Как вы все наверняка в курсе, я лично очень люблю компанию Paradox и её игры. Поскольку сейчас они разрабатывают глобальную космическую стратегию Stellaris, логично что я и дофига других фанатов следят за их деятельностью. «Парадоксы» верны себе, и рассказывают всё в регулярных дневниках. Поэтому я решил так себе тезисно подытожить всё, что они уже успели рассказать. Как минимум – на память, чтобы потом было с чем сравнивать, и злорадно хохоча тыкать разработчиков носом, «пириворачивая три раза». Тезисы я раскидал по аспектам игры.
Механика
Stellaris будет стратегией в реальном времени с управляемой паузой или ускорением времени – точно так же, как Crusader Kings 2 или Europa Universalis 4.
Каждую расу можно тонко настраивать не только напихивая в неё плюсов и минусов (обещают редактор в духе «Редактора правителей» из СК2), но и настраивая подвластное нам быдло холопов смердов население. Людишкам можно накинуть производственные или исследовательские бонусы, обвесить их такими приятными чертами как «ксенофобы», «религиозные фанатики» или «пацифисты» – всё это имеет реальное влияние на дальнейший ход игры, добавляет и убирает определённые возможности. Ну, настраиваемый портрет правителя тоже есть, да, как в крузейдерах.
Есть пачка предварительно созданных рас, если вам лениво ковыряться самостоятельно. При этом, в самой игре этих рас вы не повстречаете.
Свойства ВСЕХ противников случайно сгенерированы в каждой игре. Так что киборги-религиозные фанатики, или разумные грибы-фашисты – вполне себе реальные враги. Сделали это, чтобы играть было не скучно, и во избежание создания чёткого алгоритма развития. Каждый раз как в первый.
Все галактики в Stellaris генерируются случайно – мы задаём только размер. Масштаб меняется от одной планеты до общей карты галактики. Всё бесшовно.
В одной партии может играть 16 «Великих Рас» и сотня меньших. «Великие» это те, кто вышел в космос, соответственно, «мелкие» сидят на своих планетах и не отсвечивают.
Флоты свободно перемещаются по космосу – при этом не по заданным путям, типа всяких «космических трасс», «туннелей», «червоточин» и прочей фигни. Защищать важные направления можно минными полями, звёздными базами и прочим таким добром.
Замесы будут происходить прямо на карте, без перехода в тактический экран. Всё происходит автоматически, как Europa Universalis или Crusader Kings. Победа-поражение вычисляются всё теми же дико сложными формулами.
В игре есть редактор кораблей – каждую модель можно спроектировать самолично, обвесив оружием, реакторами, двигателями спойлерами и золотыми дисками. Естественно, цена будет колебаться. Устаревшие рыдваны можно улучшить за деньги и потратив на это определённое время.
Планеты
У каждой планеты есть несколько наземных слотов. В слотах можно строить по одному сооружению – похоже на EU2. Стоящие рядом сооружения – фабрики, лаборатории – будут работать лучше.
У каждой клетки есть свои свойства – наподобие аналогичной темы из Galactic Civilization. Таинственные Руины Бесследно Исчезнувшей Цивилизации увеличат очки исследования, Плодородные Поля дадут больше корма, зоны с Чужеземными Чудовищами нужно сначала зачистить – для этого потребуется специальная технология. Таким образом, планеты будут реально отличаться.
Чтобы получать с планетарных клеток пользу, туда нужно загнать пролетариат. На каждое очко населения будет доступна «рабочая единица». У таких единиц будут свои индивидуальные свойства, генерируемые на базе национальных характеристик. «Трудолюбивые» рабы будут хорошо работать, или «ксенофобные» рабы будут устраивать драки с планетарными национальными меньшинствами.
В Stellaris будут герои, напоминающие персонажей из Crusader Kings 2. У каждого свои навыки, свои желания и мечты. Герои-лидеры будут управлять колониями, адмиралы – командовать летающим на орбите металлоломом, генералы – рулить наземным пушечным мясом, учёные, соответственно, летать на отдельных кораблях, двигать вперёд науку и создавать нам проблемы. Все персонажи будут прокачиваться с каждым успешно выполненным заданием.
