Давно миновали те времена, когда под брендом Final Fantasy выходили игры-легенды. После прохладного приема Final Fantasy XIII команда Square Enix, похоже, оказалась полностью сбита с толку, и в отчаянной попытке исправиться начала плодить экспериментальные сиквелы. Вместо эталонных JRPG, которые впору было бы выставлять в палате мер и весов, теперь у них получаются игры-мутанты, которые так до конца и не определились со своей принадлежностью. Не иначе, магия несчастливого числа 13 продолжает действовать.
Три...два...один...пошел!
Final Fantasy XIII была еще практически каноничной, ругали ее только за тотальную линейность и запутанный сюжет. Сиквел за номером XIII-2 вообще завязал историю морским узлом, а вместо цельного мира предложил набор компактных локаций, перемешанных по времени и пространству. Вдобавок вместо группы персонажей, из которых на поле боя традиционно сражалась некая троица, там осталось лишь двое – Ноэль и Сера (правда, разрешено было брать в команду ручного монстра). Теперь же обратный отсчет подошел к своему логическому концу, и мы имеем одного-единственного героя. Встречайте: Лайтнинг, она же Клэр Фаррон – спаситель человечества и личный порученец самого всемогущего бога.
Ты нужен нам, солдат.Пока Лайтнинг 500 лет прохлаждалась в анабиозе где-то в параллельной реальности, ее родину окончательно заполонил Хаос, и теперь конца света не избежать: верховное божество решило, что вместо спасения невезучего мира куда проще будет создать новый и переселить туда души местных жителей для последующей реинкарнации. Впрочем, лично возиться с каждой людской душой ему недосуг, и для этой почетной миссии вновь призвана в строй девушка с мечом. Не хватает только пожилого генерала, прилетающего на вертолете куда-то к черту на кулички и сурово произносящего «Ты нужен нам, солдат».
- Служба доставки артефактов, работаем круглосуточно и без выходных.
«Спасает» людей розововолосая воительница весьма своеобразно. Здешние обитатели, хоть и живут не старея те самые пять веков, все никак не могут решить свои бытовые проблемы: то редкий ингредиент для лекарства позарез нужен, то запчасти для сломанного механизма. И вот из-за этого-то души их никак не могут обрести покой и подготовиться к переселению. Кто поможет несчастным? Конечно, Лайтнинг. Получив желаемое, довольный гражданин отдает спасительнице свою душу (не спрашивайте) и, как ни в чем не бывало, отправляется дальше. Помимо морального удовлетворения, выполнение квестов приносит еще и бонусы к характеристикам героини. Традиционная прокачка здесь отсутствует, и повышение «статов» происходит независимо от игрока.
Свобода – это осознанная необходимость
Энергия, полученная от благородных деяний, способна подарить обреченному миру несколько лишних деньков. Вначале до Апокалипсиса остается всего неделя, но при желании можно растянуть этот срок до тринадцати дней и попытаться сделать хоть что-то для спасения человечества. В этом случае сюжетная линия в свой черед сведет девушку практически со всеми ключевыми персонажами FF XIII и XIII-2. А можно вообще ничего не делать – просто бить баклуши и бродить по свету, чтобы в конце концов получить пятисекундный видеоролик со взрывом сверхновой и лаконичный комментарий «вот так миру пришел конец».
На сей раз Square Enix разродились настоящим открытым миром. Ну, или почти настоящим. Имеется четыре огромные локации, две из которых – города с магазинами, отелями и прочей туристической инфраструктурой (как в западных РПГ), а две другие – лесистая равнина и засыпанные песком руины. Игрок волен перемещаться между ними в любое время. Только вот мир получился совершенно неживым, и исследовать его попросту неинтересно.
Характерной для серии визуальной роскоши здесь нет и в помине. Город – просто город, равнина – просто равнина. Выглядит все это по меркам 2014 года откровенно жутковато: даже в FF X, коей более десятка лет, трава развевалась на ветру, листья колыхались, а песок струился над дюнами. Здесь же ничего не развевается, не колышется и не струится. Неудивительно, что игроки «полны отчаянья и способны только безнадежно смотреть на ужас, предстающий перед их взором»... Ну хорошо, вообще-то в официальной аннотации эта фраза относится к обитателям самой игры. Но у них как раз все замечательно: по улицам бодро шагают толпы жизнерадостных манекенов с картонными лицами, которым абсолютно начхать на предстоящий конец света.
