Cyberpunk 2077 – без преувеличения самая ожидаемая игра в мире. Любая свежая информация о грядущем творении CD Projekt RED воспринимается аудиторией с большим интересом. Оно и не странно, учитывая ярлык «от создателей The Witcher 3», участие в проекте Киану Ривза и рассказы о множестве интересных механик и заданий. Оправдает ли игра ожидания – это большой вопрос, ответ на который можно будет узнать 19 ноября, если только не случится очередной перенос. Однако отрицать высочайшее внимание публики к Cyberpunk 2077 невозможно уже сейчас. Именно благодаря ему проект сумел популяризировать жанр киберпанк в индустрии интерактивных развлечений. Разные студии стали чаще обращать на него внимание и анонсировать собственные творения в упомянутом антураже. В ближайшие годы пользователи увидят The Last Night, Gamedec, Ghostrunner и многие другие киберпанковые игры. Но то все дела будущего, а скрасить время в ожидании Cyberpunk 2077 хочется уже сейчас. Редакция Gamer-Info тоже ощущает такую потребность, поэтому и подготовила сегодняшний материал. Мы отобрали лучшие проекты в жанре киберпанк за все время существования индустрии и рассказали, почему их стоит опробовать. Список получился разнообразным, так что каждый найдет себе творение по вкусу.
Cyberpunk 2077 с нетерпением ждут все геймеры в мире.
Начнем с бессмертной классики – изометрического боевика с элементами стратегии Syndicate. Игра вышла в далеком 1993 году и отметилась интересным сочетанием механик, а также густой атмосферой киберпанка. Сюжет в проекте довольно прост, что, впрочем, не странно, учитывая период выпуска. Пользователи погружаются в мир, поделенный на регионы под управлением синдикатов. Последние распространяют свою власть с помощью чипов, которые помещены в мозг каждого жителя. Главный герой Syndicate – руководитель одного из синдикатов, желающий подчинить своей власти весь мир. Для этого предстоит выполнять разнообразные миссии и осуществлять контроль над захваченными регионами. Во время заданий пользователь берет под управление от одного до четырех агентов, с помощью которых нужно выполнить поручение. То есть устранить конкретного персонажа или захватить указанный предмет – именно такие цели преобладают в Syndicate. Перед миссией подчиненным выбирается вооружение и улучшения, после чего они появляются на локации. При выполнении задания игрок может взламывать чипы врагов и брать их под контроль, благодаря чему отряд агентов быстро разрастается. Это основная механика, которая используется при прохождении Syndicate. Параллельно с выполнением боевых миссий игрок руководит захваченными районами: устанавливает уровень налогов, выбирает исследования в разных категориях и так далее.
Syndicate обладала прорывным геймплеем.
В общем, студия Bullfrog Productions создала культовое творение с интересным и необычным сочетанием геймплейных механик, как для 1993 года. Но из классических творений в жанре киберпанк не только Syndicate может похвастаться столь высоким статусом. Квест Blade Runner в сообществе геймеров пользуется не меньшим уважением. Он был разработан в 1997 году усилиями мастеров из Westwood Studios. Как несложно догадаться из названия, игра создана по мотивам одноименного фильма, но не спешите кривиться. Это как раз лучший пример того, как нужно адаптировать кино под интерактивное произведение. Сюжет Blade Runner повторяет важные моменты из первоисточника, но имеет несколько ключевых отличий. Первое и самое главное – присутствие шестнадцати разных концовок, которые зависят от действий и выборов в конкретные моменты повествования.
Разработчики игры сумели грамотно вплести геймплейные механики в историю и антураж. Blade Runner – это отнюдь не типичный point-and-click с поисками предметов и способов их применения. При прохождении этого квеста пользователям придется общаться с персонажами, проводить специальный тест на выявление искусственных людей, репликантов, искать улики при тщательном осмотре вещей на местах преступлений и сражаться. В проекте Westwood персонажа могут с легкостью убить – достаточно пропустить несколько ударов от врага или схлопотать пулю. Уровень здоровья главного героя Рэя Маккоя не восстанавливается автоматически, поэтому нужно искать или приобретать в магазинах еду. Такая совокупность механик вкупе с разветвленным сюжетом сделала Blade Runner не только великолепной игрой в жанре киберпанк, но и одним из лучших квестов в истории. Любителям интерактивных развлечений настоятельно рекомендуется приобщиться к этому творению, тем более что в 2020 году должен выйти ремастер от Nightdive Studios.
Blade Runner до сих пор отлично играется.
