Я долго ждал возможности подготовить рецензию от первого лица, и вот мой час пробил. То, как игровые журналисты приняли DOOM, заставляет меня взобраться на колокольню вопиющей субъективности и вещать настолько личное мнение, что сами демоны ада позавидуют моему эгоизму. Раз некоторые заморские рецензенты ставят перерождению классики тройки и двойки, то пришло время взять дело в свои руки. Пришел DOOM.
Он должен быть, но не так важен.
Уж не знаю, что там насчет яблонь, но что точно процветает на Марсе, так это насилие. Не для того солдат Рока пробудился из загробного сна, чтобы читать страницы сценария и участвовать в постановочных кинематографических сценах. Нет. Он здесь, чтобы убивать. Какой-никакой сюжет в DOOM присутствует, но нарочитую неприязнь к нему испытывает даже сам главный герой – мол, ведите, куда хотите, только дайте пушек посытнее и горы мяса, нуждающегося в перемолке в фарш. Никаких укрытий, перекатов, самовосстанавливающегося здоровья и прочих розовых соплей – только орды демонов, наступающих со всех сторон. Всепоглощающая жажда крови прилагается.
Роковой шутер.DOOM спешит подарить игроку то, чего не додал добротный перезапуск Wolfenstein. Несмотря на то, что Блажкович участвовал в скучных диалогах и выполнял докучающие поручения товарищей, герой юности все же умел веселиться. Хватая в каждую руку по стволу и выкашивая немцев, которые (к сожалению) быстро подходили к концу, он радовал не столько себя, сколько игроков The New Order. Морпех Рока вообще не разговаривает. Нон-стоп экшен не прерывается ни на какие дебаты. Только и слышен скрежет ураганной мясорубки, имя которой – игрок. Обмен любезностями с уроженцами преисподней протекает в постановке с критической степенью брутальности. Куски оторванного мяса утопают в морях крови, и вся эта адская вакханалия сдобрена тяжелейшим прогрессивным саундтреком. Игра имеет настолько глубокую мужскую направленность, что даже далеко не всем мужам хватит силы своей Y-хромосомы, чтобы вдоволь насладиться без конца накрывающим весельем. Даже коленки у игрока должны быть волосатыми, а кадыков на горле – штуки три, не меньше. Настолько брутален DOOM.
Рядом с подобной штукой может быть замечен Гордон Фримен.
Дробовики, пулеметы, энергетические оружия и ракетница... все стволы – один другого краше. Механика старой школы воспринимается настолько сочно, что отдать предпочтение какой-то определенной демонорезке практически невозможно. Для полноты и без того переполненной красотой картины солдату Рока выдана BFG и бензопила. Первая «моя прелесть» умножает на ноль особо крупные сборища краснорожих, вторая – потрошит отдельные особи, заставляя их фонтанировать кровью и патронами. Для тех, кто провел юность в обнимку с Painkiller, Unreal Tournament, Quake и Serious Sam, перезапуск DOOM – это долгожданное явление настоящей шутерной классики.
На новый лад.
Промедление смерти подобно. Но динамика DOOM обусловлена не столько необходимостью постоянно перемещаться, сколько необходимостью постоянно убивать. Автоматического восстановления здоровья здесь нет, но присутствует своего рода вампиризм: из поверженных инфернальных тварей то и дело валятся ампулы со здоровьем, увеличить количество которых можно путем зверской расправы над оглушенным монстром. Хочешь жить – умей вертеться! А еще выворачивать суставы, вырывать глаза, обламывать рога и так далее. Баланс «давать-брать» стал идеальным компромиссом между мышкой и геймпадом: динамично будет всем, и каждого на секунду замешкавшегося можно будет закручивать в лаваш и подавать с овощами под сливочным соусом.
Чем дальше в лес – тем больше фрагов. Путешествуя между Марсом и Адом, надиратель задниц встречает все лучшие и лучшие в своем дизайне локации. Речь не только о вертикальной многоуровневости арен, но и об их каноничном для шутера старой школы виде: инопланетные пустоши, инженерные цехи, sci-fi локации, уютные кислотные и лавовые кабинеты Сотоны – я словно вновь пробежал по всему списку любимых карт Турника и Кваки, замешанных по очереди в один зубодробительный плейлист. Упоение игровым процессом хлещет через край, и не успевает пустить корни мысль «сюда бы еще боссов», как вот они – выстраиваются в немногочисленную шеренгу в очередь на получение лещей.
Тот самый вкус.Свежея, с позволения сказать, струя коснулась игрового процесса в виде развития всего и вся. Улучшаются стволы, повышаются показатели брони и здоровья, открываются новые режимы огня и разблокируются демонические руны, тоже как в Painkiller’е: у каждой свой перманентный эффект, выбирай тройку наиболее понравившихся и вперед. Руны эти установленные, и те подвержены апгрейдам: нравится увеличенный радиус поднятия брони и аптечек? Носи руну, и радиус этот со временем увеличится. Прохождение уровня предлагает не только исследование на предмет поиска секретов, но и различные испытания: застрели верзилу из пистолета, убей два какодемона одним выстрелом и все в таком духе. Для самых потерянных горе-игруль, считающих DOOM хоррором, каждый уровень содержит ключ к локации оригинальной игры. Пиксельные декорации дадут неофитам понюхать пороха и понять, что такое настоящий DOOM.
Как кладбище слонов из Короля Льва.
Мультиплеер, опять же – Unreal Unreal’ом. Авторы зачем-то ввели систему выкладок, запретив игрокам носить сразу все стволы, но это обстоятельство нивелируется возможностью сменить выкладку после смерти. В любом случае, свое мнение о мультиплеере я уже высказывал в превью. Весело, динамично, занятно. В финальной версии id Software расширила список карт и режимов, так что мультиплеер способен затянуть если не на всю жизнь, то на долго.
В современных реалиях ознаменовалась эра режиссированных игр – безбашенные теплые ламповые шутеры превратились в пластиковые постановочные консольные экшены, где бошки врагов аккуратно вылезают из укрытия и покорно ждут своего хэдшота. Тем замечательнее является выход столь знакового проекта, как DOOM. Никаких заигрываний с казуальными любителями Call of Duty – только чистый, экстрагированный шутер, каким он должен быть. Пусть «графона» для консольной версии не завезли (чего не сделаешь ради 60 кадров в секунду), пусть долгие загрузки пытаются вбить клинья в игровой процесс – эти недостатки просто бессильны в свете бесконечного безудержного веселья, которое сочится из каждой сцены игры. DOOM – прекрасный повод для молодняка узнать, что такое настоящий шутер, а старой школе – вспомнить.