Именитая серия стратегий Anno в новой части зазывает во вторую половину XIX века, в интересные времена, как сказал бы сэр Терри Пратчетт. Технологический рост и паровые машины, викторианская Англия и выход Японии из самоизоляции, русско-турецкие войны и гражданская война в США, знаменитые авантюристы и путешественники, магнаты и капиталисты... Дух эпохи отлично передает новая игра от Ubisoft.
Обитаемый остров
Сеттинг новой Anno – конец 1880-х, россыпь островов где-то возле Британии. Именно туда мы отправляемся, выбрав режим игры: кампанию, песочницу или сетевую сессию. Для онлайн-игры мы выбираем количество соперников и условия победы, а так как у нас здесь экономическая стратегия, победителя определит сумма наличности и плотность населения в его городке, огонь и меч в Anno 1800 – не самые важные аргументы.
В игре много морского дела, без порта и судов – никуда.
Песочница предлагает управление своей колонией без каких-либо ограничений, но и без четкой мотивации. Это режим для самых искушенных экономистов, которым неинтересны всяческие условности, вроде промежуточных целей на каждом этапе. Тем не менее, именно песочница обозначается создателями игры, как основной режим, а по окончанию кампании победитель автоматически продолжает процесс уже в песочнице.
Настоятельно рекомендуем не игнорировать кампанию Anno 1800 по нескольким причинам. Во-первых, здесь можно пройти аккуратно встроенное в первые часы обучение. Во-вторых, здешняя история пускай и не метит в нарративные откровения, но вполне способна увлечь. Главный герой кампании, непутевый младший брат из семейства Гудов, вынужден вернуться на родину в Старый свет из экзотических стран – отец умер, сволочной братец пытается заграбастать семейный бизнес, а нам предстоит вернуть доброе фамильное имя и выстроить райский капиталистический уголок на небольшом острове. Нас знакомят с дюжиной действующих лиц, постоянно оживляют сценарий всяческими событиями и встречами, а диалоги весьма неплохи, пропускать их желания не возникает. В общем, здесь не играют в престолы, но сюжет вполне себе неплох.
Наша сестра порой дает толковые советы. А порой – бестолковые.
О пользе энергичного руководства
Начиная с пролога нам дают понять, что новая Anno потребует самого активного участия игрока на пути к успеху. Шутка ли: в первые минуты кампании мы глушим рыбу динамитом, швыряя взрывчатку на пути косяка селедок, будто в какой-нибудь аркаде для мобильных телефонов! Игроку не дадут утонуть в море таблиц и графиков, как бывает в некоторых экономических стратегиях. Да, налаженное производство и обустроенный быт рабочих позволят спокойно выпить чашку чая с плюшкой, не ставя игру на паузу, но до такого уровня благоустройства еще нужно добраться.
Долго любоваться своими достижениями не дадут – что-нибудь обязательно да случится.
Особенность всей серии Anno и новой части в частности – здесь нужно постоянно совершать массу действий, и совершать их без посредников, напрямую. Нужно обдумывать план застройки, грамотно вести сеть дорог, регулировать баланс в торговле – это все мы можем встретить в каждой игре жанра. Но будьте готовы к тому, что вам придется редактировать местную газету и предварительно лично делать для ее страниц фотографии. Клипера и фрегаты под вашим руководством будут разведывать морские окрестности. Нужно сносить бесполезные трущобы и ремонтировать ветхое жилье. Лично загружать трюмы судов и кораблей товаром. А если по сюжету нам понадобится вытащить с каторги ценного персонажа, то приготовьтесь сначала отыскать его на унылом тюремном острове, тыча курсором в каждого невольника и слушая реплики.
Уровень участия в жизни колонии очень высок, игра навязывает довольно высокий для своего жанра темп, и этим она хороша. Скучать не придется.
Газетчики поспевают за событиями. Порой их, газетчиков, стоит попридержать...
Старый механизм с новыми шестеренками
Геймплей последней Anno можно условно разделить на две части. Первая – спокойная и размеренная, с претензией на созерцательность. В ней мы мыслим масштабно, планируем рост нашей небольшой империи, следим за настроениями масс, выстраиваем производственные цепочки и радостно потираем ладошки, глядя на растущий денежный счет. Такой процесс знаком игравшим хоть в Settlers, хоть в Civilization. В Anno 1800 эта часть геймплея сбалансирована и легка в освоении.
Вторая часть геймплея требует быстроты принятия решений и сноровки. Для жанра экономических стратегий Anno 1800 обладает, опять же, немалой динамикой. В недосмотренных кварталах бушует пожар, наш парусник мчится спасать жертв кораблекрушения, в здании профсоюза ждут новые плакаты по безопасности труда: игра раскрывается в массе интересных деталей и градус вовлечения нарастает с каждым часом.
А кое-где можно усмотреть даже вездесущие элементы ролевой игры! Так, мы можем брать к исполнению необязательные задания, временами неожиданно натыкаясь на нелинейность: осужденных граждан можно отвезти на шхуне сразу в местный Алькатрас, а можно выслушать очевидцев дела и организовать повторное слушанье, спасая невиновных. Крупные капиталисты и владельцы земель будут активно с вами общаться, изменяя мнение в зависимости от ваших поступков. Кто-то наверняка одобрит вашу жесткую газетную цензуру, когда все статьи будут вещать о счастье и гармонии. А кто-то из соседей выступит за свободу слова и не захочет больше иметь с вами дела.
Соседний город гораздо больше нашего захолустья. Зато там митинги и забастовки!
В итоге нам, как главе администрации, всегда есть чем заняться. Порой эта даже доставляет неудобство: активной паузы в игре не предусмотрено, время можно ускорять или останавливать, но все решения принимаются в режиме Real Time. Это приводит порой к суете, когда вы пытаетесь одновременно загрузить стройматериалами судно и выполнить побочный квест, по которому подходит к концу отведенное время. И при этом в Anno 1800 чувствуется и бодрый темп, и серьезный вызов (на уровне сложности «Мастер» и выше). Когда вы увидите, что ваш городок с поэтичным названием Хлябь выбрался-таки из финансовой ямы и убытки обернулись доходами – вы получите не меньший заряд позитива, чем при победе над Главным Боссом в очередной Mortal Kombat.
Стопка открыток и скрипичный концерт
Управление игровой камерой порадовало: любой ракурс легко берется, а масштабируется картинка от охвата чуть ли не всего острова до возможности рассмотреть мелкие детали, вроде джентльмена, рулящего велосипедом с гигантским передним колесом. Посмотреть есть на что: графика Anno 1800 ярка ровно настолько, чтобы не скатиться в кислотную зарисовку. Несколько нереалистично, зато жизнеутверждающе, будто смотришь на подборку открыток в туристическом бюро. При желании можно отыскать огрехи в анимации, но делать этого не хочется, игра у Ubisoft получилась очень милой по внешним данным.
Пестрая толпа зевак очень похожа на настоящую пеструю толпу зевак.
Горожане пришли поглазеть на взрывные работы в горах.
Музыкальное сопровождение и вовсе заслуживает оваций. Инструментальные треки с вокальными партиями разнообразны, отлично подходят духу всей игры и настраивают на эпичный лад. Подобного уровня саундтрек можно услышать в лучших исторических фильмах, вроде «Последнего самурая». В отрыве от игры слушать музыку вы вряд ли станете, но в процесс она вливается идеально.
Anno 1800 стала отличным продолжателем славных традиций серии. Это мощная игра не самого популярного сегодня жанра. Подойдет, что немаловажно, как опытным геймерам, так и новичкам-градостроителям.