«Разруха не в клозетах, а в головах»
М.А. Булгаков
«Йо-хо-хо, и бутылка рома!» – бесстрашный капитан морского корабля, черный флаг которого всегда был увенчан черепом с костями, обнажил шпагу для поединка с главарем другого судна. Непобедимый лидер, оскалив зубы в зловещей ухмылке, медленно приближался к потенциальной жертве, но... вдруг свалился на землю бездыханным телом – инфаркт миокарда, бывает. Умер и умер, бог с ним: речь все равно пойдет о несколько других пиратах.
Масштаб проблемы сложно переоценить: едва ли найдется разработчик игр, не столкнувшийся в реализации своих проектов с компьютерным пиратством. Чем дальше в лес, тем больше дров – на каждую новую защиту от флибустьеров находятся знатоки, перешагивающие все замки и запреты, превращая характер заболевания в эпидемию. И все-таки, что обуславливает такие темпы развития крякерства? Почему битва издателей и разработчиков с распространением их проектов на пиратских торрент-трекерах все больше напоминает борьбу с ветряными мельницами, и имеет ли она вообще смысл?
Легальная нелегальность
В странах тогда еще советского, а позже – чуть постсоветского пространства проблема пиратства не значилась в сознании жителей вообще. Хоть в любой православной методичке черным по белому запечатлен роковой посыл «не укради», в умах общественности процесс тиражирования аудио-, видео-, и первой игровой продукции с этой записью никак не отождествлялся. Ход заимствования протекал с молчаливого согласия правящей верхушки, что позволило не только прописаться в топе стран-лидеров оборота нелицензионной продукции, но и оставить в наследие славный титул клептократического государства.
Флибустьер в естественной среде обитания.
Беспричинно проблема не возникла: на заводах и фабриках великого Советского Союза каждый труженик считал своим долгом умыкнуть с рабочего места все, что угодно. Хорошо, если доводилось быть устроенным на хлебозавод или скотобойню, чаще ситуация складывалась чуть менее прозаично, вынуждая нести домой рельсовые гвозди или шарикоподшипники. Почему? Потому что бесплатно. В сознании людей преобладала оценка качества товара, обратно пропорциональная его цене. Вещи же, получаемые задарма, вообще возводились в ранг гран-при интересов. Повествование в прошедшем времени не очень-то уместно, ибо тренд на такое отношение не изжит и по сей день.
Первые игровые пираты, хоть временами и выдавали исполнение не в пример качественнее современных лицензий, во многом все равно оставляли желать лучшего. Некоторым ничего не стоило угостить покупателя диалогами, заботливо составленными машинным переводом; некоторые предлагали текст с использованием заморских букв в качестве отечественных, что требовало от игрока еще большего навыка криптографии; некоторые, в попытках записать четырехдисковый проект на один, жертвовали самым незначительным игровым контентом: видеороликами и музыкой. Триада, Фаргус и Седьмой Волк занимались деятельностью сродни работе современных локализаторов, переводя и озвучивая иностранные проекты самостоятельно. Правда, спешить благодарить их за старания чаще всего отчего-то не хотелось.
Переведено и озвучено профессионалами.
Современная формула распространения пиратской продукции перешла в другое русло, воруя игры непосредственно с верстака лицензионных фирм. Актеры и переводчики, издатели и разработчики, не жалея живота при разработке своего детища, будут уязвлены тем, что обнаружат результат своей деятельности на просторах трекеров за пару дней до официального релиза. Дело касается не только владельцев ПК: новоиспеченные обладатели приставок, не успев принести заветный девайс домой, уже, потирая ладоши, достают паяльник и бубен. Для людей, несостоятельных в инженерии, точки продаж консолей цинично предложат услугу прошивки за отдельную плату.
Пиратский социум
Умные денежные мешки, смекнув, что побороть гидру обычными средствами не удастся, находят свои методы борьбы. Дальновидный Мелкософт радуется, что пираты копируют именно их продукцию, ибо так повышается цитируемость бренда, и, как следствие, его стоимость. Рекламная компания Deus Ex так и вовсе включила в себя залитие проекта на трекер с целью популяризации игры. Проект выдался коммерчески выгодным, но сопоставлять успех Square Enix только лишь с этим жестом не приходится.
Nuffsaid
Сколь одиозным бы не являлся этот орган, рассказа о компьютерном пиратстве не может быть полноценным без упоминания Пиратской партии власти. Впервые разродилась таким государственным движением Швеция, родоначальница глав-пират-раздат-торрент-трекера The Pirate Bay. Политика партии неоднозначна и размыта, основным посылом же является вовсе не идея ликвидации копирайтов или легализация компьютерного пиратства, но мысль остановить нападки на торренты. То есть борьба с борьбой с пиратством. Несостоятельность идей органа во многом определяется несостоятельностью ее персонала: некоторые члены партии не могут не то, что поведать принципы направления деятельности, но даже связать несколько слов в мало-мальски связное предложение.
Клептократическое воспитание вкупе с низкой культурой быта неразрывно идет под руку с процветанием пиратской продукции, фактором, являющимся и причиной, и следствием ступора развития государства. Бегунок «доступность–качество» умами нетребовательных к используемому продукту пользователей смещается в левую сторону, во многом определяя лейтмотив всей производимой страной продукции.
Идея «мое воровство в масштабах мирового ничтожно» – залог экономической стагнации державы. Но сама держава не спешит решать эту проблему, она слишком занята воровством. Самое удивительное, что пользователям, скачивающим новые игры исключительно с торрентов, хватает нескромности сетовать, что очередной проект не посетит персональные компьютеры при релизе. Кто-то видит в использовании пиратской продукции доступность информации, жители же стран, потребляющих только лицензионные проекты, вынуждены изготавливать их более доступные аналоги самостоятельно, неуклонно формируя потенциал технического развития государства.
Где-то тут должен быть новый альбом «Вороваек».
***
До тех пор ситуация для стран СНГ останется неизменной, пока не родится мало-мальски состоятельное идеологическое зерно понимания. Милиционерские рейды в магазины-поставщики нелицензионной продукции, тонны левых игр под валами катков, уголовная и административная ответственность при нарушении авторского права – все это вовсе не аргументы для изменения состоявшегося годами патогенного мировоззрения населения. Пока статистическое большинство не поймет, почему воровать плохо, страны постсоветского пространства будут двигаться туда же, куда и двигались раньше. В задницу.