Английская компания-разработчик The Creative Assembly не нуждается в дополнительном представлении. За 16 лет своей карьеры они много чего наворотили. Например, создали эталонную тактическую стратегию в, если считать и DLC, 16 вариациях.
Английская компания-создатель настольных игр с миниатюрами Games Workshop тоже не нуждается в дополнительном представлении. О вселенной Warhammer знают даже люди, весьма далекие как от компьютерных игр, так и от настольных.
Когда два таких титана объявили, что совместными усилиями будут выпускать новую стратегию, фанаты обеих сериалов взвыли от восторга. К сожалению, «игрофикации» удостоилась «фэнтезийная» часть Warhammer, а не более растиражированная космическая. Впрочем, ничего плохого тут нет. Почти.
Total Waaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaagh!
Император Священной Империи Зигмара Карл Франц буквально вчера выиграл выборы с незначительным перевесом. Теперь вместе с чуть ли не единственным верным ему человеком – главой Ордена Магов Бальтазаром Гельтом – ему предстоит как следует навалять зарвавшимся курфюрстам, чтобы утвердить свою власть в стране и не позволить Империи рухнуть. Тем временем, король гномов Торгрим Злопамятный собирает силы Подгорного племени, чтобы вычеркнуть пяток строчек из вековечной гномьей Книги Обид, объединить королевство, попутно хорошенько настучав по кумполу всем, кто подвернется под руку. Варбосс Оркаф Гримгор Жылезнайа Шкура вмести с жыстоким, но хитрым братком Ажагом Миасникомм сабирайут пацанофф, штобы гасить чилавечкаф, гномекаф ва славу Горки и Морки. В землях Сильвании пробуждаются силы вампирского графа Манфреда фон Карштайна, который несет благословение нежизни теплокровным. А за всем этим с мрачной ухмылкой наблюдают силы Хаоса – а может и не наблюдают, если вы не оформили предзаказ или не приобрели игру в первые дни с момента релиза. И мало не покажется никому.
Где-то здесь наши, где-то – не наши.
По сути перед нами самый обычный узнаваемый Total War – по механике игра во многом напоминает того же «Аттилу». Вот вам карта, вот города, где мы строим казармы, таверны и шахты. Из городов состоят провинции, которые нужно захватывать, переставляя по карте фигурки генералов, что руководят вашими армиями. Одним словом, технически новая игра может показаться чуть ли не большим DLC. Как обычно, все решают детали. Имперцы полагаются на мощную военную машину, раздают своим героям и генералам титулы и строят полноценный государственный совет, который на поздних этапах превращает вашу державу в неуязвимого бронированного монстра. Гномы богатеют, выполняя мини-квесты – стирая строки из гномьей Книги Обид. Любая победа отлично поднимает боевой дух бородачей, любое поражение записывается в оную Книгу. Накопите много поражений – боевой дух страны рухнет, начнутся восстания, разброд и шатание.
Больше Total War для бога Total War!Оркам вручили способность собирать тот самый WAAAAGH – если ваша зеленорожая братва будет вести эффективную военную кампанию, со временем накопится специальный счетчик воинственности, и Орда получит бесплатные боевые отряды. С другой стороны, если вы не воюете, орки начнут гасить друг друга, а ваши армии истают как свечка. И да, у орков практически отсутствует дипломатия. Наконец, бледные и готичные вампиры распространяют специальную скверну, при сражении на которой их силы существенно увеличиваются. Впрочем, это не самое интересное в армиях вампиров – они умелые некроманты и после любой битвы поднимают мертвецов. Под командование игрока, таким образом, попадают орды... нет, не так, ОРДЫ!!!!! трупов, которыми вкусно и весело заваливать людские города. Ах да, одно маленькое «но» – источником поддержки армии является ее военачальник и, если его убить, орды скелетов, зомби, упырей и прочих интересных персонажей в прямом смысле рассыпаются в прах.
Чилавечки с тапарами.
Наконец, здесь есть страшные – и в прямом, и в переносном смысле – силы Хаоса. Их полчища под командованием Архаона Навеки Избранного и двух других мужиков с менее пафосными титулами сходу мощнее любой игровой фракции. У них есть много сильных пехотинцев, у них есть чудовищные монстры, у них почти нет стрелков, но есть страшная пушка Хаоса, у них ужасные колдуны... Но нет у них экономики. Они не торгуют, не ведут переговоров – они идут вперед и режут всех и вся. Или не режут, если вы хреновый генерал. Правда, хреновые генералы на Хаос долго не работают, потому что без разбитых врагов, без разграбленных городов, у вас банально не будет денег на войска, а каждый павший отряд превращается в невосполнимую потерю. Такое вот очень интересное испытание для стратега.
