте, поэтому геймерские деньги бурным потоком хлынули на счет Wasteland 2, легко покрыв требуемую Фарго сумму, и остановившись в районе $2,9 млн.
Темное дело за 3 ляма баков.
В том же году успех Брайна Фарго повторила Obsidian Entertainment, чьи сотрудники открыто и не таясь попросили у геймеров $1,1 млн. на новый, создаваемый по «старым» принципам, РПГ-проект Pillars of Eternity. Не веря в собственное счастье и обалдев от того, что над игрой будут работать люди, создававшие великолепный Neverwinter Nights 2 и эпохальный Icewind Dale, геймеры всего мира влили в Project Eternity почти $4 млн.
Да, можно долго говорить о том, что оба этих проекта-рекордсмена по сборам, в большей мере не оправдали возложенных на них надежд. Возможно, кто-то скажет, что созданная всего за $50 тыс. увлекательная и простая игра Hand of Fate обошлась с геймерами-инвесторами честнее, чем ее более дорогостоящие сородичи – суть от этого не изменится. И Wasteland 2, и Pillars of Eternity, хоть и не стали реинкарнацией жанра классического РПГ, но собрали гораздо больше заявленных сумм, а значит, авторы краудфандинговых компаний данных проектов добились поставленной цели.
Конечно, подобные феерические кампании являются скорее исключением из правил, нежели распространенной практикой.
Геймер натура тонкая – он гораздо охотнее инвестирует в крутую игровую атмосферу, чем в технические плюшки.Для сравнения, приведем пример BEDLAM – проекта еще одного корифея геймдева Джона Мюллера. Экс арт-директор Darksiders также обратился к жанру РПГ, пообещав за $130 тыс. создать довольно интересную игровую постапокалиптическую графическую новеллу, использовав для этого вдохновение, полученное от атмосферы XCOM, и движок The Banner Saga. Сама The Banner Saga, как известно, в свое время просила на Кикстартере $100 тыс., а собрала немногим более $700 тыс. Другими словами, у Джона Мюллера была полновесная заявка на победу, мало чем отличающаяся от его уже успешных коллег. Джон имел свой «вес» в игровом мире, привлек к разработке BEDLAM тертых калачей-программистов, его проект был РПГ-игрой, а просимая сумма лежала в абсолютно разумных пределах. Казалось бы: стоит открыться кампании по сбору средств, и радостные геймеры забросают Мюллера и его команду деньгами. Однако то ли геймеры были разочарованы отдачей от инвестиций в прошлые проекты, то ли концепция BEDLAM не произвела должного впечатления – кампания игры проходила с огромным скрипом. Финансы поступали на счет проекта очень медленно, и только лишь за два дня до окончания кампании вожделенные $130 тыс. были собраны.
BEDLAM все же доехал до успеха.
Тем не менее, данный сюжет все же завершился хэппи эндом. А ведь история Кикстартера знает и более грустные случаи...
Иногда даже успешные инвестиции не приводят к успеху.
Ничто не предвещало беды, когда об открытии кампании по сбору средств на свой проект Yogventures! на Кикстартере объявила компания Winterkewl Games. Еще бы, разработчики обещали создать игру с открытым миром по мотивам широко известного канала на Youtube – Yogscast, и просили на это всего каких-то $250 тыс. Реакция игрового мира не заставила себя долго ждать, и на счет разработчиков упала вдвое большая сумма – почти $570 тыс. Казалось бы, вот оно счастье: кампания стала успешной, потенциальная аудитория роет землю в ожидании релиза, денег куры не клюют – сиди себе и спокойно пили игру.
Однако проблемы у проекта начались почти сразу. Да, Winterkewl Games составили неплохую смету, просчитали все расходы, но только забыли нанять главного программиста и заключить грамотный контракт с графическим художником. В результате контроль над разработкой был утерян, в коллективе началась неразбериха, задачи не выполнялись, денежный запас стремительно истощался и спустя довольно короткий срок создание Yogventures! перешло в стадию глубокой заморозки.
А у него были такие хорошие рекомендации (с)
Также можно вспомнить Godus от маэстро Питера Молинье. Игра собрала на Кикстартере $523 тыс., но с треском провалилась уже после релиза на мобильных платформах. И хотя сам Молинье взял вину за провал на себя, фактов это не меняет – к сожалению, далеко не всегда опыт в геймдеве или использование раскрученного бренда дает гарантию успеха после завершения краудфандинговой кампании.
Без сомнения, сверхбыстрое развитие краудфандинга в мире и, как следствие, появление краудфандинговых платформ, дало новый толчок игровой индустрии. Для независимых игровых студий открылся новый горизонт: их проекты получили реальный шанс на финансовое обеспечение, а не умерли на стадии создания сюжета. И пусть не все начинания оправдывают геймерские ожидания, пусть не в каждый из них игрок готов вложить свои деньги, главное, что любая из подобных игр никогда не смогла бы увидеть свет без нас с вами.