Что ни говори, интересным был 1997 год! Огромное количество новых необычных игр увидело свет 18 лет назад. Не будем перечислять все – достаточно лишь упомянуть такие культовые проекты как Blood, Theme Hospital, Blood Omen: Legacy of Kain... И, конечно же, Dungeon Keeper.
Звезда великого и ужасного Хранителя Подземелий погасла в 2004 году, когда лицензия на торговую марку попала в богомерзкие ручонки презренного издательства ЕА. По сей день в подземных казематах во тьме хранилища среди пыльных папок лежит заветная бумажка, которая будет лежать там еще лет семьдесят. Но зло, как известно, всегда найдет путь...
Первый блин не всегда бывает комом. Взять, например, Subterranean Games. Своим первым проектом они – сами себе разработчики, сами себе издатели – замахнулись на воскрешение легенды. Хранитель Подземелий, наконец-то, снова выбрался из заточения.
В черном пречерном городе...
Просыпайтесь, Повелитель! Ваше время пришло! Те «славные» времена, когда кучка закованных в металлолом рыцарей и их светящаяся богиня изгнали вас в Эфир, давно прошли. Крысы грызут косточки героев в их собственных склепах, богиню теперь почитают как сказочного персонажа, а на троне королевства сидят разжиревшие туповатые громилы, способные только девок портить да вино лакать. Время пришло, Повелитель. В черном склепе снова заискрило ваше сердце. Слышите, как стучат кирками верные бесы? Первые крупицы золота уже упали в ваши сундуки, а по ту сторону темных порталов развелось достаточно монстров и демонов, готовых взять в королевстве все, что плохо лежит. Пора возвращаться, Повелитель!
Гасилово после завтрака улучшает настроение.
Если вы играли в Dungeon Keeper, то дальше вам читать ничего не нужно. Просто закрывайте рецензию, вставайте с кресла, и швыряйте его в окно с дикими воплями радости. Можете расколотить от счастья какой-нибудь цветочный горшок, или даже разбить об чью-нибудь голову бутылку шампанского. Главное, не повредите компьютер, потому что тот самый старый добрый Хранитель Подземелий вернулся! Причем, даже в несколько улучшенном виде.
Положа руку на сердце – Свинарник не заменит нам милого сердцу Курятника.На первый взгляд все по-старому. Перед нами искрящееся колдовским огнем Сердце Подземелья, окруженное грудами сокровищ, и пятерка услужливых бесов. Костлявой рукой размечаем новые туннели и вычерчиваем будущие комнаты. За скромную сумму покупаем Логово и Тренировочный Зал. Вместо привычного Курятника не менее колоритный Свинарник. Бесы уже захватили все окрестные территории и пробивают ход к Порталу, откуда к нам полезут первые существа. Одни умеют крепко стучать врагам по рожам, другие будут двигать вперед научный прогресс вашего подземелья, третьи – строить ловушки. В общем, в подземном хозяйстве все сгодятся.
Не ходите, дети, в Подземелье гулять!
К счастью, разработчики War for the Overworld не отказались от непрямого контроля. В роли могущественного, но бесплотного духа все, что вы можете – это намечать порядок дальнейших действий. Реализовывать ваши планы предстоит разномастным подопечным. Вся подземная армия была полностью перерисована, чтобы у Subterranean Games не возникло проблем с EA, однако игроки со стажем легко узнают и Гоблинов, и Пукающих Демонов, и Повелительниц Боли. Каждому монстру нужно место в Логове, еда, зарплата золотом и специальная постройка. Опять-таки, без определенных комнат вам будут недоступны те или иные предметы, заклинания и даже новые помещения. Так, без Цехов вы, например, не сможете строить двери и ловушки, а без Архива не получите ни новых заклинаний, ни новых сооружений, что теперь исследуются колдунами.
Еще одна радостная новость для поклонников Dungeon Keeper – легендарное заклинание «Вселения» никуда не делось. Вы же бесплотный дух, помните? Мановением костлявой лапы Повелитель может войти в разум любого своего подопечного и прогуляться по родной подземке с видом от первого лица. Да что там прогуляться! Если ваши навыки игры в стрелялки от первого лица на уровне, то забравшись в шкурку какого-нибудь Суккуба, можно, скажем, расстреливать заклинаниями превосходящие силы врагов. Если же магия вам нравится, а лично бродить по подземельям не хотите – к вашим услугам огромный арсенал заклятий, в том числе и бодрящий удар молнии. Армия, поддерживаемая вашим целебным колдовством, гораздо эффективнее наматывает кишки героев на кулак.