Если вы в предвкушении потираете руки, то вынуждены вас огорчить – на тактику все эти премудрости влияют не то, чтобы очень сильно. Люди и орки ведут наступательную войну, гномы несокрушимы в обороне, вампиры давят ордами слабых и дешевых отрядов... Но в целом все эти особенности на тактику войны не влияют. Более того, у всех сторон практически одинаковые постройки. Разнообразие вносят оригинальные войска – лорды-вампиры любят и умеют насылать на врагов всяких тварей, у имперцев есть паровой танк и магическая артиллерия. Армия гномов вообще на две трети укомплектована чудовищными машинами массового убивания супостатов, включая вертолеты-бомбардировщики. Орки же отлично ладят с разными гигантами, ограми, троллями и прочими уродами. И не забывайте про магов!
Манфред фон Карштайн – мужчина суровый. Вампиров-сепаратистов сжигает вместе с замками.
В мире Warhammer волшебство занимает весьма важную роль – опытный колдун легко испепеляет средних размеров полк. Да, можно сделать целую армию из одних магов. Нет, «всех ногебать» с ее помощью не удастся – виной тому «ветры магии». Их активность напрямую влияет на скорость восстановления магических сил и даже доступность определенных заклинаний. Интенсивные ветры действительно превращают мага в тотальную машину смерти – только вот, волею Тзинча, они могут затихнуть... прямо посреди битвы, оставляя в вашем распоряжении группу маразматиков в вычурных одеяниях. Кроме того, каждый маг должен пройти обучение, набираясь опыта и открывая новые заклятья. Одним словом, когда огненный маг научится чихом сжигать полк вражьей пехоты, дважды подумаешь, прежде чем брать его в сражение. Впрочем, при доле везения полком колдунов вполне реально угробить несколько небольших армий.
Сказки Старого Света.
Отдельного упоминания достойны и полководцы. Среди них есть как эпические легендарные личности из мира Warhammer, которые даже после гибели в бою со временем возродятся, так и вполне заурядные генералы. Хорошо прокачанный эпический персонаж настолько крут, что в одиночку может гасить целые полки, однако в человека-армию не превращается. Половина навыков того же Карла Франца рассчитаны на поддержку войск и укрепление морального духа. Роль шпионов и убийц переняли на себя герои – например, Охотник на Ведьм теперь занимается политическим сыском, а маги организовывают покушения или диверсии.
Все интересные находки Rome 2 и Attila, призванные хоть как-то разбавлять игровую тоску, канули в Лету.Кампании в игре... разочаровывающие. Во-первых, по сути, кампания одна на всех. Плевать на фракцию – все равно сначала вы будете объединять земли своих соплеменников под собственной властью, после чего разбивать рожи соседям. Во-вторых, завоевать мир не дадут. На пике могущества Империя может захватить только свои «исторические» земли, включая вампирские графства. Гномы не способны осесть в людских городах, орками можно дойти хоть до Пустошей Хаоса, но захватить они могут только строго определенные замки... С другой стороны, приятно радует, что количество армий в вашем распоряжении ограничено строго вашим бюджетом. В-третьих... это просто куцый, урезанный Total War Rome 2. Даже не Attila с его механиками антисанитарии и эпидемий. Это самый что ни на есть простой и прямой, как извилина в башке орка, Total War, с перерисованной картой и новыми скинами. И это самый большой минус игры. Здесь нет ничего кроме битв, да четырех фракций, отличия которых весьма условны. Да, мы бросаем в бой гномьих огнеметчиков, а не каких-нибудь унылых легионеров, да, нам доступна зубодробильная магия, да, мы переставляем армии по карте Старого Света Warhammer... Но это просто «следующий Total War».
Технически игра выполнена на весьма пристойном уровне. В кои-то веки релизная версия не тормозит, не выбрасывается на рабочий стол, не виснет без причины и отлично работает. Прямо страшно хвалить за это, чтобы не сглазить. Визуально к игре нет ни малейших претензий. Все, от бородатого огнеметчика в доспехах и до кнопок в меню, выдержано в стилистике этого мрачного мира. Многопользовательский режим пока что предлагает только сражения армий, и, в целом, ничего необычного из себя не представляет. Выбираете армию, карту, комплектуете полки и в бой.
Total War: Warhammer – это просто еще одна игра серии. «Следующий Total War» со всеми характерными плюсами и минусами. Никаких принципиальных нововведений. Магия и возможность оживлять мертвецов – это просто приятная изюминка. Полное отсутствие политики и туповатый ИИ. Традиционно уже хорошие тактические битвы, в которых полки все еще ведут себя как столкнувшиеся коробки. Отличная картинка и возможность порулить основными силами Старого Света. Большой задел для продажи DLC. Математически выверенный и коммерчески успешный продукт. Вас ничего из вышесказанного не смущает? Тогда не проходите мимо.