Война. Война никогда не меняется. Цитата из легендарной серии Fallout отлично описывает любой боевой конфликт. Однако в случае с консольным противостоянием Sony и Microsoft она не совсем корректна. Грядет уже девятое поколение игровых устройств, и компании успели набраться опыта. Они постоянно анализируют рынок и придумывают новые способы, как привлечь аудиторию. Консольные «войны» сейчас и пятнадцать лет назад уже сложно сравнивать, настолько изменилась ситуация в индустрии. Бытует даже мнение, что противостояние платформодержателей осталось в прошлом, так как каждый из них избрал свою уникальную стратегию развития. Отчасти это правда, так как ставки Microsoft и Sony сильно отличаются, однако они остаются прямыми конкурентами, что доказывают последние месяцы. Компании стараются предугадывать действия соперника, парируют заявления друг друга касательно устройств и обратной совместимости, пытаются устраивать шоу для зрителей и продолжают держать цену в секрете. Борьбу между ними увидит любой человек, который хотя бы немного следит за игровой индустрией. Да, она уже не такая активная, как во время старта седьмого поколения, но все же имеет место быть. Именно поэтому редакция Gamer-Info решила выяснить, чем Sony и Microsoft собираются привлекать аудиторию в новом консольном противостоянии. Мы взвесили главные козыри компаний и постарались проанализировать, насколько действенными они будут в борьбе за внимание игроков.
Главное противостояние года в игровой индустрии.
Начнем, пожалуй, с отстающей стороны – Microsoft. В 2013 году игровое подразделение корпорации потерпело сокрушительное поражение от своего прямого конкурента. При создании Xbox One было принято много неправильных решений, а во время продвижения консоли компания ошибочно расставила акценты. Как оказалось, телевидение и спорт геймеров не особо интересуют, ведь им нужно устройство для воспроизведения интерактивных развлечений. Стратегия Microsoft изменилась только ближе к концу восьмого поколения, когда у руля Xbox стал Фил Спенсер. Он избрал другое направление развития и теперь готов сражаться за рынок с противником, который за семь лет доминирования еще сильнее усилил позиции бренда PlayStation.
Чтобы как-то отвоевать рынок в будущем, Спенсер и его команда представили Xbox Series X – самую производительную консоль грядущего поколения. Собственно, в этом и заключается первый козырь Microsoft. Если человек просто захочет купить устройство с лучшим «железом» и глянет на голые цифры, то увидит 12 терафлопс Xbox Series X против 10,28 у PlayStation 5. Затем потенциальный покупатель посмотрит на тактовую частоту центрального процессора, объем SSD и остановит свой выбор на консоли Microsoft. Понятно, что такое сравнение слишком грубое, и если уж сталкивать устройства лбами, то нужно погружаться в тему значительно глубже. Но рядового геймера не сильно интересуют скорости передачи информации в твердотельном накопителе и наличие динамической тактовой частоты CPU. В грубом сравнении Xbox Series X выигрывает, а этого может оказаться достаточно для части аудитории.
У Xbox Series X еще и дизайн выделяется своим минимализмом.
И ведь не стоит забывать, что Microsoft готовится выпустить в новом поколении сразу две консоли. Вторая носит кодовое название Xbox Lockhart, и ее пока не представили публике. Поговаривают, это произойдет уже в августе на грядущем мероприятии Xbox. На проведение события в текущем месяце намекал и сам Фил Спенсер, так что ждать осталось недолго. Официальная информация о Lockhart не поступала, однако о ней много рассказывали сторонние надежные источники, в том числе инсайдеры и СМИ. Так какой же будет грядущая консоль? Если собрать все утекшие данные, то вырисовывается следующая картина: устройство снабдят 7,5 Гбайт оперативной памяти, видеокартой с теоретической производительностью 4 терафлопса и центральным процессором – минуточку внимания – как в Xbox Series X, то есть с той же архитектурой и частотами. Получается, CPU Lockhart хоть и ненамного, но все же мощнее, чем у PlayStation 5. Благодаря такому решению под консоль не понадобится разрабатывать отдельные версии игр. Студиям нужно будет лишь провести оптимизацию под видеокарту более слабой консоли от Microsoft, а этим они занимаются уже долгие годы, работая с ПК-версиями своих проектов.
Lockhart пока не представили, но фото контроллер для нее слили в сеть.