Я знаю три буквы, я умею считать до пяти... Но это..?
Каждого вашего подопечного можно вдохновить бодрящей оплеухой.Искусственный интеллект ваших подопечных тоже живо напоминает о классическом шедевре. Помимо тренировок и обедов они любят сидеть в трактире за кружкой эля, вприпрыжку мчатся в сокровищницу в день зарплаты. У них по-прежнему есть свои запросы и интересы, и с трудом раскачанный высокоуровневый солдат может обидеться и уйти от вас, если вы случайно снесете его койкоместо в Логове или обделите питательной свининкой. Как и раньше, павшие в бою не отдают концы сразу же, и какое-то время пребывают в беспамятстве. Ваши верные бесы могут отбуксировать страдальца в родную койку, где он постепенно придет в себя. Кроме того, разработчики добавили в игру систему баннеров, которая позволяет ограничить перемещение войск или запретить туповатым бесам переть на рожон и переманивать на вашу сторону территории в глубине вражеского тыла, подставляясь под удары.
Иногда они возвращаются.
Нововведений в игре не слишком много. Во-первых, как говорилось выше, в Архиве теперь разрабатываются не только заклинания, но и ловушки и комнаты, так что завербовать заведующих научно-исследовательской работой Культистов нужно буквально с первых секунд игры. Во-вторых, на картах стало больше «нейтральных» объектов. Это и магические подземные «глаза», открывающие часть территории, и артефакты, подбрасывающие полезный бонус, и волшебные источники, предоставляющие бесконечный поток блестящего желтого металла... Одним словом, буквально на каждой карте есть чем поживиться. Ну и, очевидно, в Subterranean Games некому рисовать веселые анимации между уровнями, так что об уморительных сценках из жизни подземелья придется забыть. Вот, пожалуй, и все новшества.
К сожалению, не обошлось без минусов. Первый из них – общая «сырость» продукта. Нет, все игровые механики работают как надо, здесь претензий нет. Проблема кроется в технической составляющей игры. Иногда начинает казаться, что перед нами не релиз, а, в лучшем случае, бета-версия. В кампании регулярно не срабатывают те или иные скрипты. Системы поиска пути у ваших приспешников могут сбиться из-за банального сохранения. Баги и глюки вырубают интеллект противников, из-за чего те просто замирают на месте, не совершая ни малейших движений. Наконец, под финал любого уровня игра может насмерть зависнуть без малейших на то причин. Разработчики признают технические проблемы и регулярно выпускают обновления-заплаты, но, тем не менее, пока что все баги не исправлены.
Эпическая битва при Свинарнике. Холст, масло.
Тот самый старый добрый Хранитель Подземелий вернулся!Графика игры, возможно, не блещет неземными красотами, но все же выдает вполне приятную картинку. Особенно постарались дизайнеры, перерисовав всех монстров вашего подземелья, все комнаты, всех противников и даже внешний вид Сердца Подземелья. За всеми этими техномагическими штуковинами интересно даже просто наблюдать, вселившись в какого-нибудь монстра. В Таверне бурлит гигантский «миксер», в Архиве над чем-то колдуют Культисты, в жарких Цехах льется лава и куют металл... Спецэффекты от заклинаний и ловушек вызывают на лице восхищенную улыбку. Звуки и музыка в игре тоже выполнены на высоком уровне – жаль, только, канул в Лету скрипучий голос Хранителя, шепчущий заклинания при нажатии на соответствующие пиктограммы. Зато Советник все так же ехидно комментирует происходящее на экране.
Перед нами – единственный удачный ремейк «того самого» Dungeon Keeper. Игра будет одинаково интересна и игрокам-ветеранам, со слезами на глазах проходящими очередной уровень, и новичкам, у которых появился шанс приобщиться к классике. Сожгите в печи Impire, растопчите Dungeons! Настоящий Хранитель Подземелий вернулся.