В свое время тактическая RPG Darkest Dungeon стала локальным хитом, ведь предлагала уникальную концепцию боев с необходимостью грамотно подбирать членов партии, погружала в мрачную, давящую атмосферу уныния и позволяла сразиться с интересными противниками, в том числе боссами. Разработчики из Red Hook Studios нашли секрет успеха и продолжили развивать свое творение с помощью дополнений. А тем временем другие студии посмотрели на популярность игры и решили создать свои клоны Darkest Dungeon. Повального релиза похожих на DD проектов не произошло, так как произведение менее значимое, чем Dark Souls или легендарная Diablo, и все же отдельные авторы попробовали воспользоваться хорошо зарекомендовавшей себя концепцией.
Вот так на свет появились Vambrace: Cold Soul, Legend of Keepers, Warsaw и другие. Казалось бы, фанатам Darkest Dungeon найдется чем заняться до выхода сиквела, но тут возникла проблема. Упомянутые клоны сильно уступали по качеству произведению Red Hook Studios, хотя и старались разбавить концепцию разнообразными нововведениями. В июле 2019 года к списку подражателей DD присоединилась Iratus: Lord of the Dead от российской студии Unfrozen. Разработчики хоть и выпустили проект в раннем доступе Steam, но сумели моментально выделиться на общем фоне. Их игру сразу же назвали «Darkest Dungeon наоборот», ведь в ней нужно управлять мертвецами и сражаться с живыми существами. И это только одно из многих весомых отличий Iratus: Lord of the Dead от первоисточника. А так как совсем недавно творение Unfrozen добралось до полноценного релиза, редакция Gamer-Info решила оценить игру и посмотреть, сможет ли она стать в один ряд с Darkest Dungeon.
Сюжетная затравка в свежем проекте звучит очень просто: в давние времена некромант Иратус восстал против людей, так как посчитал жизнь болезнью. Он намеревался истребить всех существ в мире, но потерпел поражение и был заточен в глубокое подземелье. Спустя годы протагонист восстановил силы и теперь намерен выбраться наружу, чтобы организовать новую войну против каждой из существующих рас. Повествование в Iratus: Lord of the Dead, по сути, отсутствует, а финальная цель нужна лишь для условного объяснения, куда и зачем движется игрок. Информация о вселенной подается в редких записках, которые возникают на экране перед битвами с боссами и после перехода на следующий этаж. Крупицы «лора» также можно подчерпнуть из случайных событий и внешности врагов, но это уже мелочи. Как и в Darkest Dungeon, сюжет здесь отнюдь не на первом месте.
Здесь даже записки большая редкость, а о полноценном сюжете можно и не мечтать.
Мир в Iratus: Lord of the Dead выстроен по ступенчатой структуре. Игрок появляется в шахтах, которые представляют собой самый нижний из пяти этажей. Наверху находится собор, куда стремится попасть Иратус, чтобы обрести свободу. Каждый из уровней выступает лабиринтом переплетенных путей. Они усыпаны интерактивными точками, между которыми передвигается пользователь. Идти можно строго вперед, поэтому при прохождении каждого яруса у игрока будет свой уникальный маршрут из десятков возможных. В конце любого уровня путь преграждает босс, который должен стать тяжелым испытанием для пользователя, однако на деле все иначе. Главные противники в шахтах и тоннелях гномов концептуально похожи и проходятся почти без проблем. Получается, доставить хлопот способны только три босса в игре, что не назовешь большим количеством.
Однако до них еще нужно дойти, а перед этим Иратус должен создать личное войско мертвецов. И вот здесь приходит черед знакомиться с главной особенностью Iratus: Lord of the Dead – созданием бойцов. Своих воинов, миньонов, некромант производит в местном хабе, где также проходит подготовка к стычкам и прокачка. Центральная локация, судя по всему, существует вне времени и пространства, так как доступ к ней можно получить после каждого сделанного действия на карте. Подрался – вернулся домой, встретил культистов, которые дали артефакты – давай обратно, восстановил здоровье или ману у фонтана – плановое возвращение. Эта игровая условность повышает удобство, однако она мешает понять, как в Iratus устроен мир.
