Раньше деревья были выше. Раньше солнце светило ярче. Раньше игры были лучше. Пожалуй, только самые юные игроки не согласятся с тем, что еще лет двадцать назад видеоигры переживали свой «золотой век».
Поскольку сегодня мы будем говорить о стратегиях, стоит припомнить старых добрых представителей жанра. Например, C&C впервые ввела в него понятие «ассиметричного баланса». StarCraft довел это понятие до совершенства. Dungeon Keeper рассказал нам, каким замечательным может быть непрямой контроль, а XCOM – как шедевральна пошаговая тактика.
Видимо, горячие французские парни из Tindalos Interactive тоже скучают по тем самым «старым добрым» временам. Потому что они взяли и выпустили стратегию, выполненную точно по лекалам 1998 года. Но, почему-то, сделали ее скучной.
Яйца, космос, рок-н-ролл.
В далеком будущем человечество в очередной раз выбралось за пределы родной солнечной системы и начало воевать с инопланетянами. Яблоком раздора на этот раз стали яйца. Да не простые яйца, а яйца существ из другого измерения, как ни двусмысленно это звучит. Любят, значит, всякие уроды из параллельной вселенной нести яйца на наших планетах. Может климат нравится, или еще что. Суть в том, что из яиц люди – а заодно и две другие инопланетные расы, которые от людей вообще не отличаются – добывают вещество этериум, являющееся мощнейшим источником энергии в галактике. В общем, как обычно, война за ресурсы.
Старательно боремся с жизнью на Марсе.
Сразу уточним, что Etherium очень похожа на Warhammer 40000: Dawn of War – особенно на Soulstorm, где замес идет сразу в целой солнечной системе. Здесь, правда, единой системы нет, и расы ведут свои сражения на пяти планетах. И все это не имеет никакого значения вообще, потому что планеты отличаются исключительно внешним видом. Стратегическая система частично позаимствована из того же Dawn of War – поле битвы поделено на территории. Каждую территорию можно захватить, построив на специальном обелиске строение-аванпост. Центром вашей экспансии является начальное здание, обозначающее место высадки. Его потеря немедленно приводит к поражению. Войска покупаются за пресловутый этериум, добываемый на захваченных территориях.
Первое место в категории «Тоска зеленая» безоговорочно отходит к Etherium.Единственное, что выделяет Etherium из сонма других RTS – система построек. Вы не можете строить всякие там танковые заводы или бараки – требуемые войска довольно быстро доставляются прямо на поле боя с висящего на орбите флота. Но не все так просто – изначально вам доступны лишь самые примитивные отряды. Чтобы получить доступ к элитным танкам и гигантским шагающим роботам, вам придется возводить в строениях-аванпостах специальные модули: например, научные центры или станции связи. Схожим образом расширяется изначально скудный лимит на войска. Завоевали территорию, построили там специальное дополнение, и штампуйте армию дальше. Кроме вас на картах часто есть одна-две нейтральные стороны. Перестроив парочку своих специальных строений, вы можете со временем заручиться их поддержкой. Впрочем, их отряды, зачастую, не делают погоды. Звучит скучно? Играется еще скучнее.
Кубик Рубика мстит человечеству за годы страданий.
Старая-старая школа.
Помимо режима сражений, в Etherium присутствует пошаговый режим глобальной карты. Здесь мы двигаем флоты, развиваем науку, инвестируя постоянно капающие нам научные очки, разыгрываем в большинстве своем бесполезные карты специальных действий и шпионим за противниками. А нет, пошутил. Не шпионим мы ни за кем. Ни к чему это. У всех сторон конфликта абсолютно одинаковые войска – одно-два исключения не в счет. Все отряды отличаются только внешним видом, а шпионаж просто открывает, что сейчас доступно нашим врагам. Пехота, танки, авиация, артиллерия (напрочь не нужная), парочка гигантских боевых роботов – это все есть в любом арсенале.
Бла-бла-бла, танки, бла-бла-бла, больше танков, бла-бла-бла, обвели и в топку...При этом гарантированно, что половину отрядов вы даже ни разу не построите. В этой игре, как ни в какой другой, рулит тактика «в куче сила». Вы, подавляя зевоту, раз за разом будете побеждать откровенно слабенький искусственный интеллект, безжалостно эксплуатируя тактику «набираем максимум отрядов из тех, кто у нас есть потолще, и затаптываем врага огромной ордой». Что касается флотов – забудьте про них, они вообще не имеют ни малейшего значения, их можно было бы смело не вводить в игру. По сути это просто персонификация армии игрока.
Любое сражение на любой карте выглядит вот так.
Плохонькая картинка и цветовая гамма, от которой глаза начинают слезиться минут через двадцать игры, не оставляют надежд на то, что Etherium пройдет хоть кто-то, кроме рецензентов. CG-роликов нет, анимация смотрится кривовато, а озвучка всех отрядов случайно выбирается из общего архива с десятком фраз. Внешний вид отрядов настолько безликий, что определить на глаз, кто вас атакует – пехота или танки – иногда совершенно невозможно. Вместо супероружия предлагается пяток стандартных для каждой стороны действий (орбитальная бомбардировка, вызов эвакуатора, экстренные деньги и т.д.), вместо суперотряда – очередная штамповка «что тут у нас самого сильного» и удар по врагу. Сопротивление даже на максимальной сложности компьютер оказывает весьма условное. Смертельная тоска настигает игрока примерно через полчаса после запуска.
Играя в Etherium, остро чувствуешь, как разработчики хотели сделать игру в духе старой школы. Она действительно порадовала бы пользователей, выйди она в середине девяностых. Сегодня же это абсолютно беспомощная, монотонная и неинтересная поделка. Все, на что она способна – на пару вечеров занять самых фанатичных поклонников жанра RTS. Но в целом вы забудете о ней уже через два дня.