Безжалостное время присыпало песком забвения далекий 1999 год. Именно тогда японский гений от геймдева Ю Судзуки выпустил на консолях первую часть Shenmue. Грянула революция, которую, правда, многие не заметили на русскоязычном пространстве – здесь в ту пору сплошь играли на ПК, балом правили стратегии, а довольные коты спали на гигантских теплых мониторах.
Честь и хвала Судзуки – в преддверии выхода Shenmue III он выпустил переиздание двух старинных игр на современных платформах. И – кто бы мог все-же подумать! – представил публике полноценную третью часть, выпущенную с помощью Kickstarter и многочисленных японских богов.
Если бросить взгляд на конец прошлого века, то успех Shenmue легко объяснить. То, что показал Судзуки, снилось игрокам лишь в самых смелых грезах. Открытый мир, живущий в своем ритме. Погружение в быт и тысячи мелочей из настоящей повседневной жизни. Реализм происходящего и – впервые на экране! – мини-игры QTE. Играющее комьюнити пришло в восторг, идеи Судзуки растащили по блокбастерам и бесконечным сериалам. Но вот беда: с выходом третьей части Shenmue японский дизайнер не учел, как меняются вкусы. Особенно если прошло 20 лет.
Отдельный вопрос возникает с целевой аудиторией. Да, понятно, что фанаты оригинальной игры уже купили свою копию на деньги с пенсии и провели два десятка увлекательных часов во временах своей молодости. Но ведь значительная часть активных геймеров увидит Shenmue впервые! И вот здесь возникнут сложности...
Игра вызывающе подчеркнуто старомодна. И речь не о внешности, у нас, на минуточку, не стихает бум ретро-игр, древней графикой никого не напугаешь. Shenmue III застряла в 90-х со всеми своими механиками.
Чтобы освоиться в игре, понадобится терпение, усидчивость и несколько часов вашей жизни, потраченных безо всякого удовольствия. Да, здесь действительно множество нюансов, но в наши дни мы знаем такие проекты, как Assassin's Creed Odyssey, а уж там и функционал богаче, и порог вхождения в разы ниже! Shenmue III предлагает набивать бесконечные шишки и натирать мозоли, осваиваясь в виртуальном мире.
Сложный интерфейс – не самое, пожалуй, большое зло в современном геймдизайне. Но в Shenmue III к нему добавляется не интуитивное управление, и картина, в итоге, выходит совсем печальная. Для совершения, казалось бы, простейших действий, приходится колдовать у экрана и вспоминать резкими словами всех японцев, китайцев и азиатский регион в целом. Оцените: чтобы сорвать растение, игрок должен переключить камеру на вид от первого лица (несколько нажатий), затем навести зрение прямо на злосчастный сельдерей, и лишь потом зажать клавишу «Схватить». Почему попросту не сделать активной функцию «Взять» при подходе к нужному предмету? И так случается слишком часто: уложить протагониста спать – нелегкий квест, найти нужную информацию в дневнике – задачка на смекалку.
И в то же время видно, как старалась команда разработчиков, добавляя полезные опции в свою игру. Присутствует возможность перемотки времени, которая была так нужна в том самом 1999 году. Сохраняться можно в любой момент и в любой слот, ругать консольные корни в этот раз точно не будем! Сюжет о мести за погибшего отца стартует с момента завершения второй игры, но нам покажут подробный ролик о прежних событиях. Тот же вид от первого лица действительно пригодится для изучения внутренних интерьеров. Судзуки думал о современной аудитории. Но целился все-таки в старых фанатов прежде всего.
Посыл к игрокам старшего поколения виден даже в графике Shenmue III. Разработчики отлично применили популярный движок Unreal четвертой версии; иногда игра выглядит потрясающе, особенно локации с обилием деталей. И в то же время модель главного героя нарисована подчеркнуто грубовато, на уровне самой первой части. Поклонники порадуются, молодежь, наверняка, не оценит. Зато молодежь точно оценит прекрасный аудиоконтент! Так здорово японская речь в видеоиграх не звучала со времен JRPG Tales of... для PS2! Музыка с национальным колоритом также заслуживает всяческого одобрения.
По своей сути Shenmue III – по-прежнему приключение с элементами файтинга и даже симулятора жизни. Главное сразу расставить приоритеты: богатая боевая система здесь на втором, даже на третьем плане. Чаще придется изучать локации, собирать информацию через диалоги, искать зацепки и контакты. Мини-игры, как и в первых двух частях, здесь представлены в избытке и напоминают о сбалансированной экономической системе: без денег Рю в чужих краях ничего не добьется. Своевременное питание и сон для юного каратиста также очень важны.
Как и первые две игры, Shenmue III очень неспешна. Это, вероятно, еще больше отпугнет многих поклонников современного экшена. Но у этой медали, как водится, две стороны: размеренный темп создает очень правильное настроение, по-настоящему оригинальную, неповторимую атмосферу. Игра, несмотря на мрачные загадки и обилие негодяев в сценарии, наполнена каким-то осязаемым уютом. Уж если вы примите правила и условия Shenmue III, то вам будет обеспечено настоящее глубокое вовлечение в эту историю длиной в 20 лет. И вы, вероятно, захотите узнать о судьбе молодого японца с самого начала, отыскав переиздание первых частей.
Но будем реалистами: для большинства современных почитателей видеоигр Shenmue III останется отголоском прошлого. Игрой неприветливой и неуклюжей. Перефразируя название популярного романа и его экранизации: старикам здесь и место...