Тема комиксов в России – одна из самых сложных и болезненных для отечественного гика. С одной стороны, «первые комиксы» – лубочные картинки – восходят корнями к VIII веку нашей эры, а на территории современной России первые подобные картинки датируют XII веком. Официально, конечно, никто не называет это «лубочными комиксами», что, впрочем, не умаляет сути. Вот, к примеру, картинка из Википедии: 1760 год, «Мыши кота погребают» – ну чем не комикс? Распространение значимой информации через картинки – логичный выход в ситуации, когда подавляющее большинство населения не владеет грамотой.
Однако если с советским агитпропом и древними «информационными листками» все более-менее понятно (комиксы как бы были, но в рамках агиток и иллюстраций, не далеко ушедших от все тех же лубков), то вот культура современных комиксов гораздо интереснее, если рассматривать их в разрезе «графических новелл». Сам формат комикса – это сочетание картинки и небольшого текста, таким образом, автор может экономить значительное количество времени читателя, убирая описание окружающих пейзажей (привет дубу из «Войны и Мира») и внешнего вида персонажей. Кроме того, комиксы позволяют гораздо лучше передавать динамику боевых сцен. Началось все в предвоенное время с основания компании DC Comics в 1934 году и появления будущего Marvel Comics в 1939-ом. За прошедший с момента рождения DC Comics 81 год комиксы пережили огромное количество различных внутренних периодов, наплодили невероятное количество героев, рассказали значительное количество захватывающих историй и даже умудрились получить Пулитцеровскую премию (Maus: A Survival's Tale в 1992 году).
Однако все это прошло мимо населения СССР в виду очевидной политической ситуации того времени. По-настоящему Человек-паук и Бэтмен начали свою экспансию на советском пространстве лишь в 90-х, после развала Союза. Однако в силу культурологического наследия, воспринимались они не серьезнее Мурзилки и Утиных Историй. Привить широким слоям населения любовь к вселенным Marvel и DC не смогли, увы, ни мультсериалы (хотя пару сезонов Человека-паука автор в детстве засмотрел до разрыва ленты на кассете), ни полнометражные мультфильмы, ни даже фильмы о Бэтмене. Реванш американские истории в картинках смогли взять лишь в середине 2000-х, и то с помощью голливудских блокбастеров. Надо признать, что Marvel победила не только на киноэкранах, но и в умах россиян. Еще пару лет назад (до выхода сериалов Flash и Green Arrow) вряд ли кто-то смог бы навскидку вспомнить героев DC, менее раскрученных, чем Бэтмен или Джокер. В 2014 году очередную победу Marvel одержала и на поприще электронных развлечений, выпустив Marvel Heroes, а через год, добавив к ней цифру 2015.
Marvel Heroes 2015 – это Action MMORPG с любимыми героями в одноименной вселенной. Action MMORPG на практике означает Diablo-подобную систему с тоннами разноцветного лута, активными скиллами и управлением мышкой. Что примечательно, в отличие от других супергеройских игр вроде Champions Online или City of Heroes, где своего персонажа вам надо создавать с нуля – от костюма, до способностей, – на выбор в MH 2015 вам дают тех самых героев Marvel с их сигнатурными способностями, характерным способом ведения боя (Халк крушит, а Каратель стреляет из оружия) и привычным внешним видом.
Типичный геймплей игры – это линейный (а частенько и вовсе коридорный) уровень с толпой врагов, которых надо нокаутировать и выполнить какие-то простенькие задания, вроде обезвреживания бомбы или спасения заложников. Такие вот обычные серые супергеройские будни... С геймплейной точки зрения, честно говоря, надоедает довольно быстро – пары десятков уровней и испытаний в формате «продержись против 10 волн Демонов» хватает, чтобы насытиться этим видом времяпрепровождения.
Однако спасает ситуацию то, как гейм-дизайнеры из Gazillion подошли к битвам с боссами супер-злодеями: как и играбельные персонажи, злодеи сделаны со знанием дела (читай: вселенной) и «душой». Все, что применимо к героям – пресловутые костюмы, навыки и тактика боя – все это относится и к злодеям. Вот Зеленый Гоблин совершает головокружительные пике на вашего Железного Человека, попутно забрасывая его бомбами; вот Магнето швыряется огромными кусками металлического мусора, а вот Халк крушит. Последнее особенно оценят любители комиксов, в которых Халк периодически весело и с задором раздает тумаки своим бывшим коллегам по Мстителям. В общем, именно битва с боссом, а не эпический лут, является главной наградой за прохождение любого уровня.
Но главное, за что хочется похвалить Marvel Heroes 2015 – это переданный дух именно комиксовой вселенной. Не секрет, что хоть Человек-паук, Каратель, Призрачный Гонщик, Люди Икс и Мстители принадлежат к одной вселенной, пути их на киноэкранах не пересекаются. При этом в комиксах мэшапы из различных героев – дело, в общем-то, обычное, и является, по сути, топливом для сюжета. Тут Дедпул присоединился к Мстителям, там Росомаха дерется с Халком, а в одной из комиксовых серий уже упомянутый Дедпул просто берет и открывает охоту за всеми героями. Весьма успешную, кстати. В Marvel Heroes 2015 атмосфера единения сил добра ощущается буквально везде – от логотипов S.H.I.E.L.D. на главной базе, до характерных персонажей, выдающих вам задание. Такая же история и в противоположном лагере – A.I.M. объединяется с Гидрой, а Демоны, Темные Эльфы и Ледяные Гиганты чуть не маршируют рука об руку против наших героев.
В этом винегрете из супер-всего, динамичного экшена, отличных боссов и тон эпического лута вам и предлагает скоротать свое время Gazlillion Inc. в содружестве с отечественным Софтклабом. Блюдо специфическое, но любителям пофантазировать на тему супер-способностей и просто мальчишкам в душе придется по вкусу.