13 Августа произошел ряд событий, не освещенных на gamer-info по понятным причинам (основной аудитории сайта до подобных новостей особо дела нет), тем не менее способных очень сильно потрясти игровую (и не только) индустрию.
Началось всё с того, что Epic Games ввели в мобильных версиях Fortnite для iOS и Android прямую систему платежей Epic Direct Payment в обход магазинов от Apple (AppStore) и Google (Play Маркет), которые с каждой транзакции через свои сервисы получали 30% от суммы. Apple расценила это как нарушение правил пользования своим сервисом и удалила Fortnite из Appstore, после чего сразу же получила судебный иск от Epic Games за нарушение антимонопольных принципов. Через пару часов то же самое сделала Google, и также получила в ответ судебный иск.
В итоге, Fortnite, одна из самых популярных и прибыльных игр в мире, на данный момент недоступна для загрузки на iOS полностью, а на Android через Play Маркет (на ОС от Google можно пользоваться сторонним лаунчером от Epic Games для прямой загрузки Fortnite, но, по понятным причинам, людей, использующих этот сервис, в тысячи раз меньше, чем Play Маркет).
В чем же причина таких деструктивных по отношению к себе и своей прибыли действий Epic Games, и как вся эта ситуация отразится на нас с вами?
Epic Games, в лице главы компании Тима Суини, уже давно открыто конфликтует с Apple и Google (а также и с Valve на ПК) по поводу “грабительских” 30% комиссии с разработчиков. Собственно, именно по этой причине на ПК был создан Epic Games Store, предлагающий разработчикам “честные” 12% комиссии.
Ненавистный для многих геймеров логотип
Но если ПК, как платформа, спокойно позволяет проворачивать такие вещи, то с мобильными операционными системами всё по-другому, они более закрытые. iOS от Apple – вообще образец закрытой системы для палаты мер и весов, любые приложения проходят строгий контроль и отбор компании Apple, и только с её одобрения могут попасть на смартфоны и планшеты пользователей единственным способом – через магазин приложений AppStore. У Android немного другая позиция, все-таки на базовом уровне это открытая система, и пользователю можно устанавливать приложения не только через подконтрольный Google Play Маркет, но и с абсолютно любого источника. Однако процент пользователей, устанавливающих приложения в обход Play Маркета очень низок из-за того, что на многих устройствах доступ к сторонним инсталляторам надо открывать вручную, к тому же смартфон перед установкой такого приложения заботливо выведет на экран огромный список страшных разрешений, которые необходимо предоставить таким приложениям, и пользователи, увидев вещи вроде “полный доступ к контактам и сообщениям”, “возможность автоматического списания средств” и т.д. убегают подальше. В итоге, если ты разработчик, и хочешь попасть на мобильные системы, тебя практически обязывают использовать AppStore и Play Маркет и отдавать 30% всей своей прибыли этим компаниям.
Тим Суини очень долго бодался с Apple и Google с намерением снизить эту планку, но в итоге не добился ровным счетом ничего. В AppStore Fortnite появился уже давно, в Play Маркет – достаточно недавно. Но, как мы видим, от своих идей глава Epic Games не отказался.
Причем, к таким действиям Epic Games явно готовились заранее. Реакция на удаление Fortnite из AppStore последовала незамедлительно – сначала на Youtube появился видеоролик, пародирующий рекламу самой Apple от 1984 года с толстым намеком на роман Дж. Оруэлла “1984”. Прогнившее червивое яблоко, символизирующее Apple, заливает в уши разинувшим рот слушателям через экран очередную корпоративную чушь, но в зал внезапно врывается персонаж из Fortnite и расколачивает монитор топором. Всё это сопровождается пафосной музыкой и призывом к борьбе против монополии.
Сразу же во всех социальных сетях появился хэштег #FreeFortnite (“свободу Fortnite”), и уже через несколько десятков минут Epic Games выкатили тот самый судебный иск, полный текст которого можно найти здесь. Этот иск больше напоминает манифест, чем юридический документ, и состоит из призывов о прекращении монополии Apple на рынке мобильных устройств и предоставлении свободы разработчикам и пользователям. Похожий текст содержится в иске к Google, с которым можно ознакомиться здесь.
