В игровой индустрии существует несколько знаковых серий шутеров от первого лица. Каждая из них несет в себе уникальный стиль, философию и, разумеется, рассчитана на определенный контингент игроков, исходя из их предпочтений. В голову сразу приходят такие названия, как Call of Duty, Halo, Doom, Quake, Unreal Tournament и многие другие. Кому-то нравится проходить сюжетную кампанию, а кого-то, напротив, привлекает многопользовательская составляющая, благодаря которой можно помериться силами с другими игроками или почувствовать себя частью сплоченной команды. Battlefield – одна из тех серий, в которой, как правило, было прекрасно и то, и другое.
Анонс пятой номерной части игры заставил многих фанатов франшизы хорошенько понервничать. Дебютный трейлер Battlefield V сбивал с толку и обескураживал. В нем суровый антураж Второй мировой войны рассыпался на куски под напором нелепых образов, вроде девушек с механическими протезами вместо рук и непонятных бойцов, разукрашенных голубой краской подобно Уильяму Уоллесу из «Храброго сердца». Игра походила на цирковое представление, на голливудские комедийные боевики, но никак не на серьезную историю об одной из самых жестоких и кровопролитных войн в истории человечества. Этот диссонанс породил в Сети такую бурю негодования, что разработчикам пришлось спешно оправдываться перед фанатами. Мол, все не так страшно, как вам могло показаться. Дождитесь игру и сами все увидите. Дождались. Увидели. Теперь рассказываем вам.
Начать следует с сюжетной кампании, которая преподносится нам в формате «Военных историй», хорошо знакомым по предыдущей игре Battlefield 1. Все начинается с небольшой вступительной главы «По зову Родины», знакомящей нас с механиками игры и позволяющей увидеть Вторую мировую войну глазами ее непосредственных участников. И да, вступление действительно выполнено на очень достойном уровне: нам дают погонять на немецком танке, временно оказаться в шкуре снайпера, а также десантироваться на заснеженную вражескую базу с последующим расстрелом десятков нацистов. Все это пролетает перед нашими глазами за считанные минуты, но производит по-настоящему приятное впечатление. Голливудская постановка, пафосное текстовое сопровождение, обилие шикарных визуальных эффектов – все это западает в душу с первых секунд.
Дальше все становится не так однозначно. Великолепный пролог заканчивается и начинаются сюжетные главы, посвященные конкретным персонажам и ситуациям. Всего таких глав три. Каждая при этом разбита на три небольших акта. По сути, мы имеем просторные карты-песочницы, в рамках которых должны в любой последовательности выполнить несколько незамысловатых заданий. Главным героем первой главы «Без знамен» является британский паренек Билли Бриджер, которого в 1942 году вытащили из тюрьмы, чтобы перебросить на линию фронта в Северной Африке. Билли не отличается особым умом и сообразительностью, так как его поймали на третьей безуспешной попытке ограбления одного и того же банка (facepalm). Зато он умеет обращаться со взрывчаткой, что вполне успешно можно применить на фронте. Миссии в Африке в меру увлекательны, хотя и отдают ярко выраженной комедийностью. Другими словами, ни о какой драме и ужасах войны, которые нам обещали разработчики, здесь речи идти не может. Билли дурачится, совершает совершенно идиотские поступки и постоянно ошибается, за что получает по шее от более опытного напарника.
Так выглядит четырехчасовой сюжет ААА-игры.
Вторая глава «Аврора» посвящена знаменитой военной операции «Ганнерсайд» 1941 года (в игре события почему-то разворачиваются в 1943 году), в ходе которой шестеро отважных солдат Королевской Норвежской армии проникли на завод, расположенный на территории гидроэлектростанции Веморк близ города Рьюкан, где нацисты производили тяжелую воду (оксид дейтерия), являющуюся ключом к ядерной программе Третьего Рейха. Они героически взорвали завод, тем самым обезопасив мир от немецкой ядерной угрозы. Как же этот исторический эпизод нам демонстрируют разработчики Battlefield V? Вместо шестерых норвежских героев в игре нам показывают хрупкую девушку Сольвейг Фиа Бьернстад, которая с легкостью расправляется с полчищами фашистов и уничтожает всю тяжелую воду, до которой ей удается дотянуться. «Исторический реализм», – говорили разработчики. Ну да, ну да. Где уж тут уважение к героям Второй мировой войны, если всем правит гендерное равноправие и тоталитаризм феминисток.
