Порой случается, что небольшие игры от малоизвестных студий привлекают внимание широкой аудитории. Они обретают солидное освещение в прессе и на разнообразных профильных ресурсах и форумах, где их обсуждают пользователи. Если проект попадает в число таких счастливчиков, то имеет все шансы отлично продаться и стать как минимум локальным хитом. Дальнейший его успех будет зависеть исключительно от качества исполнения.
В 2017 году одним из везунчиков, которым удалось понравиться публике, стал Biomutant. Этот экшен в открытом мире от студии Experiment 101 и издательства THQ Nordic обладал интересным постапокалиптическим антуражем, глубокой боевой системой и занятными геймплейными механиками. По крайней мере, такое впечатление оставалось после первого знакомства с проектом. Увидев восторженный прием среди аудитории, разработчики решили сделать Biomutant гораздо более масштабной игрой, чем планировалось ранее. И вот тут полезли проблемы. В чем они заключаются и стоит ли приобщиться к свежему творению Experiment 101 – узнаете из нашего обзора.
Прохождение игры начинается с редактора персонажа, где пользователь создает собственного антропоморфного зверька. Ему можно выбрать расу, цвет шерсти, набор параметров и устойчивость к отрицательным эффектам. Затем игрок появляется на небольшой локации, где встречается с Люпус-Люпином – монстром, который убил родителей главного героя. Стычка с ним заканчивается бегством, так как у протагониста пока не хватает сил, чтобы одержать победу. Он прячется в бункере под названием «Эксперимент 101» и находит там давнего знакомого. Тот, по сути, ставит перед главным героем глобальные цели: спасти Древо Жизни, корни которого пытаются уничтожить огромные чудовища мироеды, и положить конец войне между племенами. К этим двум задачам добавляется месть за погибшую семью, и с таким багажом протагонист отправляется исследовать открытый мир.
Заметили, насколько странной и нелепой ощущается завязка? Не удивляйтесь – в Biomutant весь сюжет такой. Одна из его основных проблем – отсутствие явной связи между несколькими линиями повествования. Главного героя показывают избранным, который должен спасти Древо Жизни, а вместе с ним – все остальное. В число стартовых заданий в проекте входит присоединение к светлой или темной фракции. Первая хочет уничтожить мир, а вторая – сохранить его в текущем виде. Пользователь должен решить, чья философия ему ближе, и принять соответствующую сторону. От упомянутого выбора зависит концовка Biomutant. Зачем поддерживать злых зверьков, никто не объясняет, а сама по себе цель уничтожить остатки постапокалиптического мира выглядит глупо. Игра пытается как-то оправдать это решение, но получается по большей части нелепо.
Война племен заключается в банальном захвате аванпостов,
хотя иногда процесс получается интересным.
Связать войну племен и убийство мироедов сценаристы не удосужились. Из-за этого появляется ощущение, словно историю писали кусками, которые склеили даже не белыми нитками, а синей изолентой. Все ради спасения мира – таким лозунгом в Biomutant затыкают каждую сюжетную дыру. А их в повествовании столько, что образуется настоящее решето. Логические и причинно-следственные связи хромают на обе ноги, из-за чего накапливается целый ком условностей. В какой-то момент их становится невозможно игнорировать, и единственный выход из сложившейся ситуации – перестать следить за сюжетом.
Проблемы усугубляются подачей повествования. Разработчики решили сэкономить на диалогах и реализовали закадрового рассказчика, который комментирует приключения и пересказывает суть каждого разговора. Зверьки в Biomutant якобы общаются на своих языках, и игроки не должны их понимать. Использование такого приема ухудшает погружение и не дает персонажам раскрыться. Ни одного из героев игры нельзя назвать хоть сколько-то запоминающейся личностью со своим характером. Все они ощущаются функциями, которые просто двигают сюжет вперед. А последним гвоздем в крышку огромного гроба с надписью «повествование» стало исполнение диалогов. Они написаны до жути несуразно, а треть реплик рассказчика и вовсе можно удалить, ведь в них нет смысловой нагрузки. Кроме того, игра любит провозглашать банальщину с важным видом, от чего даже становится неловко.
К немногочисленным плюсам сюжета относится система аур: отдельные решения и реплики имеют светлый или темный окрас. Соответственно, главного героя можно сделать добрым или злым, и от этого зависит доступ к отдельным активным навыкам. Еще история иногда поднимает интересные темы, например, загрязнение Земли и важность заботы об экологии. Однако немногочисленные преимущества сюжета полностью растворяются в его недостатках.