Кстати, Epic Games начали этот крестовый поход не на пустом месте. Не так давно в конгрессе США уже обсуждался вопрос о “тлетворном” влиянии монополии Apple на рынок. Тим Суини умело подхватил политические тенденции и понес светлое знамя “освободителя”. «Это борьба за базовые свободы всех потребителей и разработчиков» - цитата главы Epic Games после событий 13 Августа.
Epic Games сразу же поддержал один из медиамагнатов – сервис дистрибуции цифровой музыки Spotify. Также, хоть и не напрямую, но поддержку выразил Facebook, заявивший, что 30% комиссии от Apple нанесли огромный ущерб стриминговому бизнесу и стримерам на её платформе Facebook Gaming в то самое время, когда финансовая ситуация для людей была особенно тяжелой (имеется в виду пандемия коронавируса). Поддержку Тиму Суини выразил и владелец крупного мессенджера Telegram Павел Дуров.
В общем-то с Apple всё более или менее понятно. Их политика не нравится конгрессу США и некоторым крупным компаниям, их платформа действительно закрыта со всех сторон, а потому, формально, к ней можно придраться как к монополии (хотя здесь очень тонкая юридически-процессуальная грань, ведь все эти сервисы и устройства сама Apple и создала). И тут всё будет зависеть от подкованности адвокатов обеих сторон и настроя самого суда.
Но у Google ситуация другая, их даже формально нельзя обвинить в монополизировании рынка, так как Google не запрещает устанавливать приложения в обход Play Маркет, и то, что такие приложения не пользуются популярностью – в общем-то выбор самих пользователей. Поэтому иск к Google в данном случае кажется бесполезным и совершенно бесперспективным.
Что же касается самой Epic Games и её бравого “освободительного” похода, разумеется, как вы уже догадались, Epic Games действует не в интересах других разработчиков, и уж тем более не в интересах обычных пользователей, а исключительно в своих собственных. Банальный пример – при покупке внутриигровой валюты в Fortnite напрямую через Epic Direct Payment скидка (временная!) от полной стоимости такого же количества валюты в AppStore и Google Play составляет 20%. Не те самые 30%, которые забирают эти корпорации, а всего лишь 20%, причем, как уже отмечалось выше, скидка временная, а дальше цена вернется к “исходному” значению. Можно вспомнить и Epic Games Store, где, несмотря на комиссию с разработчиков в 12% против Стимовских 30%, цены на игры почему-то такие же, как в Steam.
Ну и напоследок, для тех, кто думает, что Epic Games сейчас ежедневно теряют миллионы долларов. Это совсем не так. Да, к Fortnite на мобильных устройствах не могут присоединиться новые пользователи, но все те, у кого игра уже скачана на устройство, спокойно могут запускать её, играть, заносить деньги напрямую Epic Games, и даже получать своевременные обновления (те, кто играет на мобильных системах знают, что обновления уже давно устанавливаются в самой игре при её запуске, а через AppStore и Play Маркет обновляется лишь оболочка). А потому, финансовые потери Epic Games от всей этой священной войны – минимальны.
Стоит также отметить, что почему-то ни слова не высказывается в адрес платформодержателей консолей – Sony и Microsoft, у которых такие же закрытые системы и те же самые 30% комиссии. Связано ли это с недавним вливанием в Epic Games 250 миллионов долларов от Sony – предоставляю решить вам самим
А теперь посмотрим на весь этот конфликт со стороны обычных пользователей. Многие побежали поддерживать Epic Games и распространять #FreeFortnite, ведь крупные корпорации – очень сильный раздражитель. Но, совершенно очевидно, что рядовые пользователи не получат никакой выгоды, в чью бы сторону конфликт не решился. Даже в случае победы Epic Games, цены на игры и услуги не снизятся, просто игровые компании станут зарабатывать на нас с вами чуть больше, а Apple – чуть меньше. Почему – я уже попытался ответить чуть выше. Также стоит учитывать, что многие люди выбирают продукты Apple именно за её закрытость и простоту в обращении. Покупая iPhone или iPad, ты уверен, что никакая сторонняя “зараза” в него не проникнет, а все возможные проблемы могут исходить только от самой Apple, которая за них и будет отвечать. Но в случае, если Apple проиграет это дело, вся концепция “яблочных” продуктов окажется под угрозой.