Третья глава «Тиральер» посвящена темнокожему сенегальскому солдату Деме Сиссе (простите мне мой французский!), которому вместе с его отрядом в составе французской армии поручено захватить нацистскую крепость в Провансе в 1944 году. Эта часть сюжетной кампании, в отличие от двух предыдущих, является самой впечатляющей на наш взгляд. Здесь впервые ощущается размах происходящих на экране событий – захват крепости выглядит на редкость эффектно. Впервые за всю однопользовательскую кампанию ты чувствуешь, что в самом деле участвуешь во Второй мировой войне, а не просто бежишь куда-то, периодически лениво постреливая во встречающихся на пути нацистов. К тому же, именно в этой главе ощущается хотя бы какой-то трагизм. Сценарии глав, что очевидно, писались разными людьми.
Заплати сейчас, получи в следующем году.
Прошли все три главы? Что дальше? Дальше начинается самое интересное: вы видите четвертую главу под названием «Последний тигр», которая рассказывается от лица немецкого танкиста. Вы даже видели кусочек этой истории во введении «По зову Родины». Но поиграть в нее вы не можете. Почему? Да потому, что глава станет доступна лишь 4 декабря. Набирайтесь терпения и ждите. Уже совсем скоро. Буквально пара дней осталась. Но! Как все это на самом деле обидно, учитывая, что вся доступная на сегодняшний день сюжетная кампания проходится буквально за 4 часа. Прямо эпизодическая модель распространения игр какая-то. Никогда такого не было и вот опять! С другой же стороны, все это будет доступно игрокам совершенно бесплатно, так как ЕА впервые решила отказаться от формата «Сезонного пропуска», приобретаемого за дополнительную плату. Это, вне всяких сомнений, огромный плюс.
Новый формат выхода дополнительного контента к игре называется «Ход войны» и представляет собой live-сервис. Издательство ЕА планирует поддерживать Battlefield V на протяжение нескольких лет. Согласно официальной карте выхода, в декабре-январе, помимо сюжетной истории «Последний тигр», нас ждет появление режима «Стрельбище», которого реально очень не хватает для изучения различных видов оружия и техники в спокойной обстановке. Также будет представлена новая сетевая локация в Бельгии и система кастомизации военной техники. С января по март запустят режим кооперативных боев, а также несколько новых миссий для мультиплеера. Но самое интересное студия DICE запланировала на март 2019 года: именно тогда в Battlefield V стартует полноценный режим «Королевской битвы» под названием «Огненный шторм», новые локации, миссии и режимы для мультиплеера. В общем, пока что контента в игре очень мало, но, если запастись терпением – все будет, причем бесплатно.
Стрельба – одно из главных преимуществ игры. Ощущение от использования разных видов оружия передано на высочайшем уровне. К каждому стволу нужно приноровиться, научиться выжимать из него максимум эффективности. После Battlefield 1 разработчиками было принято решение отказаться от случайного разброса пуль, а каждое оружие получило уникальную отдачу. Изменениям подверглись анимации стрельбы, перезарядки и пробивная способность пуль. Огромная работа была проделана звукорежиссерами, записывающими звуки выстрелов. Им пришлось много работать в полевых условиях: в лесах, на болотистой местности, на заснеженных склонах гор. Звуки стрельбы записывались на нескольких дистанциях от микрофонов, чтобы затем в игре эффекты дальней, средней и близкой стрельбы звучали не так, словно кто-то просто отрегулировал громкость звука. Не все виды оружия были на руках у разработчиков, поэтому кое-где пришлось импровизировать. Например, для записи звука ракеты «Фау-1» использовали звук снегохода на реактивной тяге. Да, шведы из DICE собрали ракетный двигатель, прикрутили его к снегоходу, а затем гоняли этого монстра по ледяной равнине на бешенных скоростях, записывая дичайший рев. Результат получился на загляденье: когда услышите ракету в игре – поймете, что мы имели в виду.
Физическая модель игры была серьезно доработана. Система разрушений стала еще более динамической и отныне учитывает огромное количество дополнительных факторов. Например, если взорвать динамит внутри здания, по его стенам пойдут трещины, а все внутренности дома через окна вылетят наружу. Если въехать в дом на танке, обломки стекол и стен останутся лежать на броне боевой машины. Изменилась и физика движения самих бойцов. Они научились бегать вприсядку, нырять на землю во всех направлениях, уворачиваясь от вражеских выстрелов, скользить и ловко приземляться при падениях с большой высоты. Тела людей максимально реалистично реагируют на попадание в них пуль, движутся согласно законам физики и взаимодействуют с окружающим миром. Падая в грязь, солдат поднимет тучу брызгов, а прячась в высокой траве, будет выдавать себя покачиваниями ее стеблей. В игру добавили и другие интересные «фенечки». Например, гранаты можно подстреливать прямо в воздухе, а окна выбивать своим телом, а не прикладом. Мелочь, а приятно.
