Не одним ПК и консольным геймингом живет геймдев – мобильные истории уже откусили приличный кусок пирога, и на текущий день мобильный рынок показывает более высокие темпы роста. В этот сегмент смотрят уже все крупные студии, в игру подключаются и производители девайсов, которых разродилось уже вагон и маленькая тележка. Поспевает за трендами и Razer: был выпущен не самый универсальный Junglecat, штурмует рынки один из лучших BT геймпадов Raiju Mobile, на прилавки магазинов десантируется компактный KISHI, учитывающий наработанный компанией опыт в эргономике. Задумка по дизайну благородная – превратить любой смартфон в полноценную портативную консоль. Обсудим, насколько компания справилась с поставленной перед собой задачей.
Универсиада
Геймпад, инструкция, фирменная наклейка – весь комплект небольшой коробки поставки. Сам девайс в собранном состоянии тоже небольшой, порядка 13.5 см в длину, 9 в ширину и 3 в высоту. Последний параметр весьма условный, поскольку геометрия корпуса неоднородная – где-то выдаются стики, где-то – стильные изгибы корпуса. В целом крошка KISHI весьма компактных размеров и легко поместится не то, что в сумку, а даже в средних размеров карман джинсов или куртки. Номинально Razer держит вектор на универсальность, но всем мил не будешь: геймпад поддерживает девайсы в пределах 145,3 - 163,7 мм длины, 68,2 - 78,1 мм ширины и 7,0 - 8,8 мм высоты. Отдельные «лопаты» или совсем крошки на базе Android не влезут.
Забегая наперед: Android – значит только Android. К мобильному устройству девайс подключается посредством коннектора Type-C, и для коннекта с iPhone’овским Lightning’ом нужен другой KISHI. На рынке он тоже представлен. С подключением же к Android все должно быть нормально, кроме ряда технических моментов, которые обсудим позже.
Устройство представляет собой два раздельных модуля, соединенных резиновой стяжкой с пластиковой панелью, которая выполняет функцию ребра жесткости в разложенном состоянии и надежного крепежа модулей – в сложенном. Процесс складывания и раскладывания KISHI – отдельный фан. Пластиковая панель закрепляется двумя металлическими держателями, которые открепляют ее легким движением одной руки. Собирается и разбирается девайс с характерным щелчком, прям очень кайфово.
Пробежимся по органам управления, сразу снабжая описание нашим оценочным суждением. Все кнопки и PAD’ы расположены не по центру, но сведены в верхнюю часть корпуса – это хорошо и правильно, ведь ручек хвата у KISHI нет. Стики и PAD’ы размещены в перекрестном дизайне, как у геймпадов Xbox. На переднюю панель вынесены 3 дополнительные системные кнопки, исполненные в глянцевом пластике.
D-PAD сложно будет назвать сильной стороной KISHI. Крестовина сплошная, монолитная, при этом ее направления даже не разделены утопленной в корпусе серединой. С таким исполнением точный контроль в каких-нибудь файтингах невозможен даже в теории, так что условную «сетку за Сайрекса» получиться кинуть дай бог один раз из трех. Кроме того, у крестовины почти прямоугольная грань ребра, а сам D-Pad ощутимо выдается из корпуса. Как основной орган управления воспринимается достаточно тяжеловато даже после нескольких дней тренировки.
Стики перекрестные, выступающие из корпуса на высоту 8 мм – золотой стандарт. Сопротивление стиков среднее, вполне комфортное. Оба стика наделены переключателями на клик нажатия, но мобильных игр, поддерживающих эту историю, не так много. Ход стиков короткий за счет небольшого их размера. В целом, стики – молодцы.
Кнопки действия представлены Xbox’овскими XYAB. Выполненные по мембранной технологии и глянцевом пластике, они обладают тонкой и блеклой гравировкой символов. Последние почти не видны. Не то, чтобы это имело критическую важность, но для кого-то может стать пунктиком.
Триггеры, они же курки – небольших размеров, и расположены достаточно близко друг к другу, так что у кого большие пальцы – мисклики будут. Ход L2 и R2 чуть мягче среднего, кто привык к тугим куркам – придется отвыкать.
