Добрый день, друзья!
Вам нравится старая-добрая изометрия? Вы любите Адама Дженсена и ждёте новое творение CD Project? Вы устали от эльфов с луками и хотите дать им в руки дробовик? Вы тоже считаете, что из Гимли Джона Рис-Дэвиса получился совершенно непотребный эльф? Тогда вам - в этот обзор.
Shadowrun Returns окунает нас в мир, который я, по своей наивности, грезил встретить в произведениях Терри Брукса. И насколько мои ожидания не оправдались по поводу Шаннары, настолько же они нашли воплощение во вселенной Shadowrun. Returns основана на сеттинге настольной игры и сохраняет её историю и фентезийно-киберпанковский дух. А предлагаемые обстоятельства таковы: в не очень далёком будущем Земли произошли некие события, которые привели к возвращению магии. В результате этого случилось "пробуждение" металюдей - эльфов, дворфов, орков, троллей, - которые отняли у человеков рабочие места стали бороться за своё место под солнцем, и далеко не всегда честными методами. По канонам жанра, гнёт над простым народом осуществляют различные корпорации, причём основанные разными расами и в совершенно различных сферах. В бедных районах царит преступность, банды стараются урвать свой небольшой кусочек власти, а развившиеся технологии киберпротезирования способствуют процветанию "чёрного рынка" органов. И вот в такой мир бросают игрока, которому предстоит стать раннером - охотником за приключениями на собственную задницу и каким-никаким заработком.
Начнём с плюсов этой игры.
Внешний вид Returns достоен, даром что на момент выхода игра считалась вполне себе инди. Конечно, за стилистику она должна сказать спасибо своей настольной предшественнице, но и реализация в цифровом варианте очень и очень неплоха. Конечно, придраться есть к чему - например, к моделям персонажей, которые не слишком сильно отличаются друг от друга и местами не слишком проработаны. Так-то оно так, но для большинства из них есть прекрасно прорисованный образ в диалоговом окне, что опять же возвращает нас к канонам изометрических RPG. Локации выполнены здорово, довольно глубоко, и содержат самый минимум типовых предметов. Элементы киберпанка и фэнтези сочетаются очень гармонично: рядом с хиругическим столом расположен алтарь духов, на готическом кладбище полно неоновых ламп и футуристичных капсул, - и всё это совершенно не режет глаз. Анимация персонажей и умений приятная, но откровений здесь ждать не стоит. В целом, я думаю, поклонники жанра не будут разочарованы графикой.
Музыкальное сопровождение Shadowrun также выполнено на уровне. Майкл Маккан в 2011 году задал очень высокую планку "саундтрека к будущему", но Маршалл Паркер и Сэм Пауэлл сумели близко к ней подойти. Несколько тем игры хороши настолько, что сам не замечаешь, как начинаешь насвистывать их в душе. А вот озвучки игра не имеет совсем, так что придётся почитать. Нужно отметить качество оригинального текста и перевода - диалоги очень хорошо написаны. Важной особенностью игры являются различные ремарки и описания, причём нам периодически рассказывают об ощущениях героя - как он зябнет под дождём, какие запахи витают в баре; в диалогах регулярно встречаются отступления о внешнем виде собеседников, эмоциях, пробежавших у них по лицам, и многом другом.