По улицам бодро шагают толпы жизнерадостных манекенов с картонными лицами.Сама Лайтнинг и ее «координатор» Хоуп напрочь лишены эмоций и ведут себя как персонажи фильма «Эквилибриум», причем сделано это разработчиками вполне осознанно. Выслушивать стерильные диалоги героини и бесконечный монотонный бубнеж по коммуникатору, в очередной раз повторяющий цели миссии, столь же увлекательно, как присутствовать на заседании планово-бюджетной комиссии районного совета депутатов. Немного оживляют ситуацию разве что появления на сцене других действующих лиц вроде Сноу или Ноэля, которые ведут себя вполне шизофренически: вначале яростно стараются убить спасительницу мира, потом сражаются с нею плечом к плечу и, наконец, убегают в лучших традициях старых гонконгских боевиков, намекнув на неизбежную скорую встречу.
Одна за всех
Боевка в Lightning Returns вроде бы похожа на предыдущие вариации «тринадцатой», сражения так же проходят в реальном времени, но теперь команды не выбираются из меню, а закреплены за кнопками геймпада – как в какой-нибудь Tales of Vesperia.
- Ну и кто из вас ужас, летящий на крыльях ночи?
Поскольку Лайтнинг теперь заменяет собой всю команду, ей приходится быть единой в трех лицах: во время боя можно (и нужно) постоянно менять костюмы, а соответственно и роли. Это как «смена парадигмы» в прошлых частях: каждый костюм (а их тут встретится более 80 штук) дает свои способности и бонусы. Добавляет разнообразия экипируемое оружие и аксессуары. Комбинировать все это действительно интересно, просидеть в меню за выбором нарядов можно очень долго. Подбор правильной тактики в бою тоже доставляет немало удовольствия. И все же отчаянно не хватает других персонажей, единственная героиня на арене выглядит как-то тоскливо.
Монстры разбросаны по игровому миру без какой-либо видимой системы.Монстры разбросаны по игровому миру без какой-либо видимой системы. Поскольку идти можно куда душа пожелает, то и нарваться в любой момент рискуешь неизвестно на кого – от стайки гремлинов, которых Лайтнинг с ходу «выносит» на единственной шкале ATB, до какого-нибудь адского дракона, которому в нормальной игре самое место перед финальным боссом. Но, ввязываясь в драки, вы ничем не рискуете, ведь посланница бога, как ей и положено по статусу, бессмертна! Поражение влечет отнюдь не «game over», а всего лишь отступление с поля боя – правда, при этом теряется один час игрового времени.
Один на один, рука против руки, как учил меня мой папочка.
Сражения напоминают майклбэевских «Трансформеров»: вроде бы на экране происходит что-то дико впечатляющее, но что именно – понять решительно невозможно. При ударах полэкрана закрывают спецэффекты, за которыми красоты движений стройняшки Лайтнинг элементарно не видно, не говоря уже о костюме. Ради чего девушка переодевалась, спрашивается? Базовая камера «вполоборота», придуманная явно для большей зрелищности, неописуемо ужасна и постоянно закрывает обзор. Если хотите действовать хоть мало-мальски осмысленно, единственное спасение – переключиться на «тактический» вид сверху.
Lightning Returns: Final Fantasy XIII – крайне странная и необычная игра, выпущенная непонятно зачем и непонятно для кого. Поклонники жанра JRPG как такового ее, скорее всего, просто не поймут, равно как и те, кому запомнились классические части сериала. Вся надежда только на фанатов оригинальной Final Fantasy XIII – вдруг да им захочется узнать, что же, в конце концов, стало с ее героями. Ну и еще на прекрасную половину человечества, представительниц которой вполне может заинтересовать возможность поэкспериментировать с гардеробом Лайтнинг.