Визуально игра выглядит неплохо. Да, есть проблемы с размазанными текстурами, страдает дальность прорисовки открытых пространств, местами довольно странно ведут себя отражения. Зато с выходом новых патчей разработчики пытаются исправлять подобные недочеты. Вот уже и трассировку лучей от NVIDIA не так давно завезли в ПК-версию. Глядишь, со временем еще какие технологии добавят. В принципе, ситуацию сильно спасает работа художников: пейзажи африканской саванны, норвежских заснеженных пустошей и французского Прованса радуют глаза. Музыкальное сопровождение, как и в случае с Battlefield 1, было написано композитором Юханом Седерквистом, поэтому то и дело вы будете узнавать его авторские мелодии в несколько иной обработке.
Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним.
Переходим к многопользовательской составляющей игры. К уже привычным многопользовательским режимам вроде «Захвата» был добавлен совершенно новый под названием «Большие операции». Это огромные миссии с прописанной сюжетной структурой, которые длятся от трех до четырех внутриигровых дней. Их действие охватывает несколько мультиплеерных карт и игровых режимов. В ходе операций одна команда десантируется и идет в наступление, а вторая делает все, что от нее зависит, чтобы не позволить противнику уничтожить ключевые объекты на карте.
На сегодняшний день игрокам доступны 8 многопользовательских карт в четырех разных локациях: в Голландии, Норвегии, Франции и Северной Африке. Разработчики обещают в будущем добавить больше стран, не исключено, что среди них будет и СССР. Один из продюсеров студии DICE в одном из интервью уже заявил, что Советский Союз достоин того, чтобы появиться в игре в качестве еще одной фракции, наряду с Союзниками и Коалицией ОСИ. Что же касается уже существующих карт, они достаточно хорошо продуманы и проработаны. Хотя, разумеется, всегда найдутся недовольные. Одним не понравится обилие открытых пространств, где бойцы становятся легкой добычей снайперов, а другим – большое количество всевозможных кустов и укромных уголков, где эти самые снайперы смогут прятаться.
Впервые в серии у игроков появилась возможность возводить на поле боя укрепления, заслоны, точки выдачи ресурсов, мосты, противотанковые ежи, копать траншеи и строить заборы из колючей проволоки. Если хорошенько освоить эту технику, можно неплохо подпортить планы противника по захвату охраняемых вами объектов. Как там говорилось в российском фильме «ДМБ»: «Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты, причем вручную. Когда приходит время атаки противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность. В этом смысл. В этом наша стратегия…». Именно так все и обстоит в игре.
При создании персонажа вы сможете выбрать один из четырех классов: штурмовик, боец поддержки, медик или разведчик. Если со штурмовиком все и так понятно, то оставшиеся три класса требуют кратких описаний. Боец поддержки снабжает свой отряд патронами, дезориентирует врагов и умеет находить оптимальные огневые позиции. Медик – единственный класс с бесконечными аптечками (остальные на старте получают лишь по одной на руки). Разведчик (или «снайпер», если вам так угодно) единственный умет помечать противников с помощью бинокля. Остальные классы этого делать, к сожалению, не способны.
С первых минут игры в мультиплеер Battlefield V становится понятно, что «одиночкам» в этой игре делать нечего. Если вы привыкли быть «одиноким волком» – вам придется чертовски несладко. Игра заточена исключительно под сплоченную командную игру. Взаимодействовать с другими членами отряда не просто желательно, а жизненно важно. Разработчики называют новый подход «войной на истощение»: в самом начале все получают по минимуму патронов, аптечку и оказываются заброшены на поле боя. Автоматическое восстановление здоровья в игре отныне работает лишь частично (здесь уместен звук грустного тромбона). Довольно скоро ресурсы закончатся и придется звать на помощь медика или бойца поддержки, либо спешно искать ресурсные точки (если их вообще кто-то успел построить). Сильно ограничили ресурсы и у боевой техники: ее боезапас придется довольно часто пополнять. Поднимать на ноги раненных бойцов умеет каждый из четырех классов, однако медик делает это ощутимо быстрее.
