Человек-Паук – самый популярный персонаж Marvel, который появился в комиксах в довольно интересное время. В шестидесятых начался застой – существующие супергерои на тот момент уже не будоражили умы читателей, поскольку были практически лишены бытовых проблем.
Многим из них всё давалось слишком легко: они сражались с пришельцами, перемещались во времени и роняли многоэтажные здания. В конечном итоге, Стэн Ли и Стив Дитко решили совершить революцию в жанре, создав персонажа, которому его супергеройское альтер-эго будет постоянно вставлять палки в колёса в повседневной жизни. Так появился Питер Паркер – ученик старших классов, гений и очаровательный неудачник.
Несмотря на наличие паучьих способностей, Питер не всемогущ. Он шатко балансирует между жизнью Человека-Паука и обычного парня, который вечно опаздывает на свидания, в трудных ситуациях отшучивается и смотрит на всё через призму великой ответственности. Он носит маску полностью скрывающее лицо, что для 1962-ого года было нонсенсом. Редакторы Marvel пророчили провал и по причине того, что в комиксах до Паука подростки никогда не были полноценными супергероями, а исключительно сайдкиками. Но оригинальность Человека-Паука всё расставила на свои места: дебютное появление в Amazing Fantasy 15 было оглушительным успехом, после чего наш дружелюбный сосед получил сольную серию комиксов.
Даже у супергероев бывает депрессия
Питер прошёл тяжёлый и тернистый путь. Он страдал, метался, но всегда оставался человеком, способным перебороть себя во благо других. Крайне грамотное сочетание смелости, упорства и юмора сделали Человека-Паука знаковым персонажем массовой культуры. Он заслуживал отличной игры как никто другой.
Неожиданно для многих, после проходных игр про Паука права на героя от издательства Activision перешли вновь к Sony, которые совместно с Marvel решили создать полноценную игровую вселенную. Студия Insomniac Games, известная по Sunset Overdrive, Ratchet & Clank и серии Resistance, взялась за разработку эксклюзивной для Playstation 4 Marvel’s Spider-Man. И что же из этого вышло? Давайте разбираться.
Как слон в посудной лавке
События Marvel’s Spider-Man разворачиваются в обособленной от комиксов и фильмов вселенной, созданной совместными усилиями Insomniac и Marvel. Питеру Паркеру двадцать три года, и он уже восемь лет борется с преступностью в образе Человека-Паука. Он ушёл из Daily Bugle и, наконец, занялся тем, в чём бесконечно хорош – наукой. Но, как и полагается хорошей истории про дружелюбного соседа, Паркер не сильно преуспевает на своей новой работе из-за паучьих заварушек, одна из которых происходит в самом начале истории. В город спустя восемь лет вернулся Уилсон Фиск, известный как Кингпин. Так как Фиск знаменит своим криминальным прошлым, полиция собирается провести обыск с ордером, но в его башне завязывается перестрелка. Человек-Паук вовремя появляется и наводит порядок. Фиск же в свою очередь предвещает городу конец, потому что именно он держал Нью-Йорк в ежовых рукавицах, контролируя всю организованную преступность. Завязка истории чрезвычайно бодрая, но потом нас выпускают в открытый мир, немного сбивая темп, но это нужно для того, чтобы игроку было проще освоиться с механиками.
У фоторежима очень богатый функционал
Привет, Нью-Йорк!
Разработчики явно постарались, воссоздавая знаменитый остров Манхэттен, полностью доступный для изучения с самого начала. В нём много интересных как памятных мест, так и объектов, отсылающих ко вселенной Marvel. Вдали возвышается Башня Мстителей, где-то неподалёку посольство Ваканды, здесь несколько пугающий Санктум Санкторум, а в Адской Кухне, например, можно отыскать детективное агенство Джессики Джонс.
Город создаёт иллюзию того, что он «дышит» и без нашего вмешательства: прохожие общаются между собой, играют в спортивные игры, ловят такси. Но если начать вглядываться, то можно заметить некоторую фальшь. Горожане не всегда реагируют на преступную активность, да и в целом они довольно пассивны, но игра, к счастью, не про это. Всё-таки мы играем за Человека-Паука, а он не привык спускаться с небес на землю. Полёты на паутине выполнены с невероятным тщанием. Система полёта не самая сложная, но очень глубокая, позволяя комбинировать множество различных трюков. Например, находясь в свободном падении, можно сделать тройное сальто, а затем совершить пикирование (костюм при падении развевается на ветру), после выстрелить паутиной в ближайший небоскрёб и пробежать пару-тройку метров по отвесной стене, чтобы впоследствии оттолкнуться от здания и вернуться к раскачке.
