Несмотря на то, что о Duke Nukem 3D мы пишем последней, это на самом деле, первая и самая лучшая игра из «Тройки Великих Шутеров». Игра, которая показала, что в жанре может быть и сюжет, и остроумное оружие, и невероятно колоритный герой, по праву считающийся одним из лучших персонажей в индустрии.
«Высокий блондин в тяжёлом ботинке» стал настоящей вехой в индустрии компьютерных игр – он был крут, сыпал цитатами, сразу же пришёлся по душе игрокам всего мира. Так что без долгих прелюдий, встречайте – Duke Nukem 3D. Вы знаете, на какой мотив это нужно напевать: «Тадам-там, тадам-там»...
Let’s rock!
Огромный накачанный верзила с коротко остриженными блондинистыми волосами, предвкушая заслуженный отдых после насыщенных событий, изложенных в двухмерном платформере Duke Nukem II, возвращается в Лос-Анджелес. Но любимый город штурмует разномастная инопланетная сволочь, у который буквально свербит в определенных местах из-за отсутствия в них тяжёлого кованого армейского ботинка, надетого на три ноги (о том, почему их три – ниже) Атомного Герцога. Более того, эти вконец обнаглевшие уроды воруют самых красивых землянок и превращают их в инкубаторы. Не таков отважный парень Дюк Ньюкем, чтобы спустить инопланетной цивилизации подобную дерзость! Время жевать жвачку и надирать задницы! И жвачка закончилась!
Примечание Логина:
Дюк Ньюкем – типичное «говорящее» имя. Ньюкем происходит от жаргонного «Nuke’em». Дословно это переводится как «подорвём их атомной бомбой», а самый цензурный вариант буквального перевода: «надерём им всем!». Дюк же – американское обобщение целого спектра типичных имён «белого человека», искажённо-уменьшительное от «Дуглас», «Мармадьюк», «Деннис» и даже «Эдвард». Русский аналог имени героя будет звучать «Вася Наваляювсем». Так что никакой он не Герцог Атомный.
Здесь обычно положено начинать рассказывать об игровом процессе, но мы для начала вспомним уроки истории игровой индустрии. Дюка Ньюкема придумали два весёлых дядьки из 3D Realms – Скотт Миллер и Джордж Бруссард. До 1996 года их компания была типичной «гаражной конторой» и особо эпичными проектами не отмечалась, пока из-под их пера не вышла трёхмерная версия приключений их аркадного героя из серии Duke Nukem, весьма напоминающей Commander Keen. И вот тут-то они проснулись знаменитыми.
Интервью, которое буквально всех порвёт.
Разработчики игры были раздолбаями, которым нравилось пиво, девушки и безбашенные боевики с крутым героем, обвешанным стволами.Львиной долей успеха детище 3D Realms обязано инновационному игровому движку Build, который поддерживал неслыханные по тем временам прыжки, многоэтажные помещения, разрушаемые стены и другие цацки, которые в большинстве своём легли в основу игровой механики. Наконец, Миллер и Бруссард были отвязными раздолбаями, которым нравилось пиво, девушки и безбашенные боевики с крутым героем, обвешанным стволами. Всё это они и вложили в свою новую игру, сдобрив её собственным чувством юмора и откровенно потыренными цитатами из фильмов своего времени. И получился самый обычный Бессмертный Шедевр.
Yeah, piece o' cake!
Но вернёмся к игре. Перед нами ничем не замутнённый шутер. Правда, в отличие от современных игр «press X to win», каждый уровень, каждая комната в игре превращались в испытание. Помимо десяти весьма оригинальных стволов – как вам, например, уменьшитель, воздействие которого на врага уменьшало гада в десятки раз, после чего Дюк давил гадёныша каблуком со смачным хрустом – здесь присутствовали всевозможные полезные устройства. Генератор голограмм дурачил врагов, создавая нашу точную копию. Летающий ранец позволял герою взмыть в небеса, добравшись до недоступных мест, а стероиды каждый пинок делали последним для ваших врагов.
