Есть такой тип игр, которые созданы лишь для того, чтобы созерцать. Не нужно нестись куда-то, сломя голову, уничтожать орды врагов, обдумывать свои действия в пошаговой партии или читать тонны текста. Они – своего рода отдушина среди бескрайнего моря крупных проектов, которые то и дело побуждают к активным действиям. Хотя, их даже играми сложно назвать, скорее интерактивные произведения искусства.
GRIS – именно такое произведение искусства и по совместительству дебютный проект небольшой испанской студии Nomada. По своему духу она очень близка к медитативным Journey и ABZU, отголоски которых прослеживаются (сложно сказать, вышло так намеренно или нет) то тут то там.
Впрочем, это не мешает GRIS рассказать свою историю о девушке, которая, вероятно, пережив тяжелое проиcшествие, не желает встречать суровую реальность, ища спасение в своем внутреннем мире. По мере прохождения мы будем помогать ей шаг за шагом выходить из депрессии, эмоционально окрепнуть и, наконец, открыть дверцу в реальный мир.
Наверное, «рассказать историю» прозвучит довольно громко, ведь игра полностью лишена какого-либо текста (ну, кроме меню и титров, на большее не рассчитывайте), предпочитая общение с игроком через визуальные образы. И этого здесь более чем достаточно, даже если интерпретировать события каждый сможет по разному.
С своей основе, GRIS – чистейший платформер. Внутренний мир героини поначалу предстает перед нами черно-белой пустыней минимализма, в сердцевине которого стоит разрушенный дворец как олицетворение внутреннего состояния девушки. По совместительству это отправная точка к остальным уровням. Карта устроена так, что после каждого пройденного этапа мы возвращаемся в свой дворец, который при этом постепенно претерпевает существенные изменения. По мере восхождения героини «к свету», мир наполняется красками и звуками, каждый раз удивляя своей красотой.
Говоря о красоте, визуальная часть игры – ее основной козырь, выделяющийся даже на фоне конкурентов. Команда художников под руководством Conred Roset’a, кажется, воплотила в GRIS все свои самые смелые идеи и мечты. Своим артом проект бьет в лицо игрока с самого вступления, но это не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит на уровнях. Багровые оттенки храмов и пустыни с бушующей в ней песчаной бурей, что так напоминает Journey. Сюрреалистичный зеленый лес с кубическими деревьями и меняющимися платформами. Красоты подводного мира на манер ABZU и стеклянные дворцы под звездным небом. Практически каждый участок игры – услада для глаз и создан для того, чтобы резать его на скриншоты и обклеивать ими все вокруг. Дополняется это приятной анимацией.
При этом каждый уровень имеет свои геймплейные особенности, с которыми зачастую связаны способности героини. Точнее говоря, способности ее одежды. Черное платье Грис – словно наглядное изображения «кокона», в который она спряталась, с прохождением обретает уникальные свойства. Например, оно может обращаться в форму куба, тем самым придавая большой вес, не позволяя сильной буре унести девушку, или помогая проламывать хрупкий пол. Со временем, оно обретет форму крыльев и мы сможем выполнять двойной прыжок, планирование и даже возносится в небо в определенных местах. А в подводном мире оно позволяет быстро маневрировать, так сильно напоминая форму ската.
К большому сожалению такие особенности практически никак не раскрываются, выполняя скорее функцию базового развлечения между лицезрением пейзажей, нежели представляя из себя какие-то действительно интересные моменты. И это обидно, ведь на такой основе можно построить множество хороших головоломок, в то время, как в самой игре это лишь небольшие препятствия. Погибнуть здесь невозможно, а побеги от «боссов» сделаны так, что нигде не ошибешься. В общем, все сделано для того, чтобы игрок нисколько не напрягался, исключительно наслаждаясь визуально-музыкальной основой.
За музыку, кстати, стоит похвалить группу Berlinist, написавшую чарующее и эмоциональное музыкальное сопровождение. Меланхоличные мелодии и звуки фортепиано постепенно сменяются ярким чистым женским вокалом, которое, вкупе с красивым визуальным рядом придают нужную глубину в различные моменты игры.
Настоящего же апогея сочетания картинки и звука GRIS достигает ближе к финалу, когда наша героиня обретает способность петь, буквально оживляя своим голосом все вокруг и, тем самым, наконец обретая себя.
___________________________________________________
GRIS – это отдушина для тех, кто устал от наплыва осенних хитов и хочет посвятить один из вечеров чисто эстетическому удовольствию. Геймплей здесь сведен к минимуму, что немного огорчает, учитывая нераскрытый потенциал интересных задумок. Впрочем, главную свою роль она выполняет, а именно - доставляет неимоверное удовольствие и эмоции от выдающегося визуального стиля в сочетании с проникновенной музыкой. Интерактивное произведение искусства, как оно есть.