Перемещение на паутине просто не в состоянии надоесть за счёт превосходных анимаций и толковой системы. Можно придраться разве что к лазанью по стенам. Дело в том, что Человек-Паук неохотно переходит с одной плоскости на другую, создавая уморительные ситуации, когда стенолаз не может перелезть от стены к потолку, чего в предыдущих играх не было. Спасибо, хоть не заставляете по ним карабкаться по сюжету.
Естественно, в открытом мире мы будем заниматься не только полётами, но и побочными заданиями. Их довольно много, но, увы, не все они одинаково интересные.
Чем больше сила, тем шире гардероб
На улицах города периодически происходят преступления, будь то угон, разбой или продажа наркотиков. Останавливая злоумышленников, герой получает жетоны преступлений… Ах да, жетоны. Жетоны вручаются игроку за выполнение определённых второстепенных миссий. Например, за зачистку баз Фиска и Негатива, выдадут жетоны баз, за выполнение испытаний Таскмастера – жетоны испытаний, за решение научных головоломок и прохождение научных станций Гарри Озборна – жетоны науки. Также драгоценные жетончки зарабатываются за сбор пятидесяти пяти рюкзаков и за фотографирование достопримечательностей Манхэттена. Все шесть разновидностей данной валюты нужны для создания костюмов, гаджетов и соответствующих модификаций для них. Если у вас есть желание разблокировать весь гардероб Паука, то придётся гриндить.
Всего в игре 28 костюмов, включая секретный. На этом скриншоте его нет
На самом деле, это ни хорошо, ни плохо. В игре нет микротранзакций, а многие побочные задания контекстно обоснованные, да и выполняются довольно быстро (за исключением, пожалуй, баз). Имеется и привычная система прокачки героя. С каждым новым уровнем мухолов зарабатывает одно очко опыта, которое тратится на понравившийся навык. Цена навыков со временем возрастает, но это касается во многом пассивных улучшений, в то время, как добрая часть именно новых приёмов приобретается за одно-два очка. На определённых уровнях у Человека-Паука растёт шкала здоровья, и после 50-ого уровня, что является потолком, живучесть Паучка исчисляется двумя сотнями единиц.
Развлечения по расписанию
У Marvel’s Spider-Man очень продуманный и богатый лор, поэтому разработчики постарались сделать определённые дополнительные миссии важными для получения знаний о вселенной. Казалось бы, собирательство во многих играх – вещь обыденная, но здесь сбор рюкзаков позволяет узнать больше о прошлом Паркера, ведь он комментирует каждую свою находку. Insomniac, судя по всему, использовала подход Rocksteady. В серии Batman: Arkham многие находки также имели своё отражение в лоре, заметно расширяя его.
Испытания Таскмастера проверят на прочность ваши умения в полёте и в бою, а затем и сам Таскмастер (в нашем переводе - Бригадир) лично удостовериться в том, что Человек-Паук – достойный противник. А научные станции, оставленные, Гарри Озборном, лучшим другом Питера, подарят возможность решить важные экологические проблемы. Как вам вакцинация голубей? А может хотите сыграть роль громоотвода? А давайте соберём образцы ядовитого смога?
Не всегда испытания удаётся пройти на золото с первого раза
Имеются и сюжетно направленные побочные миссии, которые дают только очки опыта. Они все весьма занятные, но их, к сожалению, мало. Можно выделить две из них: сюжетная арка с Лонни Линкольном, a.k.a. Томбстоун (Надгробие), и поиск студентов по фотографиям. Эти эпизоды хорошо написаны, а в одном из них Паука ожидает увлекательный босс-файт. Праздник жизни несколько усугубляет наличие пресловутых вышек. Их немного, и они отключается максимально быстро, с учётом того, что все мини-игры можно пропустить. Тогда вопрос: зачем их вообще надо было добавлять? Времени они практически не съедают, потому что город так, и так вы пролетите вдоль и поперёк.
Паучий рестлинг
Пришло время поговорить о важном элементе игрового процесса – о боях. Некоторые критики разошлись во мнении относительно схожести Паука с Бэтменом, поэтому стоит развеять этот туман неясности. Чисто визуально, со стороны – похожи. В Marvel’s Spider-Man, как и в Batman: Arkham Knight, камера во время боя отдаляется, чтобы было проще ориентироваться на поле боя. Одна кнопка отвечает за удар, другая – за уклонения, третья – за гаджеты, четвёртая – за подскок к врагу на паутине. В Бэтмене мы весело набивали счётчик комбо, следили за ритмом и контролировали толпу, используя различные приёмы, окружение и гаджеты. В Пауке имеются схожие элементы механики, но механика в целом работает иначе. Человеку-Пауку предоставлена большая свобода во время боя. Мы спокойно можем регулировать высоту, т.е. нам ничего не мешает атаковать врага сверху, а затем уже вернуться к толпе внизу. Паркер охотнее использует окружение, поскольку у него есть паутина. Герою не нужно вплотную подходить к интерактивному объекту, чтобы использовать его против соперника. Счётчик комбо здесь играет чисто косметическую функцию. При промахе он не обнуляется и держится довольно долго, а за специальные приёмы отвечает отдельная шкала концентрации.