Каждый уровень, каждая комната в игре превращались в испытание.Самым колоритным оружием Дюка была его собственная нога, затянутая в крепкий кирзач. Хорошим пинком можно было вывести из строя парочку слабейших врагов, что не раз спасало в отчаянных ситуациях. Пинаться можно было правой ногой, левой ногой, и двумя ногами одновременно, причем, на ходу. Наконец, если, применяя обе ноги для атаки, подойти к замороженному монстру, чтобы его разбить, на экране появлялась третья нога Дюка. Гусары, молчать!
Сравнение размеров пушек показало – у Дюка больше.
В качестве врагов выступали самые разные представители инопланетной цивилизации протозоидов, боевые роботы и даже мутировавшие в свиней полицейские. Для большинства пришельцев следовало выбирать собственную тактику. Грозный штурмовик с пулемётом боялся самого обычного пистолета, а летающие октобрейны, выдерживавшие очередь из пулемёта, подыхали от единственной ракеты.
Hail to the king, baby!
Под стать противникам были и боссы – здоровые и весьма коварные твари, которых чуть ли не впервые в играх нужно было побеждать специальной тактикой, а не банальным расстрелом. Победа над боссами ознаменовывалась колоритными роликами – одному из врагов, например, Дюк отрывает голову и облегчается в получившееся отверстие.
Бои с пришельцами велись на запутанных и сложных, отлично продуманных колоритных уровнях, начиная с кинотеатра Лос-Анджелеса, заканчивая лунной базой. Одна из битв, например, заканчивается на стадионе, где после победы Дюк забивал шикарный гол башкой Императора протозоидов, другая начинается возле Белого Дома.
Этот фотоаппарат делает просто убойные снимки.
Одна из битв заканчивается на стадионе, где после победы Дюк забивал шикарный гол башкой монстра.Но чем нам по-настоящему запомнилась эта игра – это личностью самого Дюка. Он постоянно язвил, весьма уместно цитируя ряд американских фильмов. Фраза про «жвачку и задницы» и вовсе ушла в народ. Герой, который не рефлексировал, а решал проблемы залпом из дробовика, никогда не терял присутствия духа и очень жёстко высмеивал своих противников, даже сидя на электрическом стуле (Your face, your ass, what's the difference?), просто не мог не стать легендарным.
Damn... I'm looking good!
Техническая сторона игры на момент её релиза была... Ну совершенно фантастической. Duke Nukem 3D тогда казался чем-то нереальным, чем-то пришедшим из далёкого будущего с летающими машинами и космическими полётами. Псевдореалистичная графика, которая легко уделывала сверхпопулярный DOOM. Множество видов оригинального оружия – ни замораживателя, ни увеличителя мы тогда просто не видели. Кровавые брызги и разводы на стенах. Монстры, которые перед смертью любили хрипеть, дёргаться в конвульсиях и харкать кровью. Трёхмерные стриптизёрши, которые, если дать им денег, на несколько секунд демонстрировали страшненький, составленный из кубиков бюст...
Наконец, игра была набита «пасхальными яйцами». Мёртвый десантник из DOOM, так и не выбравшийся из ледяной ловушки Люк Скайуокер (реверанс в сторону тогдашнего конкурента, Star Wars: Dark Forces), насаженный на кол Индиана Джонс, железная рука Терминатора, высовывающаяся из-под гидравлического пресса на фабрике, изуродованный труп Змея Плисскина из «Побега из Нью-Йорка»... Трон, на котором вольготно расположилась стрелялка про демонов и космического десантника, рухнул с оглушительным грохотом всего за день, а движок Build начали раскупать, как позже будут грести Q3 Engine.
DOOM не выдержал конкуренции.
Кроме того вместе с игрой поставлялся доступный редактор уровней, позволяющий нарисовать любую карту. Хоть родную школу – и посадить в кабинете директора огромного монстра с пулемётом. Вы можете себе представить тот адский, нереальный восторг, который испытывали игроки, получившие в руки Duke Nukem 3D?
Успех игры сыграл с 3D Realms злую шутку. Duke Nukem Forever, впервые анонсированный в 1998 году, должен был стать «идеальной игрой» Джорджа Бруссарда, ради которой он около пяти раз приказывал начинать всю разработку сначала. Это, в итоге, и послужило причиной краха компании. Игру доделывали люди из Gearbox Software, она вышла в 2011 году и рассчитана была в основном на ностальгирующих фанов, сама по себе получившись весьма посредственной. Так бесславно закончилась эпоха Дюка Ньюкема.