Закроем классику киберпанка куда более известным произведением – первой частью Deus Ex от Ion Storm и, в частности, легендарного геймдизайнера Уоррена Спектора. Ее, безусловно, изумительный сюжет демонстрирует недалекое будущее. На дворе 2052 год, и население Земли страдает от пандемии страшного вируса «Серая смерть». Вакцины, названной «Амброзия», на всех не хватает, возникают бунты и террористические организации, с которыми и предстоит сражаться главному герою Джей-Си Дентону – агенту специальной службы ООН. Вот только правильную ли сторону занял протагонист, и на самом ли деле существует нехватка лекарства? Ответы на эти вопросы предстоит найти при погружении в витиеватый и безумно интересный сюжет Deus Ex.
Что касается геймплея, то проект представляет собой чистый immersive sim. Пользователь отправляется на миссию, которая сконструирована так, чтобы ее можно было пройти разными методами. Игрок волен применять навыки Джей-Си, устанавливать и использовать специальные аугментации и прибегать к помощи предметов из инвентаря. Например, если обзавестись навыками взлома, скрытно двигаться и искать обходные пути, то задание удастся завершить без единого убийства. С другой стороны, никто не мешает взять несколько пушек и устроить кровавую баню, чтобы гораздо быстрее достичь поставленной цели.
Deus Ex – пример увлекательной и разнообразной киберпанковой игры.
Такое разнообразие в Deus Ex безумно увлекает и сильно повышает реиграбельность проекта – к нему хочется постоянно возвращаться. Собственно, на похожих принципах выстроены продолжения серии. Последняя часть с подзаголовком Mankind Divided получилась спорной, так как сюжет в ней обрывается на полуслове, а инструментов для скрытного прохождения сильно не хватает. Ощущается перекос в сторону прямых противостояний с использованием огнестрельного оружия и боевых навыков. А вот Human Revolution 2011 года уже ближе по духу к оригиналу. Сюжет в ней демонстрирует мир, где аугментации тела только начали понемногу использоваться. Главный герой игры Адам Дженсен работал директором службы безопасности «Шариф Индастриз» – компании, занимающейся созданием технологий для модернизации тела. В один момент на нее совершают нападение, в результате которого протагонист едва не погибает. Он выжил только благодаря замене преимущественной части тела имплантатами. Адам превратился в боевую машину, которая незамедлительно бросается по следам преступников. На первый взгляд обычное нападение приводит главного героя к шокирующей правде о мире и людях, пытающихся им управлять.
Геймплей в Human Revolution пытается наследовать старенькую первую часть, но в плане возможностей чутка недотягивает. Нет в проекте Eidos Montreal такого же разнообразия ситуаций и способов их решения, но базовая вариативность присутствует. Взломы, обходные пути, стелс, прокачка навыков – все это реализовано в Human Revolution, и никто не запрещает формировать стиль игры в установленных рамках. Плюс стоит отметить неплохие сражения с боссами на аренах. От них тоже можно получить порцию удовольствия.
Адам Дженсен получился довольно колоритным персонажем.
Последние части Deus Ex, кстати, на текущий момент самые крупные интерактивные развлечения в жанре киберпанк. Но если сравнивать по атмосфере и погружению, то здесь с ними могут посоревноваться многие игры. К примеру, Observer от польских разработчиков из Bloober Team. В проекте реализовано минимум механик, а события происходят в замкнутом пространстве. При этом во время прохождения удается проникнуться давящим сеттингом киберпанка. Однако давайте обо всем по порядку. Observer демонстрирует мрачную вселенную, где в середине XXI века после эпидемии «цифровой чумы» и кровопролитной войны мегакорпорация «Хирон» основала Пятую Польскую Республику и установила над ней тотальный контроль, в том числе и над городом Краков – местом действия сюжета. Главному герою, детективу Даниэлю Лазарски, в один день поступил звонок от давно пропавшего сына. Отследив, откуда совершили вызов, протагонист прибыл в большой жилой дом, расположенный в гетто класса С. Собственно, внутри этой высотки и будет разворачиваться повествование. При прохождении пользователи столкнутся с проблемами киберпанкового будущего и попытаются найти ответы на сложные философские вопросы.
За историей в Observer следишь с большим интересом, а дополняется она неплохим геймплеем. Здесь важно уточнить, что проект Bloober Team – это чистый хоррор, но он не пытается пугать дешевыми способами. Игра навевает ужас своей давящей атмосферой и великолепным звуковым дизайном, и лишь в парочке эпизодов заставляет по классике прятаться от монстров. И вот в рамках избранного жанра геймплей в Observer смотрится очень даже хорошо. Проект способен похвастаться интересными головоломками, взаимодействием с окружающим миром и ставкой на исследование пускай и небольших, но отлично проработанных помещений. А так как творение Bloober Team проходится за 6-8 часов, оно не тонет в повторяемости, и механики не успевают приесться.
Странные сооружения в Observer встречаются повсюду.