Зато с реализацией открытого мира в Biomutant не все так печально, как с сюжетом. Разработчики из Experiment 101 снабдили его красочным постапокалиптическим антуражем, несколькими биомами и множеством локаций. В большинстве мест можно найти экипировку, мелкие головоломки с переключением вентилей и пачку врагов с мини-боссом во главе. Изначально активности на карте не отображаются, но уже спустя 15 часов прохождения она будет усыпана значками. Жаль только, что большая часть из них – это задания формата «найди определенное количество предметов указанного типа». Полноценные дополнительные квесты в игре встречаются реже, но они иногда радуют неплохим исполнением. Интерес к исследованию мира Biomutant разработчики поддерживают несколькими способами. Первый из них – грамотно настроенное собирательство. При посещении каждой локации игроку скажут, сколько здесь хранится ценных вещей конкретного типа. А вот где именно они находятся, придется выяснить самостоятельно. Благодаря этому усиливается предвкушение перед получением добычи и желание тщательно все обследовать. Второй способ – возможность перемещаться по миру на разных видах транспорта. Если их часто менять и не забывать улучшать, то путешествия будут гораздо меньше приедаться. А третья причина сохранения интереса – элементы метроидвании. Порой, чтобы попасть в конкретную локацию, нужно предварительно найти подходящую экипировку. Когда игрок обзаведется необходимым снаряжением и отыщет ценности в ранее недоступной области, то ощутит двойную радость – от получения добычи и небольшого пережитого приключения.
Исследование мира, сбор снаряжения и выполнение мелких заданий – лишь малая часть геймплея. Его основу составляют сражения, которые, к сожалению, тоже реализованы спорно. В редакторе игрок выбирает класс персонажа, но это, по сути, условность. Если взять бойца дальнего боя, то ничто не помешает потом изменить специализацию, например, вооружиться двумя одноручными мечами. Система прокачки в игре довольно гибкая и состоит из множества элементов. При повышении уровня пользователь увеличивает характеристики протагониста и за специальные очки приобретает пассивные бонусы и комбинации ударов под конкретный вид оружия ближнего и дальнего боя. Все они выполняются нажатием нескольких клавиш, так что запомнить не составит труда. После применения трех разных спецкомбинаций появится возможность войти в режим вунг-фу. Он позволяет совершать особо мощные атаки и значительно повышает урон, однако эффект длится всего несколько секунд. При исследовании мира и принятии важных решений игрок будет накапливать биогены и псиочки. Они тратятся на приобретение активных навыков: огненного рывка, гриба, подбрасывающего врагов в воздух, отравляющей лужи, сильного удара об землю и так далее.
Вот такие мини-боссы встречаются на каждом шагу.
Отдельно важно отметить, что игрок может по очереди вступать в ближний и дальний бой. За стрельбу и атаки холодным оружием отвечают разные клавиши, да и сократить или разорвать дистанцию в Biomutant не составляет труда. Достаточно несколько раз кувыркнуться или использовать двойной прыжок. А вот с парированием связана первая проблема боевой системы. Многие враги обладают рваными анимациями ударов, из-за чего поймать тайминг становится тяжело. Второй явный недочет – ужасно реализованные хитбоксы. Иногда противники наносят урон даже после идеального уклонения, которое сопровождается замедлением времени. А один босс в проекте и вовсе бросается камнями, которые летят по невообразимой траектории и обладают невероятно кривыми моделями. Кроме того, Biomutant крайне слабо передает ощущения от удара и выстрелов. Звук настроен посредственно, а тяжесть оружия не чувствуется. Главный герой словно колит противников зубочистками, и эта аналогия напрашивается уже в первые часы прохождения. Ситуацию немного спасают комиксовые эффекты, но опять-таки – они понравятся далеко не каждому игроку.
В целом от битв в Biomutant остаются противоречивые впечатления. Вышеописанные проблемы постоянно напоминают о себе, но их частично компенсируют высокая динамика драк и изобилие сборок персонажа. Кроме того, в проекте реализована интересная система крафта снаряжения. На защитные предметы, под которые отведено семь ячеек, можно устанавливать обвесы. А оружие и вовсе создается из нескольких компонентов, которые повышают разные параметры: урон, пробивание, шанс критического повреждения и прочие.
Если подкинуть врага в воздух, то можно совершить серию ударов.
Графика в Biomutant, мягко говоря, не впечатляет. Даже если смотреть полуприкрытым глазом, то можно заметить угловатые модели и посредственное освещение. А когда начинаешь детально исследовать мир, то вылезают десятки проблем. Здесь и частичное отсутствие теней, и кривоватые анимации, и ошибки геометрии, и еще много всего другого. Музыка в игре сойдет лишь за фон – мелодии абсолютно не запоминаются. Ну и российскую локализацию тоже стоит упомянуть. Она выполнена на очень низком уровне и только подчеркивает слабый сценарий свежего творения Experiment 101.
Разработчики Biomutant явно погнались за масштабом после первого показа игры. Да они и сами это подтверждают в многочисленных интервью, хоть и не прямым текстом. Попытка сделать большой проект с открытым миром закончилась не самым удачным образом. Biomutant обросла игровыми системами, но они ощущаются либо лишними, либо недостаточно глубокими. Проект стал жертвой чрезмерного внимания аудитории и амбиций Experiment 101 – студии с двадцатью разработчиками на борту. Ее дебют нельзя назвать полностью провальным – от игры можно получить определенное удовольствие. Однако проблем в ней гораздо больше, чем ожидалось.