Местных бойцов некромант производит с помощью частей тел живых существ, которые добываются в сражениях. Изначально игрок получит доступ только к четырем из восемнадцати юнитов – Банши, Темному Рыцарю, Скелету и Невесте Иратуса (аналог лучницы). Другие солдаты открываются после выполнения определенных условий, например, когда переманишь на свою сторону трех Дамперов, можно будет регулярно нанимать солдат этого класса. Среди других требований присутствует наложение дебафов, нанесение урона своим воинам, прохождение игры и так далее.
Каждый миньон имеет определенный набор параметров и шесть открытых умений – четыре обычных, одну стойку, дающую весомый бонус, и аналог ультимейта. В игре от Unfrozen, как и в Darkest Dungeon, навыки активируются с конкретной позиции в строю, что нужно учитывать при формировании партии. Рядовые способности можно грубо разделить на два типа: атаки и отрицательные или положительные эффекты. Первые наносят физический, магический или стрессовый урон, и третий в списке как раз отсылает к концепции «Darkest Dungeon наоборот». Противники в Iratus: Lord of the Dead имеют две шкалы – здоровье и психическое состояние. Если бить стрессовыми атаками, то будет уменьшаться вторая полоска, из-за чего у врага может возникнуть состояние психоза или воодушевления, повысится шанс бегства или случиться разрыв сердца. По сути, стрессовый урон служит подспорьем для ослабления противников, что увеличивает количество возможностей в сражении. Однако, как и у каждой монеты, здесь есть обратная сторона – отсутствие дополнительного давления на пользователя.
Горгулья, второй справа юнит, имеет очень неприятные атаки.
В Darkest Dungeon игрок отправлялся на определенное время в поход, брал с собой ресурсы и сильно рисковал психическим состоянием бойцов. При прохождении DD мощная стрессовая атака всегда заставляла напрягаться, а здесь ничего похожего и близко нет. Игрок регулярно возвращается в хаб, а юниты Иратуса – мертвые марионетки, лишенные разума. Недруги воздействуют на них лишь уроном и наложением всяческих дебаффов. Разнообразие последних, кстати, впечатляет: бойцы Иратуса и враги в равной степени умеют понижать характеристики, накладывать пропуск хода, оглушение, снимать блоки и обереги, защищающие от физических и магических навыков соответственно и так далее. Положительные эффекты такие же, но имеют обратное действие. Что касается ультимейтов, то они представляют собой сильные атаки, расходующие гнев – специальный ресурс, который Иратус накапливает в сражениях.
И вот здесь стоит отметить еще одно важное отличие Iratus: Lord of the Dead от Darkest Dungeon. В творении Unfrozen протагонист выступает отдельным участником боя и может активировать одну способность за ход, как и обычные юниты. За выигранное сражение Иратусу и участвовавшим в драке миньонам начисляется опыт, благодаря чему постепенно растут их уровни. Некромант получает возможность обрести новые таланты, а бойцы усиливаются за счет повышения характеристик и улучшения активных навыков. Любое из умений можно прокачать раз в три уровня, выбрав одно из двух доступных усилений.
Когда читаешь всю эту информацию, создается впечатления, что освоение в Iratus: Lord of the Dead по трудности не уступает изучению Mathcad. Однако для игры на нормальной сложности достаточно вдумчиво пройти обучение. Со временем создание и развитие партии перестанет казаться сложным процессом, и пользователь начнет экспериментировать с составами и искать хорошие связки бойцов. Их здесь предостаточно: можно комбинировать восстановление здоровья, массовые баффы и урон по вражеской группе, играть через ультимейты с постоянной регенерацией гнева и так далее. Простора для экспериментов предостаточно, особенно для людей, которые любят погружаться в глубокие тактические RPG.
