Данная работа принимает участие в конкурсе
«...Живые сны ходячих мертвецов»
Автор: LastTao
Эсхатологические мотивы сильны в человеческом сознании всегда, вне зависимости от времени и места. Наши предки раньше боялись возмездия во имя Веры (некоторые, кстати, боятся до сих пор), чуть позже они боялись ядерной войны и коммунистов, теперь – глобального потепления и 2012 года. Будем честными, смерть страшна в любом своем виде, но смерть от огня, от меча, от чумы, от бомбы, от высших сил, да и мало ли от чего еще, всегда оставляет за человеком его усопшее тело и бессмертную душу. Тут предлагаю пойти на уступки для слабых духом, дальше будем считать, что страх смерти – это не страх перед неизведанным, а именно страх перед погибелью.
«Двум смертям не бывать, одной не миновать» - гласит поговорка, но что, если её немного дополнить? Например, так: «Двум смертям не бывать – но если ты зомби, не миновать». Действительно зомби умирают дважды, это если предположить, что они умирают вообще. Теперь можно смело сказать, что хуже одной смерти может быть только две, а отсюда получаем, что зомби страшен как две смерти. Хорошая мысль, но поговорить хотелось бы не об экзистенциальных проблемах зомби, а о насущных страхах людей.
Зомби - это сосредоточие страхов людей, а точнее некоторых из них. Собирательный образ, созданный нашим разумом, не без помощи воображения, где в одном предмете собраны черты и свойства так или иначе вызывающие у нас боязнь за собственную жизнь. Отсюда, зомби - это не просто внезапно оживший кусок мертвого мяса, это нечто обладающее еще и персональными нематериальными свойствами.
Подтвердить этот тезис на практике достаточно просто, и тут нам поможет современная сфера масс-медиа и развлечений. Опустим, как пассивное сопереживание, фильмы и сразу перейдем к главному. Итак, главное – игры жанра зомби хоррор.
Необходимо отметить, что фильмов про зомби снято в разы больше, чем сделано игр. При грубом подсчете выходит что-то около 80 тайтлов, заявленных именно как зомби хоррор, против 660 кинокартин (и это только полнометражных). Отсюда напрашивается забавный вывод: пока что нас больше пугают живыми мертвецами, чем предлагают сражаться с ними. Выяснение причин такого несоответствия - работа совсем другая и речи тут о ней больше не пойдет, поэтому просто имейте это в виду.
А теперь давайте попытаемся проследить на конкретных примерах, почему же зомби не так страшны, как их кличут. Выбор иллюстрирующих примеров достаточно велик, поэтому предложим его сделать самим игрокам – возьмем самые популярные игры.
Пинать лежачего не этично и не честно, но этого мы, пожалуй, пнем. Встречайте, франшиза Left 4 Dead – без малого, самый популярный кооперативный зомби шутер последних лет. В чем же секрет его популярности? Давайте посмотрим, что же игра представляет собой. Ребята из Valve собрали в одной игре все лучшие штампы про зомби, добавили четырех выживших (четырёх не выживших считать не будем), придумали каноничный сюжет и соорудили для всего этого реалистичные, в плане зомби-апокалипсиса, декорации. И, как это ни странно, на этом их работа закончилась потому, что все остальное сделали наши с вами страхи.
Четверка злоключенцев успешно пробивается сквозь толпы зомби до тех пор, пока они одна команда. Один тут с зомби - не воин. Отставший рискует остаться один и стать хорошей трапезой для живых мертвецов. Так же и с командной работой, неслаженные действия приведут к гибели всех выживших. Все боятся погибнуть, не дойдя до конца, никто не хочет остаться один или расплачиваться за ошибки другого. Это ли не самые настоящие наши страхи?
Настоящим испытанием дружбы и доверия оборачиваются финальные сцены. Когда только один из четверых героев успевает добраться до подоспевшей подмоги. И часто потому, что решает бросить попавших в беду товарищей ради собственной жизни. Ведь страх смерти часто оказывается гораздо сильнее любых человеческих отношений. И это не считая того, что вопросы доверия мы вынуждены решать каждый день, какой человек не боится быть преданным.
Выходит, зомби - это не просто ожившее мясо, несущее смерть – это сила, способная объединять людей вместе и так же разбивать их врознь. Сила, заставляющая природные инстинкты взять вверх над разумом и забыть про человеческие отношения. И если это еще не кажется страшным, предлагаю вспомнить, на чем зиждется хрупкое человеческое общество.
Что касаемо вещей, объединяющих людей воедино. На долю власть имущих тоже выпала хорошая порция зомби хоррора. Игры серии Resident Evil, здесь кузней страхов служит целая корпорация - Umbrella. Зомби тут лишь последствия человеческих пороков. Причины катастрофы тривиальны: жажда наживы и бездушность корпоративной махины. Подобная виртуальная угроза просто отражение страхов перед угрозой реальной. Хотя игры серии и богаты моментами, поражающими бессмысленной жестокостью зомби, страшно совсем не это. Ведь секретные полигоны и лаборатории, в отличие от вселенной игры, работают в мире реальном и по сей день. Страх встречи с непреодолимой силой и потерей контроля над своим будущим легко перекрывает страх перед толпой безмозглых животных.
Resident Evil не единственная серия, где вина на озомбление легла на плечи корпорации. Франшиза Dead Rising отнеслась к зараженным более благосклонно – панацея от вируса, превращающего в зомби, есть. Одна беда, стоит она немереных денег, а зараженный обречен на всю жизнь остаться зависимым от Зомбрекса наркоманом или превратиться в зомби. Подобная перспектива способна напугать и вогнать в отчаяние кого угодно.
Еще две игровых вселенных отличились почти религиозными ужасами зомби-апокалипсиса. Первая - Doom 3. Хотя про бога в ней и не говорится, но Демон из места очень похожего на Ад, на раз превращает беззащитных людей в безвольных зомби. Вторая - Dead Space. Тут религиозные фанатики, мечтая о Боге, устроили самый настоящий Ад. Обе игры ярко демонстрируют нам хрупкость человеческой жизни, будь то демон из Doom или некроморф из Dead Space.
Картина получается презабавная – фантастический зомби-апокалипсис всего-навсего отражение наших страхов. Причем страхов, с которыми мы встречаемся каждый день. Выходит, что зомби это просто еще одна ширма, за которой мы прячем свою настоящую сущность. И видеоигры играют тут не последнюю роль. Ведь часто не способные в мире реальном противостоять своему страху, в мире виртуальном мы получаем шанс сразиться с ним и даже попытаться одержать верх.