На стадии разработки игра об ужасах Средневековья от французской студии Asobo казалась любопытной, но не более. Тем приятнее было получить главную неожиданность текущего года.
Сказка на ночь для крепких нервов
По сюжету A Plague Tale: Innocence, дворянские детишки из Франции 1349 года, Амиция и Гуго, в одночасье лишаются всего: за младшим, Гуго, пришла кровожадная инквизиция, в малыше обнаружилось очередное Зло. Мясники от имени Господа вырезают все родительское гнездо, но брат и сестра спасаются, отправившись в бега. Вокруг набирает обороты Столетняя война с Англией, просыпается масштабная эпидемия бубонной чумы, а прямо из-под земли прут плотоядные лавины крыс.
Разработчики не скрывали, что их история не претендует на достоверность. При этом Средневековье в A Plague Tale: Innocence показано очень убедительно. Здесь найден баланс между байками о Робин Гуде и историями о немытых беспощадных веках. Будут и герои, и самоотверженность, и капелька рыцарской романтики. При этом основной настрой сценария очень жесткий, порой жестокий. Слуги инквизиции режут невинных с верой, что Бог защитит их от чумы. Обезумевшие от страха перед болезнью селяне жгут очередную ведьму. Солдаты-победители бродят по полю битвы, выбивая зубы трупам. Примерно такие нравы и царили в Европе XIV века. И на этом фоне Амиция с Гуго пытаются спастись и справиться с таинственным проклятием.
История в A Plague Tale: Innocence неплоха, но важнее здесь ее подача. Первые минуты игры умело выстроены на контрасте: вот по лесу гуляет юная героиня с отцом, вот они идут мимо дерева, на котором сохранилась лента, повязанная матерью на первом ее свидании с будущим мужем, вот погоня за кабаном и веселое обсуждение скорого домашнего пира... И через минуту крысы утаскивают под землю веселого охотничьего пса. Дальше – побег из собственного дома, где инквизиция вырезает семью и слуг, деловито комментируя процесс. Все, от игры не оторваться.
Action-Adventure? Survival-Horror? Stealth?
Действие мчится к развязке, практически не сбавляя оборотов. Спокойные эпизоды, вроде того, где детишки варят зелья в отбитом у крыс замке, только добавляют разнообразия. Ни одна из глав не успевает утомить. Меняются декорации, а с ними – стиль геймплея, его темп и особенности. Герои исследуют подземное озеро, сжигают армию крыс подвижными жаровнями, решают комплексные головоломки на пути через заваленное трупами поле битвы, спасаются с боем из лагеря британцев, прячутся от ночной облавы в лесу... Адреналиновая погоня по улочкам чумного городка – образец постановочного действия.
Наша героиня, Амиция, в большинстве случаев, не оставляет брата одного, буквально ведет его за руку, а иногда даже несет на закорках. К детям временами присоединяются другие колоритные персонажи, вроде помощника алхимика Лукаса (локализаторы перевели имя как Лука, кто бы сомневался) или острой на язык воровки. Такие детали опять же добавляют разнообразия игре.
Быть может, российские сериалы когда-нибудь подойдут к такому уровню драматургии.
А может и нет.
Амиция – дама хрупкая, в открытом бою с солдатом у нее нет шансов. Поэтому нередко мы отыгрываем стелс. Он неплох, стражники реагируют на звуки, исправно отвлекаются камнями, демонстрируют шкалу подозрительности, а обнаружив усопшего товарища, довольно толково прочесывают местность. Но порой они могут превратиться в законченных дурачков: не видят Амицию, укрывшуюся в чахлых лопушках, пока не наступят. Или не слышат, как прямо у них за спиной коллега получил булыжником в лоб.