Начало игры
Всё начинается с того, что мы занимаемся разведкой вселенной с помощью исследовательских судов, которыми командуют учёные. Исследовательская работа на этих учёных будет производить определённый эффект, выражающийся в том, что они будут обрастать полезными и вредными особенностями – типа «ленивый», «религиозный», «амбициозный» и т.д. Помимо науки исследователи могут сканировать планеты, и выявлять их свойства растительности нет, полезных ископаемых нет, населена роботами…
Просто шатаясь по космосу, исследователи будут делать разные интересные открытия, запуская цепочки квестов. В качестве примера разработчики приводят обнаружение на одном из астероидов старинного храма, посвящённого человеческому божеству. Теперь наши учёные будут разбираться, что это вообще такое, исходя из своих характеристик. Религиозный фанатик шарахнет по астероиду из главного калибра, ибо нефиг тут разводить ересь космического масштаба – и получит следующую цепочку событий. Прагматик высадит туда десант, и получит свою цепочку квестов. Ну и в таком ключе будет работать почти всё.
Соответственно, такие события могут закончиться хорошо или плохо. Некомпетентные исследователи могут изменить орбиту астероида, и он шваркнется на населённую планету. Вы, соответственно, можете попытаться его перехватить, или махнуть ручкой и записать видеообращение к нации со слезливым текстом, типа «как же так, не знали, ой беда-то какая, а теперь возобновляем трансляцию сериала «Бессмысленная Галиматья-2».
Кроме всего прочего в космосе будут плавать самые разные монстры – разработчики говорили про межзвёздных гигантских медуз. Вообще, лейтмотив всей игры: «Галактика очень старая, и полна разных чудес!».
Исследования будут нелинейными, привычного фиксированного дерева нет. У нас есть три области разработок, за каждую отвечает отдельный учёный-герой. Исследовать будем «Физику», «Инженерное дело» и «Общество». Через определённые промежутки времени исследователи делают новые открытия, которые позволяют взять одну из трёх технологий – лазерные пушки, щиты или оружие для сухопутных войск.
При этом все исследованные технологии не предопределены, они случайно выбираются из списка. Кроме того, этот «выбор» определяется уровнем персонажа, совершившего открытие, его характеристиками, национальными характеристиками (пацифисты получат центр распределения печенек, ксенофобы – мегаядерную мегабомбу разрыва материи, пространства, времени и здравого смысла) и ранее выбранными технологиями.
На практике это всё выглядит так: опытный физик со специализацией в лазерах, ранее разработавший энергетическое оружие, повышает наши шансы на исследование каких-нибудь высокотехнологичных лучевых убивал. Шизофреник с характеристикой «безумный ученый» построит экспериментальные технологии, которые вполне себе могут стать Абсолютным Оружием. Или саннигилировать вместе с кораблём и находящейся неподалёку планетой, оставив нам на память какой-нибудь «Глаз Ужаса» и связанную с ним линейку квестов. Разработчики обещают, что получить «Звезду Смерти» в самом начале игры не получится, и всё будет сбалансированно.
Дипломатия и войнушки
Рано или поздно мы повстречаем одну из 16 максимально возможных «Великих Цивилизаций» Дипломатия скопирована с Europa Universalis 4 – можно заключать альянсы, пакты о ненападении, торговые сделки, вассализировать одних и становиться вассалами других.
Самая мякотка – если вы нашли в космосе «друзей до гроба», то с ними можно не только покорешаться и «всех ногебать», но и сформировать федерацию, альянс частично суверенных членов, который разработчики сравнивают с Европейским Союзом. Лидер альянса будет регулярно избираться на выборах, рулить галактической политикой, вести войны и так далее. Тем не менее, он не будет абсолютным монархом, как император в CK2, а останется лишь «главноуговаривающим». В качестве примера опять-таки приводится CK2, с её системой принятия законов. Вассалы которые любят правителя проголосуют «за», которые не любят – «против». Правитель, соответственно, будет бегать лично по холопам, и всячески пытаться задобрить их, чтобы протащить выгодное решение.
Галактическая политика такой Федерации будет основываться на характеристиках каждой нации. Пацифисты у власти – не воюем. Пришли к рулю «ястребы» – эге-гей, что сейчас будет!
«Эге-гей», собственно (войны, если кто не понял), как и в EU4 c CK2 нельзя начать просто так. Нужен повод. Повод добывается фабрикацией претензий на какую-нибудь звёздную систему или планету, которые, как выяснилось, «всегда были наши, и вообще вас тут не жило». Войны можно начинать и просто так, но от этого сильно падает репутация, и в следующий раз против вас ополчится вся галактика.
Успех войны исчисляется «Военным счётом» – здесь тоже всё похоже на EU4 и CK2. Старательно записывается каждая удачная и неудачная битвы, оккупации, пленники и прочая-прочая-прочая. По итогам войны можно отжать маленький вонюченький астероид, или сожрать сразу целую звёздную систему, или даже звёздную державу сделать вассалом. И наоборот – «нагнуть» могут и нас, записав в любимые рабы до конца наших дней.