Играть рекомендуется исключительно с проверенными в сетевых баталиях друзьями, которые понимают вас с полуслова. Если объединить усилия с незнакомцами, да еще и говорящими на разных языках, велика вероятность того, что вы сольете миссию от слова «напрочь». В Battlefield V не получится отсидеться в кустах, забить на раненных товарищей или не просить поддержки у членов своей команды. Здесь буквально все основывается на взаимовыручке и тотальной поддержке. Имейте это в виду, когда будете принимать решение: приобретать игру или же нет.
Конструируем 100%-го европейца.
Развитие персонажей выглядит следующим образом. Есть общий ранг, по мере прокачки которого вам становится доступна новая техника. Также есть отдельный ранг для каждого из четырех классов, который дает вам доступ к новому оружию и навыкам. При достижении восьмого классового ранга, вам предоставят возможность сменить боевую роль персонажа. Обычный медик сможет превратиться в полевого врача или военного врача, различающихся списком доступных им перков и навыков. Таким образом вы сможете создать узкоспециализированного солдата согласно своим потребностям и стилю игры.
Визуальная кастомизация очень детальная. Описывать редактор создания персонажей мы не станем, с ним все и так понятно: максимальная толерантность согласно новой философии ЕА. Оно так-то вроде и неплохо, но не всегда вяжется с историческим реализмом. Хорошо, что хоть протезы не завезли, которые демонстрировали нам в дебютном трейлере. Вообще, вопреки всеобщим опасениям, разработчики не стали перегибать палку, поэтому намеренно создать фрика в игре у вас не получится. Оружие также очень тонко настраивается: вам будет доступна куча всевозможных обвесов, оптики, прикладов, уникальных декоративных элементов.
В игре присутствует внутриигровая валюта. На нее можно покупать улучшения для оружия и техники, а также косметические элементы для кастомизации. Впрочем, не все можно купить за деньги. Некоторые украшательства становятся доступны лишь после выполнения определенных внутриигровых заданий. Лутбоксов, которые можно приобретать за реальные деньги, в игре мы не заметили. И слава, блин, богу! Все-таки прислушиваются крупные издательства к мнению аудитории. Это очень приятно.
Ганс, разворачивайся, я забыл покормить кота.
А теперь о неприятном, а именно – о багах. Их много. Правда много. Есть очень серьезные проблемы с интерфейсными экранами. На некоторых из них можно тупо застрять навсегда, без возможности продолжить игру. Порой встречаются такие клинические случаи, когда ваш отряд просто не может возрождаться на поле боя. В этом случае спасает лишь перезагрузка игры, что, как вы догадываетесь, не очень-то приятно. Масла в огонь подливает не всегда стабильное соединение с игровыми серверами. Порой из-за разрывов связи игроки лишаются всего заработанного опыта и прогресса. В такие моменты хочется в сердцах швырнуть геймпад в стену, выпить водки, горько заплакать, обнять своего ручного медведя и крепко выругаться в адрес отдела контроля качества ЕА. Остается лишь верить, что рано или поздно ситуация стабилизируется тщательной работой с сетевым кодом и регулярным выпуском патчей с багфиксами.
Что же мы имеем в итоге? С первых минут геймплея не покидает ощущение, что ЕА и DICE делали Battlefield V в жуткой спешке и выпустили в продажу сырой и незаконченный продукт, который планируется «допиливать» на протяжении нескольких лет. Эдакий Early Access за 60 долларов для самых преданных фанатов серии. Разумеется, в игре много интересных нововведений и огромный потенциал, который наверняка будет раскрыт рано или поздно. Поэтому, к оценке можно накинуть дополнительный балл авансом. Но давайте будем реалистами: количество контента смехотворно мало для того, чтобы позиционировать ее, как полноценный продукт за такие деньги. На момент выхода игра была элементарно не готова к релизу. Не на руку разработчикам играет еще и достаточно сильное коверкание истории Второй мировой войны. Зачем было говорить про «ужасы войны» и «исторический реализм», если на выходе получился странный «балаган с конями» и вкраплениями настолько жуткого пафоса, от которого хочется закатить глаза и выйти в окно, закрыв его с обратной стороны. Оценка на популярном сайте Metacritic вводит в ступор: о каком 81 балле здесь можно говорить? Да, игра неплохая. Но пока еще над ней нужно работать и работать. Завершить обзор хочется замечательной фразой блогера Гуфовского, которая на 100% совпадает с мнением нашей редакции: «Баттлфилд пять – за фуллпрайс не брать».