С экшеном получше. В A Plague Tale есть несколько погонь, и они просто отличные. А когда Амиция улучшает свое снаряжение, она сама становится опасна для всяческих злыдней. Основное оружие девушки – праща со сменными боеприпасами. И здесь мы видим лучшее воплощение этого древнего оружия в видеоиграх. Дизайнеры игр почти всегда игнорировали пращу, считая, видимо, оружием несолидным. Пускай скажут это Голиафу. Амиция творит с пращой чудеса, эпизоды со стрельбой отлично играются.
Из Survival-Horror игра взяла возню с ресурсами и крафт. Можно смастерить массу полезных штуковин, вроде усыпляющей пыли. Но чем полезней предмет, тем больше он отнимет тряпок и драгоценного спирта. А элементы ужастика хоть и редки, но эффектны: поход через логово крыс – чистая жуть.
То самое логово. Чужие отдыхают в суши-баре.
Да и сами крысы удались на славу. Подводит анимация: стая порой похожа на копошение бактерий под микроскопом. Но в основном у французов получилось: здешние крысы – самые страшные грызуны в истории видеоигр. Сильно сделан момент, когда к ноге героини ползет одна, другая и через секунду рвется целая сотня. Тут можно и на стуле подпрыгнуть (игроку). А еще твари любят эффектно появляться: брызжут из дергающегося трупа лошади, бьют гейзером из-под земли или льются из щелей в стене.
Головоломок много и почти все из них удачно сделаны. Они не сложны, но требуют определенного внимания, они изобретательны и порой жестоки.
Узы
Но самый, пожалуй, здорово реализованный в A Plague Tale элемент – это связь сестры и брата. Подобную химию между персонажами – реалистичную, эмоциональную, пронзительную – можно было видеть в The Last of Us. Но там был суровый Джоэл и сдержанная Элли. В A Plague Tale дети ссорятся, кричат друг на друга, обвиняют и ругают. При этом всегда очень трогательно демонстрируют любовь брата и сестры, держатся один за одного во всех смыслах слова.
Амиция и Гуго, вообще, получились очень натуральными, объемными героями. Причиной тому, кроме запоминающегося облика и предыстории, превосходно написанные и озвученные диалоги. Гуго – вообще претендент на «Лучший детский персонаж в видеоигре» (Клементина из «Ходячих мертвецов» давно выросла). К слову, картонных персонажей в игре нет вовсе. Все запоминаются так или иначе, будь то храбрая бабулька или суетливый монах.
Герой своего времени. Оцените детализацию лица.
На рабочий стол и в плеер!
За редкими исключениями, выглядит A Plague Tale просто роскошно. Детализация моделей на высочайшем уровне: лица, прически, элементы одежды, снаряжение. Все локации выполнены очень скрупулезно: в домах можно рассмотреть массу мелочей, и эти мелочи отлично передают дух времени. Каждый уровень выполнен в своем стиле и многие из них так и просятся на рабочий стол компьютера: красивейший лес, фантастическая гроза, деревенька у реки...
Про отменную работу актеров мы уже сказали (спасибо локализаторам за то, что ограничились субтитрами). Про музыку отдельно: из колонок польются такие струнные, что можно без преувеличений заслушаться.
С небес
Так почему же не высший балл? Реальность такова, что, не обладая крупными ошибками, французский проект на всем не самом коротком протяжении повторяет одни и те же мелкие ошибки.
Анимация хромает не только у крыс, но – хоть и редко – у героев. Иногда видны шероховатости, вроде глупой курицы, зашедшей прямо в крысиную стаю, и глупых крыс, не ставших ее жрать. Хуже – дизайнерские недочеты, вроде непроходимого для стаи хвостатых барьера из – внимание! – свиных туш! Еще хуже – Амиция временами упирается в неприступные полутораметровые стены, точно как первый Ведьмак в 2007-м.
Все это почти не портит игру. Но не дает назвать ее шедевром.
Играя в A Plague Tale, сложно отделаться от впечатления, что этот блокбастер сделан богатыми американцами на шведском движке и озвучен звездами Голливуда. Asobo Studio, теперь мы внимательно следим за вами!