Общая эргономика
За сохранность смартфона можно не беспокоиться – крепится он в прорезиненные пазы. Подводный камень здесь – 4 мм выступа этих резиновых крепежей, которые наступают на поверхность подключенного устройства. Так что если вставляем безрамочный девайс, получаем небольшое перекрытие экрана с левой и правой стороны. Использование KISHI вместе с чехлом для телефона – не вариант, тут либо одно, либо другое. Категорическое условие к подключаемому гаджету – гнездо зарядки строго внизу и строго посередине. Условие легковыполнимое, но некоторые «китайцы» или те же «корейцы» LG часто экспериментируют с местом подключения зарядки. Коннектор Type-C может оказаться коротковат для некоторых девайсов, а если гнездо смартфона хоть чуточку расшатано, то надежность подключения будет под угрозой. Все из-за небольшого люфта модулей геймпада при установленном между ними смартфоне. Из неприятного – геймпад питается за счет телефона, что вызывает дополнительную нагрузку на батарею и, как следствие, сокращает срок автономной работы. Из приятного – возможность заряжать устройство прямо во время игры, у KISHI на этот случай предусмотрен сквозной Type-C коннект. Никаких светящихся частей и подсветок на устройстве не предусмотрено, если не считать таковым крохотный диод индикации зарядки.
Зато Razer предусмотрела блокировку динамиков при установке смартфона, и вывела два сквозных отверстия под динамики. Правда, лишь с «нижней» (правой) стороны – там, где подключается зарядка. Если у подключаемого устройства динамики торчат из другого места – извините. Еще один звуковой нюанс закрался в использовании при игре проводной гарнитуры – подключение KISHI эту самую возможность просто исключает.
Как играется?
Самое главное – каков UX от KISHI? Тут все не очень однозначно, поскольку беседу о игровом опыте сразу стоит разбивать на два крупных идейных блока – хардовый и софтовый. Дюже интересно устроен современный мир, в котором условный смартфон без Google сервисов, или SmartTV с неработающим стоком приложений резко проседают в своей полезности. Так и у KISHI.
Поскольку KISHI подключается к смартфону по кабелю, задержки при его использовании стремятся к нулю. Кроме инпут-лага, такое подключение исключает возможные сбои беспроводного подключения в местах, где сигнал «фонит» или запрещен к использованию – в метро и самолетах. Хват устройства нельзя назвать супер-фиксированным и надежным, но при нахождении удобного положения этот момент нивелируется. Чаша удобства перевешивает простотой и удобством подключения, вставил телефон – и поехали. Кто использовал до этого беспроводные мобильные контроллеры, по достоинству оценит этот момент.
Играть, в целом, здорово. На борт можно закинуть огромную библиотеку игр предыдущих поколений консоли и настроить инпут прямо в эмуляторе. Некоторые современные игры воспринимают KISHI нативно, не требуя дополнительных настроек – таких встретилось не очень много, но со временем список наверняка будет расширен.
Глубоко софтовые вопросы, прямо скажем, не однозначны. Заветное желание избавиться от танцев с бубном не получается исполнить даже с таким крутым устройством. На то есть целый ряд причин:
У вас не получится подключить Razer KISHI даже к CoD: Mobile (!) без лишних хлопот. А хлопоты вот какие: можно подключить KISHI к смартфону, запустить CoD, найти где-то сторонний BT геймпад (лучше от Xbox), сконектить его с игрой и надеяться на то, что вы окажетесь в числе счастливчиков, у которых при этом Колда подцепит инпут директивно от KISHI. И это просто рядовая иллюстрация того, что происходит на мобильном рынке – в действительности практически каждая (!!) игра запросит от вас хорошего такого шаманства: чесания репы, настроек, проб и ошибок.
Razer предстоит приложить свои усилия для улучшения софтовой части. Добавить мапинг в свое приложение, наладить прошивку на лучшее понимание играми, выдавать в списке рекомендаций более валидные, хотя бы играбельные и поддерживаемые вещи. Но полностью решить эту задачу инженеры Razer не смогут, потому что работа по поддержке ложится также и на плечи разработчиков игр.
Другая потенциальная точка роста и развитие мобильного гейминга в целом и Razer KISHI в частности – поддержка облачных потоковых игровых сервисов, на манер Google Stadia, Microsoft Project xCloud и Nvidia GeForce Now. Но пока тут тоже не все гладко: опять же, нет поддержки сервисов на всех смартфонах и во всех регионах.
Доработать KISHI софтово и по части поддержки игр – и цены ему не будет. А сейчас цена есть, и не самая маленькая. Как инвестиции в развитие мобильного гейминга – супер. Но инвестиции всегда связаны с некоторой долей риска, и в данном случае риск заключается в том, что к игровым компаниям не придет озарение, что их проектам хорошо бы и геймпады поддерживать. Плюс должно пройти еще какое-то время, чтобы облачные сервисы стали доступны вообще как таковые, а в случае доступности – не предлагали бы 500+ место в очереди на подключение. До тех пор KISHI отлично подойдет для игры в некоторые отдельные отлаженные проекты или прохождения любимых игр консолей прошлого поколения.
Плюсы:
Минусы: