Даже на Солнце бывают пятна, и даже отец Михаил может быть несправедлив к играм. Когда Horizon Zero Dawn анонсировали, я подумал что от «создателей хеллгастов», голландского разработчика Guerrilla Games ничего экстраординарного ожидать не приходится. Несмотря на то, что я горячо люблю серию Killzone, и даже не сильно плевался по поводу посредственного Killzone Shadow Fall, я отдаю себе отчет, что это не хватающий с неба звезд «просто шутер», PS-версия сериала Call of Duty, и люблю я его просто, потому что вот я такой извращенец, а не потому что это супершутер всех времен и народов. Так что пока нам всем на все голоса толкали эти телеги про рободинозавров, робооленей, робо-Плотву и прочее робобудущее где человек опять нарядился в шкуры и охотится на робозверей, я, прищурившись как Ленин, предвкушал очередной проходнячок и даже мысленно матерился на этот их новомодный «открытый мир». Ну, правда, ну не могут создатели Killzone взять и сделать своего «Ведьмака».
Оказалось, могут.
Весь мир насилья мы разрушим
В неизвестно каком году, неизвестно где жили и были себе люди. Были они, для разнообразия, еще тупее, чем обычно, потому что жили в деревянных халабудах и сырых пещерах, охотились на зверушек из луков, забивали кабанов копьями, жарили мясо на костре, рядились в шкуры и, в общем-то, неплохо бы проводили себе время и дальше в блаженной дикости, если бы вокруг не лежали руины какого-то непонятного мира. В этих руинах можно было найти удивительные светящиеся приборы, которые показывали движущихся людей, сотканных из света. Другие похожие устройства содержали в себе голоса неизвестных людей, говорящих странные слова вроде «сэлфи» и «лайки» или непонятные тексты, описывающие что-то под названием «нанотуман», «гауссовка», «экзоскелет», «антиматерия» и «колонизация звезд». А еще в этих руинах при желании можно было найти древние сосуды для неведомых ритуалов, покрытые таинственными письменами вроде StarBucks, блестящие звенелки, по несколько штук нанизанные на прочное кольцо, стекляшки, позволяющие смотреть на солнце не щурясь и другие чудеса. И, наконец, в этих руинах всегда бродили удивительные звери – не скучные еноты, кабаны или лисицы, а существа из металла и гибких жгутов, истекающие горючей кровью и глядящие на мир стеклянными глазами. И если раньше эти звери никак не реагировали на людей, убегая когда те приближаются, то в последнее время они сами начали нападать, а бывалые охотники все чаще говорили о новых, невиданных машинах из железа и огня, что появлялись ниоткуда, и заставляли другие машины нападать на людей.
Вот в таком необычном мире и рождается главная героиня игрым Horizon Zero Dawn, Эллой, рыжая но совсем не бесстыжая девушка, у которой не было ни матери, ни отца. За ее «странность» матриархи, возглавляющие ее племя передали ребенка на воспитание Расту, охотнику, который был изгнан из племени. Под его присмотром Эллой выросла ловкая и умелая, и в свой девятнадцатый день рождения по приказу своего опекуна отправилась к остальному племени, пройти Испытание и получить шанс вернуться к людям, живущим в хибарах у подножия горы, с вершины которой свисали гигантские стальные щупальца гигантского железного бога, что умер давным-давно…
Horizon Zero Dawn это шутер от третьего лица с модными нынче (и не всегда уместными) ролевыми элементами, большим открытым миром и крафтом. И, вот что интересно, почти все это выполнено почти очень даже здорово. Наша Эллой – охотница, которая отправляется в большое путешествие, чтобы узнать правду о себе и своем происхождении, о мире, о том, почему на некоторых горах лежат гигантские мертвые машины и что случилось с Предтечами, которые оставили людям лишь давно заросшие руины многоэтажных городов, пещеры, закрытые непроницаемыми стальными воротами и полчища машин. Разработчики весьма изящно вводят нас в курс дел в этом прекрасном новом мире – Эллой изгнанница, что всю жизнь прожила с бородатым опекуном, и ничего о мире не знает, точно так же как и игрок. Признаться, я боялся, что барышня наша будет с амнезией, но нет, отлично выкрутились.
Записки охотника
В ходе путешествий наша рыжая бестия то и дело сталкивается с недружелюбными машинами и при желании может попытаться разобрать ее на запчасти, чтобы экспериментальным путем выяснить, что же там внутри Предтечи понапихивали. Битвы с роботами сделаны довольно увлекательно. Во-первых, у каждой машины своя программа поведения. Одни мирно перерабатывают биомассу, и если не подходить слишком близко, не будут реагировать на Эллой. Другие наоборот, созданы для того, чтобы охотиться на людей, и с ними надо держать ухо востро. Кроме того, существуют в мире Horizon Zero Dawn и два вида летающих машин – Коршуны, опасные толпой и против неопытных охотников, и Буревестники, ради первой победой над которым придется попотеть. И, наконец, почти король машинного мира – Громозев, гигантский робот-динозавр, ставший чуть ли не символом этой игры и засветившийся на всех постерах. Первый раз его вы будете валить полчаса не меньше – спрятаться от него трудно, убить сложно, да еще и вооружен он до самых своих робозубов. Одним словом, в игре отличный зоопарк роботизированных врагов, и к каждому из них нужен свой особый подход. Конечно, к концу игры, когда наловчитесь, все они станут милыми котятками, и угроз нести не будут, но до конца еще добраться нужно.
За каждую победу над машиной и каждый квест наша девочка получает очки опыта. Заполнив полоску опыта, получаем уровень, и можем прокачать те или иные способности, разделенные на три группы – Охотник, Воин и Собиратель. Сразу огорчу, из навыков полезных меньшинство. Причем чрезвычайно странно выглядят они в начале – не набив машин нельзя, например, уничтожать их из укрытия или подзывать свистом… Чтобы подобрать ранее установленную ловушку придется тоже изучить специальный навык – без него у Эллой не хватает ума, видимо… В общем, ролевая часть в игре сделана так себе, но это же и не RPG. То же и с квестами – у всех у них есть одно единственное решение, никаких моральных выборов, никаких особых последствий. Периодически нам дают выбрать вариант ответа, но он не влияет практически ни на что. Сами побочные квесты, в отличие от основных, разнообразием не блещут, и сводятся к банальному «пройди по следам, в конце убей стадо машин или банду людей», или «пойди-убей-принеси». Обрамлены они, конечно, весьма интересно, но в целом, сильно-сильно так себе.
За и против
Не обошлись Guerrilla Games и без собирательства. В целом оно здесь не утомляет, его можно смело игнорировать и идти по квестам. И квесты все равно заведут нас чуть ли не к каждому отдельному коллекционному предмету. Собирать барахло необременительно, и его не сильно много. Кроме того, для всех четырех видов собираемого хлама есть карты, которые показывают, где эту рухлядь искать. Вышки в игре тоже есть, но их всего пять, и… они ходят. Помните робота-жирафа из трейлеров? Вот это вышка и есть – ищете способ на него залезть, наверху хакаете и вуаля – он открыл нам часть карты. Второй подобный элемент это Котлы – подземные робофабрики, до сих пор выпускающие тех или иных роботов. Пройдя их до конца, выдержав бой с роботами и взломав ядро вы получаете доступ ко взлому новых типов машин, что может быть весьма полезно в той или иной ситуации. А еще есть точки обзора – если найти ее и активировать, можно узнать небольшую историю из прошлого.
Наконец, этот мир просто интересно исследовать. Шагая по дороге к очередному квесту можно набрести на давно отключенного робота и пару взорванных танков – оглядитесь вокруг, рядом отыщутся рекламные проспекты, что читали их пилоты или их чудом работающие аудиодневники. В горах можно найти амфитеатр, в котором сидят два обнявшихся скелета. Во взломанных бункерах видны следы давней отчаянной борьбы, на горах ржавеют полусферы спутниковых тарелок, а возле торчащего из густой травы отбойника снуют зайцы. И так, шаг за шагом перед игроком открывается вся ужасающая правда о том, что произошло с Предтечами, и почему мир стал таким, каким является на данный момент. Некоторые вещи и ситуации и вовсе вынуждают ненадолго остановиться, чтобы осмыслить новую информацию в полной мере. А отдельные сюжетные ходы и вовсе «догоняют» игрока уже после выключения консоли. Просто вдруг тебя осеняет, и по спине пробегает холодок. Одним словом, мир и атмосфера просто великолепны.
Главный минус игры – неинтересные сражения с противниками-людьми. Вообще, люди быстро перестают быть серьезными врагами, и, наверное, это логично, поскольку ты большую часть времени беспощадно воюешь с куда более опасными машинами. Противники-люди легко убиваются, довольно глупо себя ведут и квесты с их участием, прямо скажем, начисто выдают и унылость побочных заданий игры, и их однообразие, и вообще вызывают раздражение. Второй минус – бесполезное в целом оружие. В игре есть пара однозначно нужных и полезных устройств для убиения роботов, а есть парочка штуковин, которые используешь по приколу, или не используешь вообще. Минус три – целая линейка квестов, посвященная охоте на роботов, причем охоте с переподвыпердом. Например, «завали за три минуты стопиццот роботов, громко на них чихая», и так далее. Не люблю я такое вот совсем уж откровенное задротство, но, прямо скажем, проходить его не обязательно. Минус номер четыре – это целый ряд заданий по уничтожению лагерей разбойников. Никакого подвоха, просто гасим толпу противников-людей, и потом там появляется поселение в которое мы никогда больше не зайдем.
Машинариум
Наконец, минус номер пять – это зашкаливающая, какая-то чрезмерно навязчивая политкорректность. Не знаю уж, с чем это связано, но абсолютное большинство персонажей игры – либо чернокожие, либо латиносы, либо китайцы. Простые белые люди в существенном меньшинстве, их можно пересчитать по пальцам.
Не то, чтобы меня это сильно раздражало, но вот выглядит это идиотски, и как-то абсурдно. В принципе, скучноватые квесты и подзадалбывающее собирательство с крафтом тоже можно обозначить как минус игры. Особенно тупо выглядят наборы для стрел в ящиках давно запечатанных бункеров Предтеч.
Технически игра шикарна, картинка потрясающая. Если брать версию для 4K-приставки, говорят, можно вообще обделаться от восторга, но и так, на обычной PS4 зрелище очень впечатляющее. Horizon Zero Dawn отличный генератор обоев для рабочего стола, пейзажи выдает великолепные. Да и вообще, в этот мир веришь, он выписан и отрисован с большими тщанием и любовью. Да, я признаю, что с «Ведьмаком» в начале малость перегнул, но в целом, положа руку на сердце, приключения Эллой от приключений Геральта не так уж отличаются. Обе игры предлагают собирать и таскать в чумудане много разного барахла, мастерить всякую рухлядь, убивать чудовищ, и регулярно ходить по следу, используя особое зрение. «Ведьмак», конечно, тщательнее проработан, но и Guerrilla Games до недавних пор штамповали себе только рельсовые шутеры, а саму Horizon Zero Dawn как ролевую игру и не позиционировали. Одним словом – отличный образец того, как компания осваивает для себя новую нишу. Будем надеяться, нас ждет еще более интересная и удачная Horizon Zero Dawn 2, тем более продолжать еще есть куда.
-----------------------
Если все что сверху вы не читали, вот вам резюме. Horizon Zero Dawn – очень хорошая PS4-игра. Она красивая, интересная, увлекательная. У нее очень многообещающая вселенная и хороший, непротиворечивый и достоверный сюжет. Ей не хватает запоминающихся персонажей – по-настоящему яркая личность в игре, это сама Эллой, да может быть ещё матриарх Тирса. У нее огромный, не пустой мир и интересные противники. Плохо реализованные противники-люди, но очень интересные сражения с роботами. Общее впечатление – очень здорово. Своих денег игра стоит, и прямо уже сейчас хочется продолжения. Рад за Guerrilla Games, они сумели выйти за рамки Killzone, и если новая часть саги о хеллгастах выйдет в формате «Горизонта», я, наверное, умру от счастья.