Помните я говорил про «малые расы»? Их в галактике Stellaris будет дохрениллион, и нам придётся решать, что с ними делать. Пацифисты, пофигисты и просто трусы смогут тайно наблюдать за жалкими червями с орбиты, собирая исследовательские очки и выполняя квесты. «Чоткие посоны» высадят на их планеты космодесантников, и омоют свои сапоги в любом океане на выбор. Нездоровые исследователи и просто психопаты смогут людишек (ну или каких-нибудь разумных слизней) похищать, и вживлять им в задницы анальные зонды, себе на потеху. Блаженные дурачки могут вывести их в космос, поделившись технологиями, прагматики – присоединить к своей державе. Ну и так далее.
Да, каждую такую планету можно просто разнести главным калибром в пыль, и полететь дальше.
Кроме развитых, но не бороздящих космос аборигенов на планете могут жить и совершенно несознательные расы – кошечки, собачки, птички, мышки и всякая такая живность. В их эволюцию можно вмешаться, превратив их в своих рабов. Каких-нибудь разумных медведов можно приручить и сделать из них внушающих ужас Штурмовиков Зла. Обещают много разных способов взаимодействовать с недоумками.
Третий вид нейтральных рас – это падшие империи. Они пасутся в собственных границах, уже не способны строить новые боевые корабли, но им и не надо, потому что единственный их кораблик укладывает весь ваш флот, попутно взрывая мирно полыхающую рядом звезду. Разработчики сравнивают такие империи с Империумом Человечества из Warhammer 40K. Тем не менее, если их уничтожить – или с ними договориться – можно от них получить какие-нибудь супертехнологии древности, которые нельзя получить иным способом.
Ну и в заключение про войны. Все уничтоженные флоты не исчезают бесследно. После них остаются обломки, осколки, остовы, трупы экипажей и всякое такое. Всё это добро можно собрать и переплавить, или послать туда наших яйцеголовых друзей, чтобы они изучили этот мусор и путём реверс-инжиниринга добыли нам пару-тройку технологий.
Эндшпиль
Беда любой глобальной стратегии, включая EU4 и CK2 заключается в том, что на определённом этапе становится ясно – выигрываем мы, проигрываем, или просто тащимся посредине. Победителям скучно уже – никаких вызовов. Проигравшие не имеют шанса перевернуть доску, середняки тоже маются от безделья. Paradox сказали, что им это не нравится, и они эту проблему решили. В конце Stellaris начинается самое интересное.
Итак, главный изюмище игры – чем больше и развитее ваша империя, тем выше шансы, что сейчас-то в галактике произойдёт Глобальный Пи… Катастрофа Глобальная. Глобальные Этисамые делятся на несколько подвидов, в зависимости от текущего состояния игры. Кто-то разрабатывает искусственный интеллект? Происходит НЕЧТО, и ВСЯ РОБОТОЕХНИКА в галактике начинает бунтовать. Поздравляем, вы доигрались до восстания машин. Попробуйте победить. Или вот ещё пример, который мне особенно нравится – вы грызли гранит науки, изучая кротовые дыры, телепортацию, и всякое такое? Однажды на одном из ваших научных кораблей откроется портал Куда-то Не Туда. И оттуда выберется Нечто Ужасное С Той Стороны. Ктулху, например. Или Демоны из Варпа. Или Инопланетяне Из Другой Галактики. В общем, если смотрели фильм «Горизонт событий», идею улавливаете. Самое приятное, что весь это Глобальный Ужас не случается по щелчку. Сначала всё будет тихо, и незаметно. Там тостер застрелил гренкой хозяина. Здесь таинственные щупальца из зеркала куда-то уволокли нашего премьер-министра… А потом…
Или вот ещё хохма – вы достигли утопии, люди сплошь умные и красивые, в шахтах и на вредных предприятиях вкалывают роботы. И вот однажды приходит один такой каГтавый робот и начинает вам втирать про самосознание, землю – робокрестьянам, шахты – роборабочим, а ты, человек, значит, катись к чёрту. Да, всеимперское восстание, разбирайтесь.
Катастрофы решаются двумя путями – либо объединяемся со всеми в галактике и даём им прикурить. Либо пускаем всё на самотёк, отступаем, набираемся сил, злорадно смотрим как Чужеродные Чудовища весело хрумкают вашими врагами, и в самом конце, если силёнок хватит, уничтожаем остатки врагов.
Собственно, вот и всё. Источников много, извините, все не привожу. Главный из них – форум Paradox.