Сложно приходится кинорежиссерам и разработчикам игр, решившим сделать свое детище и окрестить его категорией «ужасы». Террористические акты, крушения самолетов и криминальные хроники леденят кровь похлеще любого ужастика, и запугать нынешний люд чем- то еще очень проблематично. Но попытка – не пытка, и на протяжении многих лет снимают фильмы ужасов, разрабатывают хорроры в надежде, что у нас участится пульс и по телу пробежит пугающий холодок. У одних это получается успешно, у других из рук вон плохо. И, к сожалению, соотношение сторон не в пользу первых. Сложно создать и удержать страх в киноиндустрии, а уж в индустрии интерактивных развлечений вдвойне. И вот в 2005 году студия Monolith Productions решила попробовать свои силы, представив свое чадо как шутер с элементами хоррора под тривиальным названием – FEAR.
"С.Т.Р.А.Х. и У.Ж.А.С."
Полиция ловит преступников. Спецназ обезвреживает террористов. Армия готова отразить нападение другой армии. Как оказывается, не все противники состоят из плоти и крови. Но у правительства и на этот случай есть свой козырь в рукаве – First Encounter Assault Recon (Федеральная Единица Активного Реагирования), сокращенно, как уже можно догадаться, F.E.A.R. Своего рода, охотники за привидениями, только с рефлексами супер-солдат и габаритными пушками за плечами. И вот в один прекрасный день поступает сигнал тревоги: секретный комплекс захвачен армией клонов во главе с командиром-телепатом. Обычная, будничная ситуация, и не прошло 5 минут как мы в шкуре новобранца получаем цель: устранить псионика. Недолго думая, мы отправляемся на задание всей жизни…
По сути, вся история, то тут, то там, напичкана всевозможными штампами, а главную идею сюжета можно раскусить уже к середине игры, если внимательно слушать телефонные разговоры, читать чужие письма и поставить недостающие части мозаики на место. Тем не менее, авторы стараются держать интригу до последнего, хоть и не слишком им это удается. Кроме злодея никаких запоминающихся персонажей, шаблонные диалоги и герой, чье молчание перешло в наследство прямиком от Гордона Фримена. Лишь в самом конце игры нас все-таки сподобят удивить.
Простое, казалось бы, задание превращается в отчаянную схватку, и в погоне за призраком нам придется поблуждать по многим местам. Тут-то и появляется другой недостаток игры. Где бы нам не довелось оказаться - будь то порт, офисное здание, складские помещения - мы встретим лишь одно – скучное однообразие. Несмотря на привлекательную внешность, все локации внутри состоят из однообразных коридоров, помещений, да даже мебель везде одна и та же. Порою возникает ощущение, что ты попал во временную петлю, из раза в раз видя одну и ту же картинку.
Позиционируя себя как шутер с элементами хоррора, игра предоставляет нам огромное количество «пугалок». Работают они конечно, 50 на 50, и игроков, закаленных такими играми как ранние silent hill и resident evil, трудно будет чем-то удивить. Но в целом со своей задачей «пугалки» справляются, нагнетая атмосферу страха, при котором темный пустой коридор вызывает сомнения насчет безопасности его прохождения, а непонятные тени, звуки и видения только добавляют масла в огонь. Главным источником всех боязней становится загадочная маленькая девочка, так сильно напоминающую Самару из фильма «Звонок». Видимо вылезла не из того телевизора и не в том месте. Вокруг нее и вертится большая часть сюжета, но это уже совсем другая история.
«Ты убил меня… и мне это не понравилось(с)»
Конечно, сюжет и дизайн оставляют желать лучшего, но они уходят в глубокий запой с последующей амнезией, как только дело касается шутерной части. И это главная прелесть игры, укладывающая на лопатки все минусы вместе взятые. И все это благодаря революционному искусственному интеллекту. Именно на нем строится все остальное. F.E.A.R. показывает свой тип боя – городской. Отсидеться в углу или идти напролом, вальяжно расстреливая противников штабелями, не получится – у врагов совершенно другая тактика. Здесь солдаты-клоны не стремятся получить пулю в лоб и отправиться в небеса, они будут делать все возможное, чтобы остаться в живых. Они не брезгуют подразниться гранатами, чуть завидев игрока; прячутся за укрытиями и, более того, могут вести огонь вслепую. Приходится оборачиваться на все 180 градусов, чтобы не дать застать себя врасплох, так как противник активно использует обходы с флангов. Им не составит труда сигануть в окно, подальше от летящей к ним гранаты, перекидывают столы со шкафами в качестве укрытий. В общем, ведут себя как опытные бойцы, а не манекены в тире. Солдаты переговариваются между собой, отдают приказы друг другу, сообщают о потерях и обстановке на данный момент. Если из отряда противник остается один, то он может в панике где-нибудь спрятаться или отступить подальше.