А теперь поговорим о самом важном параметре консоли – ее стоимости. Согласно слитым данным, Microsoft собирается использовать Lockhart, чтобы устроить демпинг цен. Она будет распространяться всего за $200, а это даже с учетом далеко не самых мощных комплектующих ниже себестоимости. Как результат, осенью на рынке появится невероятно дешевая консоль, которая потянет будущие игры в разрешении 900-1080р, да еще и с трассировкой лучей, как заявили инсайдеры. Люди, которые используют приставку несколько раз в неделю для игры в FIFA, Call of Duty и Mortal Kombat и не гонятся за высочайшим качеством, гарантированно выберут Lockhart. Зачем им переплачивать за дорогие консоли, когда можно неплохо сэкономить и получить устройство, которое их удовлетворит. Да, сейчас речь о казуальных пользователях, составляющих львиную долю аудитории той самой FIFA. Если Microsoft сумеет привлечь их в свою экосистему, это будет очень сильный удар по позициям Sony. И именно по указанной причине Lockhart выступает главным козырем Xbox в борьбе с конкурентом.
Ну а последнее преимущество «мелкомягких» в консольных баталиях девятого поколения уже давно всем известно. Речь, конечно же, об Xbox Game Pass, который Фил Спенсер весьма неплохо продвигает. Этот подписочный сервис насчитывает уже более чем двести игр, и он успешно работает как на Xbox, так и на ПК. Еще весной 2020 года аудитория Game Pass превысила 10 млн человек, а все благодаря привлекательному соотношению «цена – качество». За $10 в месяц пользователи получают доступ к большой библиотеке, в которой на релизе появляются все проекты от внутренних команд Xbox Game Studios. А это, на секундочку, 14 коллективов, которые прямо сейчас трудятся над неплохими играми. Их разнообразие можно считать еще одним небольшим преимуществом. Авторы из Xbox Game Studios не боятся экспериментировать, а Microsoft их в этом поддерживает. За первую половину 2019 года игровое подразделение корпорации выпустило тактическую стратегию, симулятор выживания, метроидванию, сессионный боевик и несколько шутеров в составе Halo: The Master Chief Collection на ПК. А в августе список пополнит еще и beat 'em up Battletoads.
В Xbox Game Pass есть много интересных и популярных игр.
Все вышеуказанные козыри свидетельствуют о том, что игровое подразделение Microsoft неплохо подготовилось к переходу на девятое поколение консолей. Оно готово бороться и отвоевывать позиции у Sony. За счет Game Pass и Xbox Series X компания будет привлекать хардкорных геймеров, а Lockhart поможет расширить аудиторию среди казуалов. И хотя все предпринятые шаги смотрятся весьма неплохо, конкурент Microsoft тоже не сидит на месте.
Sony чувствует себя лидером в консольной гонке и использует ту же тактику, что и в предыдущем поколении. Ее главное оружие – масштабные эксклюзивы от внутренних студий. Пользователи уже привыкли, что если проект создается разработчиками, входящими в состав SIE Worldwide Studios, то его качество будет как минимум похвальным. Но шансы получить новый хит всегда высоки, поэтому произведения от коллективов Sony горячо ожидаемы в сообществе. Ради них, собственно, многие и покупают PlayStation, а значит – стратегия японской компании работает. На своих блокбастерах она не зарабатывает, о чем догадываются далеко не все пользователи. Масштабные игры лишь продвигают консоль в массы, а основной доход Sony приносят сторонние разработчики и издатели, которые продают свои проекты на PS4 и продолжат это делать на PS5. Компания получает 30% от каждой реализованной на своей платформе продукции, будь то отдельное творение, дополнение или же микротранзакция.
А так как стратегия работает, японская компания не собирается сбавлять обороты. Она уже анонсировала самостоятельное дополнение к Marvel's Spider-Man с Майлзом Моралесом в главной роли, Horizon Forbidden West и Ratchet & Clank: Rift Apart. Плюс ко всему в разработке наверняка находится продолжение God of War, новая Days Gone и какой-то хоррор от Japan Studio. И это только проекты от внутренних команд, а ведь будут еще эксклюзивы от партнеров, которые производятся под присмотром Sony. Главным из них, судя по многочисленным сливам, станет еще не анонсированный на момент написания материала перезапуск Silent Hill. Из других ожидаемых игр для PlayStation 5 от сторонних авторов стоит отметить Pragmata, Sackboy A Big Adventure и Kena: Bridge of Spirits.
Ratchet & Clank: Rift Apart с механикой прыжков между мирами выглядит любопытно.