Но, разумеется, стоит понимать, что победа Epic Games - настолько “сказочный” и маловероятный сценарий, что всерьез, наверное, её рассматривать не стоит. Специалисты в подавляющем большинстве сходятся во мнении, что ситуация на рынке мобильных платформ не изменится. Для Apple, как и для Google, Sony и игрового подразделения Microsoft, единый сервис, с которого они получают 30% от каждой транзакции – основной и самый главный источник дохода (для примера, в недавнем финансовом отчете Sony из 100% прибыли игрового направления 41% приходится на комиссии с микротранзакций в мультиплеерных проектах, и лишь 20% - на продажи собственных игр, в цифровом и физическом виде в сумме), и они всеми силами будут защищать свой кошелек. А это значит, что единственное, чего добьется Epic Games данным демаршем – временное неудобство для своей новой аудитории.
-------------
Upd: 17 Августа Apple уведомила Epic Games, что через 10 дней закроет компании доступ к инструментарию iOS и возможности создавать и обновлять своё ПО. Это может отразиться не только на Fortnite, но и на всех приложениях на Unreal Engine. Epic Games уже подготовила очередной судебный иск в ответ.
--
Upd2: 21 Августа Apple впервые публично ответила на претензии. Один из вице-директоров Apple рассказал прессе, что Тим Суини до конфликта несколько раз напрямую просил у компании особые условия для Epic Games в App Store, несмотря на то, что в своих заявления глава Epic Games заявлял о борьбе за интересы всех разработчиков и пользователей. Apple приложила к этому заявлению письма от Epic Games, так что в подлинности слов представителя "яблочных" сомневаться не приходится.
--
Upd3: 25 Августа прошло первое предварительное судебное слушание. Судья запретила Apple удалять аккаунт разработчика Epic Games и закрывать компании доступ к инструментарию на платформе, отметив, что "Apple перегнула палку". Насчет возвращения Fortnite в AppStore никаких постановлений вынесено не было, так как по словам судьи "Epic Games сами спровоцировали эту ситуацию и могут вернуть свое приложение, когда захотят". Следующее слушание пройдет лишь в конце Сентября.
--
Upd4: 28 Августа, как и было обещано, Apple удалила страницу разработчика Epic Games из AppStore. Страница, связанная с Unreal Engine, осталась не тронутой, так как судебное постановление запретило Apple удалять её.
--
Upd5: Epic Games прекращает поддержку Fortnite: Save the World на macOS. Fortnite: Save the World - это платная (стоила 60$ на релизе) PvE-"выживалка", которой изначально и была Fortnite до добавления режима Королевской Битвы. Epic Games обвиняет Apple в том, что последние мешают им работать над Save the World в версии для Mac и уточняет, что с 23 сентября игра больше не будет работать на данной ОС. При этом Fortnite: Battle Royale поддержки Mac почему-то не лишилась.
--
Upd6: С 1 Января 2021 года Apple сокращает комиссию с 30% до 15% для компаний, зарабатывающих меньше 1 миллиона долларов в год. Разумеется, Epic Games со своим миллиардным Fortnite в этот список не входит. Зато Apple соблюла интересы маленьких компаний, за которые Epic Games якобы и боролись. Как говорится, "за что боролись, на то и напоролись". Можно ли это считать небольшой победой Epic Games, или скорее стратегическим успехом Apple в долгосрочной борьбе против антимонопольных служб США? Решать вам.
--
Upd7 (завершение): Суд закончился 10 Сентября 2021 года постановлением о победе Apple по 9 пунктам из 10. Единственный пункт, рассмотренный в пользу Epic Games, гласит о том, что Apple должна разрешить разработчикам оставлять ссылки на альтернативные способы оплаты (но сами альтернативные способы оплаты в приложения добавлять нельзя). Также, суд обязал Epic Games выплатить штраф в размере 6$ млн за нарушение лицензионного соглашения и продажи валюты в Fortnite в обход AppStore.