Последним элементом усиления своей боевой группы станут артефакты и части тела высокого качества. Иратус имеет пять слотов экипировки, один из которых предназначен для расходуемых вещей, действующих только в следующем бою. Юнитов разработчики снабдили двумя ячейками реликвий и реализовали уникальные предметы для каждого отдельного миньона. Естественно, подбирать экипировку нужно исходя из собственной тактики боя и сильных сторон солдат. А части тела высокого качества можно вставить в уже готового воина, и тот получит определенное число очков характеристик.
Алхимия чаще всего используется для крафта артефактов и лечения бойцов.
Возвращаясь к хабу, стоит отметить присутствие еще двух разделов. Алхимия позволяет создавать артефакты, восстанавливать здоровье и ману, а также преобразовывать одни части тел в другие. А на кладбище игрок жертвует юнитами и специальными монетами, добываемыми в сражениях, чтобы возвести разные здания. Они открывают возможность лечить и прокачивать миньонов, которые не участвуют в бою и дают разные пассивные прибавки. По сути, это вся геймплейная схема Iratus: Lord of the Dead – в хабе пользователь занимается менеджментом, а на карте проходят сражения, чередующиеся со случайными событиями. Врагов в игре реализовано запредельное количество, причем на каждом этаже встречаются уникальные противники, что повышает сложность и заставляет адаптироваться. Недруги часто удивляют массовыми атаками и неприятными дебаффами, а в сражении с элитным отрядом на высоком уровне сложности можно запросто потерять парочку прокаченных миньонов.
И все же Iratus: Lord of the Dead механически ощущается более простой, чем Darkest Dungeon. Здесь нет необходимости готовиться к походу, распределяя ресурсы, избавлять бойцов от отрицательных черт характера и закреплять положительные, лечить героев от болезней и так далее. При прохождении DD игрок погружается в атмосферу уныния, в том числе благодаря множеству механик, создающих дополнительные сложности. Потеря прокаченного бойца в творении Red Hook заставляет кривить лицо, а если в сражении с боссом «падает» вся группа, игрок погружается в чуть ли не депрессивное состояние. В Iratus: Lord of the Dead ничего похожего нет, ведь всегда можно создать нового миньона и прокачать ему десяток уровней с помощью замены мозга. Падает этот ресурс довольно часто, если использовать специальный расходуемый предмет.
Постепенно собирается целый склад артефактов, которые не подходят под избранную стратегию.
А еще игрок может намеренно идти к гробнице на карте, после открытия которой выбирается один из трех миньонов. Он перейдет под управление Иратуса, а уровень такого солдата будет лишь немного ниже, чем у юнитов из основной группы. Iratus: Lord of the Dead редко заставляет превозмогать, а атмосферой уныния здесь и не пахнет. Пользователь больше ощущает себя сильным некромантом, готовящимся уничтожить всех живых существ. Впрочем, такая роль вполне способна понравиться отдельным пользователям, если принять резкие отличия от Darkest Dungeon. А вот визуальный стиль вряд ли сильно придется по душе фанатам DD. Моделям персонажей и окружения не хватает неотесанности и грубости, которые больше бы подошли проекту про ужасного некроманта.
В целом Iratus: Lord of the Dead получилась неплохой игрой, но с рядом существенных оговорок. Unfrozen старалась придумать интересные механики, чтобы их творение не называли обычным клоном Darkest Dungeon. Создание персонажей с помощью частей тела ощущается свежо, а возможность использовать в сражениях навыки Иратуса расширяет количество тактик. Экспериментов для создания боевых построений здесь тоже предостаточно, как и видов врагов. Однако в игре редко создается ощущение давления, механик меньше, чем в DD, а уровни сложности лишь снижают количество получаемых ресурсов и повышают мощь врагов. Общая концепция Iratus: Lord of the Dead не лишена уникальности, но по комплексности проигрывает Darkest Dungeon. По итогу, творение Unfrozen способно порадовать фанатов тактических RPG, но уровня проработки DD ждать не стоит.