Период японской феодальной раздробленности - один из самых длинных, интересных и, в тоже время, запутанных в истории человечества. Начавшись в 1192 году, он продлился почти семь столетий кровопролитных войн между семьями. Формально власть в это время принадлежала императору, но на деле государственный строй назывался сёгунатом, а страной управлял определенный клан. Даймё - титул предводителя такого клана, и именно за него предстоит играть в Total War: Shogun 2. По сути, она представляет собой римейк первой части. Логичный ход, ведь за 11 лет с момента ее выхода серия эволюционировала в полное 3D, обзавелась деталями и последними технологиями, а также успела завоевать армию фанатов.
Сокрытое в листве
Время – середина XVI в. Историческое название - Киотский сёгунат. Короткий вступительный ролик поясняет: боевая обстановка серьезно накаляется, каждый из кланов наращивает свою мощь и постепенно начинает косо смотреть на нынешнюю власть. Задача игрока – быть выше, сильнее и быстрее конкурентов. Подходить к выбору одной из десяти семей – ответственная задача, ведь у каждой есть свои сильные стороны. Так, у клана Токугава очень опытные ниндзя, они незаменимы в устранении вражеских генералов и способны быть невидимыми в ночных битвах. Тёсокабе славится своей школой лучников, а у Такэда, кажется, каждый второй воин был рожден в лошадином седле. К счастью, наверстать упущенное позволит прокачка. Кодекс Бусидо или Ци к вашим услугам.
Первый шаг на пути к власти начинается с глобальной карты. Япония - маленькое островное государство, и поначалу смена масштабов немного пугает: в Shogun 2 нет тех огромных территорий, что были в Empire: Total War. Поэтому приходится тереться боками с будущими противниками. Здесь все на месте - красивая рисованная карта, одна провинция и фигурки солдатиков для передвижения. Процесс на этом этапе представляет собой урезанную версию игр серии Civilization. Сделал ход, предположения сменились разведанной территорией, соорудил новые здания, школы, урегулировал налоги, прочитал сводки новостей и нажал Enter, передавая ход соперникам. Тактики во всем этом не меньше, чем в шахматах. Каждый ход - это один период года, и не стоит забывать о его погодных явлениях. Так, например, красивый дождь может не только замедлить ход лошадей и утопить вражеские орудия, но и не позволит атаковать горящими стрелами. А туман - лучший помощник в неожиданном нападении.
В простых битвах можно выбрать режим 4x4 и настроить кучу параметров.
Окунувшись с головой в большие проблемы, разыгрывать процесс сражений вовсе не обязательно - компьютер просчитает исход и в сухих цифрах пояснит, как оно было: «потери врага», «потери игрока» и «сколько осталось войск». Помимо битв, на игрока складывается целая груда обязанностей: экономика, рис в качестве валюты и налоги - есть; наем войск, прокачка генералов - есть; семейное древо - есть. Улучшать здания не менее важно - современная постройка гарантирует новые типы войск и увеличенное продовольствие. Ведь сложно найти врага страшнее, чем голодающий народ. Взбунтовавшиеся ополченцы запросто могут захватить безоружный замок и спровоцировать таким образом поражение.
Когда все хорошо, игра генерирует случайные события. Например, торговля с иноземцами: пустите их и обеспечьте этим хорошую прибыль от торговли, да еще и португальцы могут привезти пороховое оружие. Однако, доверие остальному миру - это возможность потерять мигрирующих жителей, а также риск «заражения» христианством. Рано или поздно, придется общаться с сожителями. В отношениях с соседним государством проблемы? Выдайте свою красивую дочь за их генерала, не забыв о хорошем приданом, и вы с кланом - друзья навек. Дипломатическое общение стало намного интереснее, чем в предыдущих играх. Ведь даже на минимальном уровне сложности враг тысячу раз подумает, согласиться или нет на ваше хитрое предложение. Если прижали такого к стене, предложит мир на невыгодных для себя условиях, да еще и заплатит сверху.
Все параметры доходчиво объясняют, что и где нужно исправить.
Зависть, гнев и глупость
Открытие портов - важная часть не только для развития экономики, но и для сражений. Несмотря на малую территорию, Япония разделена на островки, между которыми приходится плавать. Морские сражения не вызывают восторг, как были в Napoleon: Total War - здесь лишь несколько хлюпких посудин из дерева в открытом море. Красиво и эффектно, но такие битвы редко заканчиваются полным разгромом противника - кто-то все равно попытается в спешке удрать. Сухопутные же битвы можно условно поделить на три категории: «атака вражеского замка», «защита своего» и «драка в чистом поле». Если с последним все так же, как и раньше (нужно учитывать положение войск, ландшафт и подготовить пути к отступлению), то с первыми двумя куда интереснее. Обновление европейской архитектуры на восточную изменила тактику захвата фортов. Теперь приходится изрядно поломать голову над тем, как лучше подобраться к неприступной крепости. Захват главной башни или убийство всех войск противника - вот ключ к победе. Больше нет катапульт и осадных орудий, хочется пробраться внутрь - поджигайте ворота или перелезайте через стены, а кавалеристам придется слезть с лошадей. Почти всегда недалеко от стен находятся небольшие поселения - смело захватывайте их, ведь за наглую узурпацию здесь даются бонусы.
Визуально сами битвы можно смело брать для документальных передач. Красивый движок, доставшийся от Empire, до сих пор держится молодцом - дизайнеры прекрасно поработали над окружением и над внешним видом зданий, а битвы записывались с помощью motion capture мастерами боевых искусств. Перед каждым походом свои войска можно расставить по периметру дозволенных границ. Лучников - на холмы, пехоту - в центре, самураев и кавалеристов - по бокам. Для тех, кто не хочет загружаться лишней тактикой, авторы предусмотрели базовые формации: для атакующей пехоты, для смешанных типов войск, для защиты и т.п. Пренебрегать такой помощью не стоит, ведь зачастую компьютер сделает все гораздо лучше. Разбираться с войсками - одно удовольствие: непросвещённые в японскую военную культуру из местной энциклопедии смогут узнать, что додзё - место для тренировок, а нагината - это холодное оружие.
Если надоело играть с двоичным противником, смело отправляйтесь в мультиплеер. Ведь там игрока ждет куча новшеств. Теперь пользователь имеет своего виртуального аватара. Выбираете флаг клана, разукрашиваете его и вперед - на покорение всей Японии. Игровой процесс построен так же, как в одиночной части, только с некоторыми упущениями. Так, игрок может передвигаться исключительно одним генералом и не может строить здания. Здесь куда больший простор для развития клана: нанимаем за заработанные с провинций деньги войска и приобретаем спутников. Со временем, герой прокачивается, и приходится выбирать необходимые навыки в небольшом дереве. Бонусы минимальны, но полезные: +1 к храбрости воинов, +1 к их устойчивости и т.п. Еще авторы добавили возможность со временем докупать себе доспехи.
От игроков, желающих сразиться в мультиплеере, нет отбоя.
Total War: Shogun 2 - первая игра серии, после Rome: Total War, с такой серьезной проработкой деталей того времени. Кажется восточной культурой здесь пропитано все, начиная от прекрасной музыки композитора Джеффа ван Дика, заканчивая скрупулезной работой над юнитами и внятной энциклопедией. Малое количество солдат - не недостаток, а особенность страны. Единственная настоящая проблема - это удручающая заторможенность. Запуск игры до главного меню, просчитывание ходов противника и загрузка битвы могут доходить до пары минут каждая.
Графика: 5.0
Звук и музыка: 4.8
Сюжет: 4.5
Геймплей: 4.6
Мультиплеер: 4.2