Типов врагов хватает, чтобы всё время чередовать разные тактики и умения. Попадая в самое пекло, не всегда удаётся предугадать, какие приёмы стоит использовать, поэтому на выручку приходит импровизация. От части врагов можно избавиться, использовав паутинную гранату, а затем волновой импульс, после чего их всех приклеит к стенам, на другую небольшую горстку оброним строительные леса, в третьих запустим паука-дрона и т.д. Здешняя боевая система позволяет комбинировать приёмы как угодно игроку, позволяя выработать свой собственный стиль боя. Этим Marvel’s Spider-Man напоминает больше слэшер, нежели beat’em up в стиле Batman: Arkham. Жаль, что порой камера выдаёт не самые удобные ракурсы. Это сильно мешает во время тяжёлых боёв. Insomniac не забыли про стелс, но, что он есть, что его нет. Механика работает, она не раздражает, но это не уровень Batman: Arkham.
Сюжет всему голова
Сразу стоит отметить, что Marvel’s Spider-Man – это, действительно, лучшее кино про Человека-Паука. Герои харизматичные и хорошо прописанные. Питер Паркер невероятно живой и обаятельный, причём если в начале игры он постоянно острит, то ближе к концу, когда ставки высоки, как никогда, ухмылка с лица пропадает, а голос становится сломанным и уставшим. За счёт многих персонажей, как, например, Мартина Ли, сценаристы стараются поднять тему дуализма и относительности зла, но получается слишком поверхностно, не хватает глубины.
Но здесь важны не действия героев, а сами герои. У всех чётко прослеживается мотивация, у всех есть какие-то скелеты, что углубляет их, но не всегда находит отражение в истории. Потрясающей получилась здесь и Мэри Джейн. Она умна, легка на подъём и способная за себя постоять. Химия между ней и Питером кажется настоящей. Здесь заслуга, конечно, не только сценаристов, но и актёров, вкупе с отличной режиссурой.
Авторы интересно обошлись с боссами. Если Фиск и Шокер вам покажутся неинтересными, то дальнейшие схватки поразят и своим устройством, и уровнем постановки, достойным крупнобюджетного блокбастера.
Если говорить о сюжете, обходя все подводные камни и ключевые события, то он, во многом, напоминают компиляцию лучших моментов фильмов от Sony. Тема отцовства затрагивалась в первом фильме про Человека-Паука с Тоби Магуайром, менторство было основополагающим в “Возвращении Домой”, а финальная битва так и вовсе кажется крайне годным ремейком “Нового Человека-Паука” с Эндрю Гарфилдом.
Один из лучших костюмов с точки зрения дизайна
***
Marvel’s Spider-Man – лучшая игра про Человека-Паука из когда-либо созданных. Она не боится поднимать взрослые темы, но при этом никогда не забудет сострить в нужный момент. Персонажи раскрываются в полной мере, благодаря чему невозможно не втянуться в историю. Хоть многие сюжетные повороты и предсказуемы, но финал и весь сюжет в целом вытягивают игру на необычайно высокий уровень. Разнообразный игровой процесс не даёт заскучать во время геймплейных эпизодов, а ради полётов на паутине под аккомпанемент отличной музыки от Джона Песано в игру хочется возвращаться снова и снова. Проект Insomniac очень красив. Даже удивительно, что мощностей PS4 до сих пор хватает. Человек -Паук — одна из лучших игр в этом году, а также одна из лучших игр про супергероев на данный момент, а может и лучшая. Для фанатов Marvel и Человека-Паука в частности - это 10 баллов, а для всех остальных – твёрдая девятка и всяческие рекомендации. Начало игровой вселенной положено, и мне не терпится узнать, что же будет дальше.
Достоинства:
+ Отличная картинка
+ Большая часть побочек увлекательна…
+ Хорошая история
+ Грамотная режиссура
+ Прекрасный саундтрек
+ Харизматичные герои
+ Полёты на паутине
+ Боевая система
+ Реиграбельность
Недостатки:
- Камера порой выбирает неудачные ракурсы
- …Увы, не вся часть
- Лазание по стенам неотполировано
Спорные моменты:
? Отсутствие динамической смены дня и ночи
? Гринд
Итоговая Оценка: 9/10