Легендами и классикой становятся очень немногие игры, и уж совсем единицам удаётся это сделать в момент выхода. Один из таких шедевров, Warcraft 3, взорвал игровой мир и стереотипы игроков, добавив в классический междусобойчик людей и орков стратегию очень весомый кусок жанра RPG. Причём сделал это настолько органично, что для меня последующее знакомство с RTS превратилось в большое разочарование: "как это - в стратегии нет героев?!" Warcraft же с тех пор породил не только качественный аддон, но и огромное количество пользовательских карт, кампаний и даже артель по массовому отлову ракообразных. Вплоть до сего дня люди продолжают играть в различные арены, "на развитие", но самое главное - ждать Warcraft 4. Правда, злобные Blizzard продолжают собирать плоды с несметных плантаций MMO, оставив маленькую делянку "RTS/RPG" невозделанной и заросшей сорняками. Но даже на самой неухоженной и позабытой земле может вырасти что-то красивое, пусть и разглядеть его порой бывает непросто. Потому я и хочу обратить внимание всех, кто "ещё живой, розовый и тёплый", и помнит, "что случилось в наших лесах", на SpellForce 2: Shadow Wars.
У народа Шайкан так много общего с людьми, что сразу их и не отличишь: и кожа того же цвета, и уши той же формы, и рост одинаковый, и проблемы одни и те же. Правда, у Шайкан всё-таки на одну проблему больше: в них страшным зудом зудит горячая драконья кровь (прихоть дедушки Малакая). А уж когда ты кровь от крови дракона, то надевать тебе шлем с рогами, вытаскивать стрелу из колена и отправляться... Так, погодите. Никакого Вайтрана, каджитская морда! Наш путь лежит в Железные Поля.
Нам сразу дают в руки героя, который гол как сокол, неопытен как ребёнок (да ещё и голоса слышит), и поручают заняться ежедневным развлечением - спасением мира от тёмных сил. К счастью, в помощь герою выписывают двух компаньонов, один из которых даже умеет махать мечом. Потом, конечно, наши подопытные разойдутся, как по качеству, так и по количеству - в какой-то момент игроку предстоит командовать аж семью персонажами. Естественно, их надо будет холить и лелеять, одевать и вооружать, кормить драконьей кровью (очень занятный метод вербовки) и прокачивать по достаточно неплохому древу навыков. В итоге, в геройском отряде будут специалисты ближнего, дальнего боя, маги и даже временно подконтрольные игроку "стационарные персонажи" (например, вождь орков - прокачать и одеть его не выйдет, но бьёт он очень славно). В игре будет достаточно локаций и миссий, где никакой базы нам не дадут, максимум несколько дополнительных юнитов, - и в таких условиях Шайкан покажут себя с самой лучшей стороны. Но и при надобности уничтожить несколько вражеских лагерей они станут неоценимой подмогой армии, хоть и не будут столь же имбовыми, как местами были герои в Warcraft'е - в последней миссии за Альянс, например, я легко упокаивал всю нежить одним-единственным Менетилом.
Но не героями едиными живут стратегии, так что строить базу, добывать ресурсы и нанимать армию придётся далеко не один раз. Сыграть нам предстоит за три фракции - Королевство, Кланы и Союз Теней, - но вот противостоять нам будут ещё многие расы и народы. Система фракций здесь очень неплоха, и, на мой взгляд, ничем не уступает варкрафтовской. Да, с одной стороны, у рас в Warcraft'е больше индивидуальности как по юнитам, так и по функциям строений, но с другой - в SpellForce Королевство по структуре даёт Альянсу десяток очков форы (то бишь, в местном альянсе народов не два гнома и полтора эльфа, а полноценные отряды бородачей с секирами и без малого энты). Причём, вся эта пёстрость не даётся нам сразу - вначале мы командуем только людьми, и на заключение союзов с другими народами отводится серьёзный пласт основной сюжетной линии.
Сражения здесь достаточно масштабные, если не сказать эпические. В Reing of Chaos битвы раскочегариваются только ближе к концу, когда орки сталкиваются с Пылающим Легионом. Помните всю мощь и эффектность миссии по возвращению Грома Адского Крика в лоно семьи? В Shadow Wars подобных баталий будет в избытке. Отчасти способствует этому количество войск, подконтрольных игроку, отчасти динамика вражеских нападок на лагерь - долго прохлаждаться никто не даст. Образцовой в этом плане выглядит миссия по штурму огромного орковского лагеря: сражения союзных и вражеских войск будут вспыхивать постоянно на разных концах карты вне зависимости от наших действий, стартовый навал на наш лагерь покажется адом, но дальше будет ещё хуже, а штурм самого главного лагеря (если вы до него доберётесь, ха-ха!) превратится в настоящую и тяжёлую осаду. Особый шарм таким сражениям добавляет один замечательный вид войск, доступный каждой фракции после объединения всех трёх входящих в неё народов. Как только база максимально отстроена, мы получаем возможность призвать на поле боя Титана - и это кардинально меняет дело. Этот воин способен один справиться практически с любым вражеским отрядом, и становится настоящим спасением в случае, когда приходится воевать на несколько фронтов. Он чудо как хорош в защите собственного лагеря, пока герои бегают по дополнительным квестам, и в набеге на вражескую базу тоже создаёт игроку ощутимый перевес... Пока противник не призовёт собственного Титана.