Говоря о геймплее, сразу скажу, чем Returns купила меня с потрохами в самом начале. Много вы можете вспомнить игр, где игроку предлагается класс шамана? То-то же. А тут - пожалуйста. Шаман в киберпанке, Карл! Причём, шаманом может стать представитель любой расы, правда у троллей и эльфов способности к вызову духов будут серьёзно отличаться. Конечно, об отыгрывании персонажа речи не идёт: в диалогах нет реплик, присущих твоему классу, а другие шаманы общаются с тобой так, будто твоя единственная ассоциация со словом "астрал" - это Патрик Уилсон. Однако нужно сказать, что не получится сделать своего героя гармонично развитым - чтоб и чтец, и жнец, и из ППШ стрелец; придётся уходить в классовость. Хочешь стать машиной-убийцей - выбирай уличного самурая, хочешь взламывать замки и коммлинки - быть тебе декером, а станешь риггером (охолони, Геральт) - будешь таскать за собой ораву беспилотников и ботов. В бою все классы полезны по-своему, и, отправляясь на дело, команду надо собирать с умом. Очки опыта здесь называются кармой, и с её помощью можно открывать умения в нескольких, причём очень интересных, направлениях. Вообще, подкупает стремление разработчиков уйти от банальности, как в названиях, так и в сути классов и умений, в построении древа навыков. Понятно, что маг - он и в Африке маг, но вот когда он творит заклинания двумя механическими руками... Одно печалит - из-за главного недостатка Shadowrun Returns все интересные фишки и решения можно будет использовать пару, максимум тройку раз за всю игру.
Ты - раннер простой, видишь деньги - покупаешь выпивку. Правда, последнее время дела столь плохи, что ты пьёшь один только сойкофе и обречённо наблюдаешь, как заканчиваются нюйены на кредстике. Отвлекает тебя от этого увлекательного занятия звонок бывшего напарника, что бодрым голосом сообщает о собственном убийстве. Посулив много денег за поимку своего палача, он отключается, зарождая в тебе мысли о новом приключении... Таким образом завязывается сюжет игры, и в процессе он готовит ещё немало хороших моментов. Да, во многом сюжет предсказуем, но не в плане банальности, а в том, что каждое выстрелившее ружьё вызовет приятную мысль "ага, я так и думал!". Больших неожиданностей ждать, конечно, не приходится, но несколько раз история всё-таки умудряется удивить. Да и рассказана она хорошо, и оставляет после себя славное послевкусие.
Но как бы ни нравилась тебе игра, а к минусам переходить приходится. И первое, что бросается в глаза, главный недостаток Shadowrun Returns - это её продолжительность. Я конечно, прошёл её не за пять часов, как некоторые, но и на неделю растянуть прохождение не удалось. И когда перед глазами побежали финальные титры, очень захотелось согласиться с дяденькой Мужиком - "Малавата будет!" В игре практически нет побочных заданий, и некоторые навыки, которые ты прокачал в самом начале, могут быть использованы всего один раз или не пригодиться вовсе. Расстраивает, что всю игру ты развиваешь своего персонажа, делаешь его, например, непревзойдённым мастером деловых переговоров - и выясняется, что делал ты это зря, потому что в переговоры вступать в конце и не с кем. Конечно, в начале и середине игры, если каких-то навыков герою недостаёт, вполне можно обойтись без них - выполнение заданий включает некую вариативность. Ну а в бою, если есть желание получить какой-то вызов, а не просто сметать всех с пути, - нужно сразу ставить максимальную сложность.
Shadowrun Returns не стала откровением, не стала игрой года или лучшей RPG. Она не поражает воображение некст-геном, не предлагает ураганный экшен и полностью нелинейный сюжет. И длится она на порядок меньше, чем третий Ведьмак. Но ведь мы здесь не за этим, правильно? Мы здесь потому, что это замечательная изометрическая игра, в замечательной вселенной, соединяющей два таких разных, казалось бы, жанра, как фэнтези и киберпанк. Она не лишена недостатков и небольших технических огрехов, да. Но если вам надо унять тоску по ещё не вышедшему Mankind Divided, эта игра подойдёт как нельзя лучше. И я, например, очень рад, что меня ждёт ещё не пройденный Dragonfall. Одного жаль - что Shadowrun Chronicles вряд ли обзаведётся официальной русификацией. А ведь после Returns поиграть в продолжения очень хочется.
Итог
Геймплей - 4,5
Графика - 4,2
Музыка - 4,8
Сюжет - 4,0
Общая оценка - 4,3