Каждая встреча с противником – праздник. Зрелищные тактические бои, в которые погружаешься с головой: каждую сцену хочется запустить заново и пройти вновь. Во многом этому способствуют сами же противники и физика тел, благодаря которой они умирают очень достоверно и красиво. Подорвался кто-то из них на мине? Останутся лишь мясные ошметки тел и кровавые граффити на стенах. В упор из дробовика? Кусок сочной плоти недавнего бравого солдатушки точно полетит в воздух. Из экзотики есть даже автомат с металлическими кольями, чтобы пригвоздить супостата к стене. И все это сопровождается предсмертными криками, вспышками огня и выбиванием пуль кусков бетона от стен.
Так как наш протеже имеет очень, даже чересчур, хорошие рефлексы, то обнаруживается одна интересная особенность: в особо трудные моменты мы можем включить аналог «буллет тайма»: время замедляется, и мы видим Max Payne от первого лица. Трассеры пуль, гранаты, пролетающие над головой, взвивающиеся к потолку облака пыли, застывшие противники – все это можно увидеть, пока не иссякнет наш запас. К слову, длительность действия рефлексов можно увеличить, если искать по темным закоулкам усилители.
Никакой регенерации – только аптечки. Даже фонарь имеет свойство разряжаться. За пазухой можно нести лишь 3 ствола, зато изобилием разных видов гранат и мин нас не обделили. Говоря об оружии также хочется отметить, что каждый агрегат выполнен великолепно и каждый хочется попробовать. Начиная от пистолетов и автоматов, заканчивая мини-ракетницей и лучевой пушкой, после которой остаются только обугленные скелетики. Звуки вполне реалистичные, нет ощущения, что держишь детскую игрушку.
Но убивать можно не только разными видами огнестрела. Когда противник оказывается очень близко, в дело вступает рукопашный бой. Да, наш герой умеет отвешивать оплеухи, бить прикладом, делать подкаты и в стиле Чака Норриса раздавать удары с ноги, даром, что, не с разворота.
«Мы могли бы стать богами(c)»
Графически, игра ничем не выделяется, ничего революционного; но и плохой ее в то время нельзя было назвать. Однако, что действительно выполнено на высоте, так это завораживающая анимация и спецэффекты. Со всеми всполохами огня, снопами искр, клубами дыма, ручьями крови на стенах и эффектом замедления. Да кто вообще будет смотреть на графику, когда на экране происходит динамичная и безжалостная мясорубка.
К другой сильной стороне F.E.A.R. можно отнести звуковую составляющую. В частности, звуковое сопровождение перестрелок. Крики солдат, звон гильз, падающих на пол, громыхающие очереди автоматов, взрывы гранат и последующее оглушение, звон разбитого стекла и рикошетов пуль - все это как нельзя кстати дополняет атмосферу боя.
Разработчики обещали многое, но не смогли выполнить все. Несмотря на огрехи сюжета и дизайна, в игре присутствует качественный хоррор и очень сильный геймплей, благодаря которому на остальное не обращаешь внимания. Хочется просто взять оружие в руки и окунуться в мир страха и безжалостных схваток с самым сильным ИИ по сей день. Эксперимент, который удался на славу. Будь у разработчиков больше времени, чтобы подлатать косячные аспекты игры и цены бы ей не было. Впрочем, ей и сейчас нет цены. В эпоху укрытий и регенераций здоровья, когда игрока ведут за ручку и развлекают как могут, а противники любезно встают пред тобой во весь рост, ожидая, когда их расстреляют, хочется настоящих, захватывающих перестрелок и F.E.A.R. с радостью вам это предоставит.