Но бог с ними, с Титанами, нам ведь ещё мир спасать! А сделать это будет ой как непросто, потому что тёмные эльфы объединились с существами из теневого мира, создали своего кустарного Ктулху и собрались скормить ему нашего папочку, дракона стало быть. Зачем им это нужно - сам чёрт не разберёт, а беглая дочь короля Норкейн напускает столько туману, что куда там воинам Тени. А тут ещё и Малакай в голове проснулся, будь он неладен, так что долго разбираться мы не станем, а сразу отправимся на подвиги. По пути нам предстоит решить множество вопросов Королевства, например, вернуть гномам давно потерянную кузницу Древних, спасти Кланы от уничтожения, и... Кое-что ещё. Конечно, не обойдётся без типичных "подай-принеси" квестов, но уж от них даже в Ведьмаке не спрячешься. Нужно сказать, сайд-квестов тут действительно много, и их значимость возрастает потому, что за них вот удивительно дают опыт. А учитывая то, что уровень наших Титанов всегда равен уровню главгероя, этот опыт очень важен: когда союзный Титан уровня на три превосходит вражеского, в боях начинаешь нести подозрительно малые потери.
Особенно хочу отметить потрясающее решение разработчиков. В определённый момент игры правящий монарх настолько проникается нашей помощью Королевству, что преподносит нам в дар целую провинцию. Которую, естественно, придётся развивать. С ней связана довольно обширная линейка квестов, на которую можно переключиться практически в любой момент игры. Для прохождения некоторых заданий от управляющего нашим замком придётся изрядно поколесить по миру, но это того стоит: замок отстроен, крестьяне накормлены. Правда, кое-кому совершенно внезапно тоже оказывается люба наша чудесная земля - так что придётся с ними повоевать.
Воевать мы станем под очень приятную музыку, местами, правда, малость позаимствованную из Властелина Колец. Но я бы не сказал, что это страшно, наоборот - добавляет в игровой процесс ещё немножко алкаемого нами эпика. Посмотреть на местных просторах так же есть на что - локации разнообразны, однако к концу игры всё-таки немного скатываются. В целом, картинка оставляет приятное впечатление, но относительно своей эпохи - проигрывает Warcraft 3, тут уж ничего не поделать. Я не думаю, что это отпугнёт любителей жанра, - просто нужно быть предельно честным.
Честным, слышишь ты, каджитская морда? Так что скажу, не кривя душой: весь создаваемый разработчиками эпик к концу игры тоже успевает надоесть. Миссии становятся однообразными, новые виды врагов появляться практически перестают, и ты на самом деле устаёшь зачищать очередной вражеский лагерь. Да даже неважно, чей. Портит ли это впечатления от игры? Признаюсь, немного. Излишняя затянутость никогда не красит проекты, и Shadow Wars не исключение. Но это ни разу не повод, чтобы в неё не играть!
Warcraft 3, безусловно, стал легендой при жизни. Однако смелость Blizzard'ов напугала даже их самих (где, скажите, герои в Starcraft 2), что уж говорить про всех прочих. Тем ценнее среди гор игровой продукции откопать ещё одного представителя жанра RTS/RPG, да к тому же достаточно высокого качества. Не скажу, что в лице SpellForce 2: Shadow Wars вы откопаете идеально огранённый бриллиант, но уж алмазом среди стекляшек её вполне назвать можно. Вистов этой игре добавляет ещё и то, что каждый из нас уже давно затёр свой локтар-о-гар до огромнейших дыр. И притом, что Warcraft 4 нам с вами презентует, очевидно, лично постаревший Гордон Фримен, становится ясно: SpellForce 2 - наш выбор!
Итог
Геймплей - 4,7
Графика - 4,2
Музыка - 4,5
Сюжет - 4,2
Общая оценка - 4,4
P.s. Ах да, тут ещё есть боссы. Упомянутый Ктулху, Годзилла, там, Селёдочный Скелет. В общем - сами увидите :)