Уже сейчас понятно, что на PS5 выйдет немало интересных игр, а до запуска консоли Sony анонсирует еще несколько новинок. На это в одном из интервью намекал генеральный директор компании Джим Райан. Вообще, слово «эксклюзивность» находится на вершине стратегической пирамиды Sony. Недавно проскользнули слухи, что она массово заключает контракты с разнообразными студиями. Те, согласно договорам, будут реализовывать в своих играх уникальный контент, доступный только пользователям PlayStation 5 и в отдельных случаях PS4. И Человек-паук в Marvel's Avengers – это только начало масштабной акции по завоеванию аудитории с помощью эксклюзивности. То есть Sony намерена попросту задавить рынок и не оставить пользователям выбора. Она словно говорит: «Хотите полную игру со всем контентом? Тогда покупайте PlayStation 5 и присоединяйтесь к нашей экосистеме». Честным такой подход не назовешь, но пока он работает и приносит плоды, японская компания от него не откажется.
Наверняка эксклюзивность паучка мотивирует многих купить Marvels Avengers на PS4 или PS5.
Собственно, во многом благодаря эксклюзивности, которая у самых преданных поклонников ассоциируется с элитарностью, Sony удалось настолько сильно укрепить бренд PlayStation. Здесь, конечно, еще Microsoft постаралась со своим полностью провальным запуском Xbox One, но и японская компания на месте не сидела. Она провела великолепную маркетинговую кампанию в 2013 году, постоянно продвигала PS4 и радовала публику отменными играми. Грамотные решения помогли сформировать в головах пользователей одну простую мысль: PlayStation – это всегда высокое качество и интереснейшие развлечения. Причем такое мнение бытует не только среди рядовых пользователей, которые играют несколько раз в неделю. Хардкорным геймерам тоже нравится быть частью сообщества PlayStation и с нетерпением ждать релиза каждого эксклюзива. Для них преимущество 12 терафлопс над 10,28 не имеет значения.
А чтобы не руководствоваться сухими размышлениями о силе консольного бренда Sony, давайте глянем на статистику. В любом опросе, где лбами сталкивают Xbox Series X и PS5 побеждает последняя. На территории Великобритании приставка и вовсе лидирует с шестикратным отрывом – 86% против 14%. Правда, нужно учитывать, что респондентов было только три тысячи. Однако такая статистика в очередной раз показывает высочайший уровень доверия геймеров к PlayStation. В этом и заключается главный козырь Sony – ей не нужно сильно стараться. Достаточно убедить аудиторию, что на рынке ничего не изменилось, а PlayStation 5 оправдает их ожидания. И ведь, скорее всего, оправдает. Инженеры японской компании реализовали в грядущей консоли множество интересных особенностей. Например, отдельный чип под 3D-звук, что значительно упростит его реализацию в играх, ведь обработка звучания больше не будет возлагаться на центральный процессор. Кастомный SSD гарантирует высокие скорости передачи данных, а геймпад DualSense, вроде как, похвастается прекрасной тактильностью. По крайней мере, маркетологи и представители Sony упоминают об этом при каждой удобной возможности. И не то чтобы у Xbox Series X не было своих особенностей. Чего только стоит технология Smart Delivery и функция Quick Resume, позволяющая мгновенно переключаться между несколькими запущенными играми. Однако здесь важно то, что PlayStation 5 за счет известности бренда привлекает больше внимания в информационном поле, из-за чего ее фишки кажутся более весомыми.
DualSense рекламируется, как контроллер мечты.
В результате противостояние консолей в девятом поколении обещает быть жарким. Платформодержатели сформировали свои стратегии и готовы сражаться до победного конца. Sony действует проверенными методами, а Microsoft готовит почву, благодаря которой сможет все меньше полагаться на продажи консолей. И если она сумеет раскрутить свой Game Pass до уровня 50 млн подписчиков, то больше не будет бояться поражения в консольной войне. А его, вероятнее всего, не удастся избежать, так как слишком сильно влияние бренда PlayStation и эксклюзивов. По крайней мере, такова ситуация на текущий момент – опросы и статистика просмотров онлайн-шоу от Sony и Microsoft не дадут соврать. Но впереди еще объявление цены, показ интерфейса PS5 и новые анонсы, так что положение дел вполне способно измениться. У «мелкомягких» есть отличный шанс оторвать кусок рынка, отданный без боя на запуске Xbox One. Вопрос лишь в том, насколько большим он будет.