Вообще, киберпанковые игры отнюдь не всегда подкупают разнообразием геймплея. Кроме Observer, этот тезис доказывает еще и The Red Strings Club от студии Deconstructeam. Проект рассказывает о приключениях бармена из подпольного клуба и хакера-фрилансера. Вместе со сбежавшим андроидом они должны выяснить все подробности о корпорации Supercontinent и ее загадочном проекте «Общественное психическое благополучие». Интрига, заложенная в завязке, сохраняется на протяжении всего прохождения The Red Strings Club, а неожиданная концовка удивляет и изумляет. Ход повествования, кстати, зависит от действий главного героя в разные моменты игры и выбора реплик в определенных диалогах.
Добавьте к великолепному сюжету изумительную пиксельную стилистику, качественно сделанные задники, разнообразие интересных персонажей, и получится чуть ли не идеальный киберпанковый проект. Даже если исключить из The Red Strings Club игровой процесс, а оставить только варианты выбора в диалогах, она не станет плохой. Геймплей в творении Deconstructeam представлен мелкими, но необычными механиками. Главная из них – возможность смешивать напитки так, чтобы у собеседников возникали определенные эмоции. Благодаря сочетанию коктейлей и подходящих реплик пользователь в роли бармена способен получить от клиентов многие важные сведения. Что касается других механик, то они тоже представляют собой мини-игры на формирование предметов, подбор телефонных номеров и так далее. Звучит все, вроде бы, предельно просто, однако в The Red Strings Club каждый элемент грамотно подобран и смотрится на своем месте. Игра буквально влюбляет в себя с первых минут, а за ее персонажей переживаешь сильнее, чем за собственные успехи в реальности.
По картинке сложно поверить, но The Red String Club великолепно погружает в свою атмосферу.
И раз уж зашла речь о нишевых интерактивных произведениях, нужно еще вскользь упомянуть Cloudpunk – симулятор курьера в киберпанковом мире от студии Ion Lands. Главной отличительной чертой проекта выступает изумительная пиксельная стилистика, с помощью которой разработчики изобразили неоновый город, наполненный высотками, яркими вывесками и летающими автомобилям. На одном из таких игроку предстоит развозить посылки, доставляя их по месту назначения. Собственно, в этом и заключается почти весь геймплей: путешествуешь по красивому ночному городу, приземляешься, покидаешь автомобиль, а дальше на своих двух несешь посылку в дом заказчика. Такой медитативный геймплей с милованием пейзажами ночного города подходит не всем, но Cloudpunk получила много положительных отзывов, а значит – спрос на проект все же существует.
Cloudpunk – красивый и медитативный.
Но хватит уже! Пора и более мейнстримную киберпанковую игру вспомнить, благо одна еще осталась. Речь о RUINER – брутальном шутере с видом сверху от студии Reikon Games. События игры разворачиваются в вымышленном киберметрополисе Ренгкоке в 2091 году. Протагонистом выступает киборг-социопат, который бросает вызов властям и насквозь прогнившей системе ради спасения родного брата. Помогает ему загадочная хакерша, которая выступает неким закадровым ассистентом и выручает в разных ситуациях. Вместе героям предстоит пройти тяжелый путь и выяснить всю правду о правящей корпорации «Небеса».
И хотя сюжет в RUINER способен заинтересовать, на него в проекте не делается ставка. Основным блюдом выступает зубодробительный и динамичный геймплей с кровавыми и жестокими сражениями. При прохождении пользователи будут регулярно сталкиваться с толпами противников на аренах разных размеров. Уничтожать их поможет обширный арсенал навыков и оружия. Главный герой умеет не только стрелять из разных пушек, но и замедлять время, совершать рывки, активировать барьеры и щиты, взламывать врагов, чтобы те сражались на его стороне и так далее. В процессе прохождения можно улучшать разные способности и обретать более эффективные методы уничтожения противников. С разнообразием последних в Ruiner тоже полный порядок. Есть даже боссы, драться с которыми гораздо сложнее, так как приходится заучивать их атаки и выстраивать тактику боя. Благодаря множеству типов врагов, обилию способностей и чередующимся условиям на аренах геймплей RUINER не надоедает до самого финала.
RUINER еще и выглядит стильно.
Какой еще жанр не упоминался в материале? Точно, тактические стратегии. Что же, получайте – серия Shadowrun. Долго говорить о ней не будем, так как в играх франшизы присутствуют еще и элементы фэнтези. Однако знать о ее существовании все же стоит. Shadowrun предлагает окунуться в довольно необычный и проработанный сеттинг с множеством запоминающихся персонажей, неплохими сюжетами и качественно написанными диалогами. Сражения в проектах франшизы проходят в пошаговом режиме или в реальном времени – зависимо от конкретной части. Пользователь управляет несколькими героями со своими уникальными навыками, изучает противников и ищет способ их уничтожить. Драться, как и общаться с персонажами, в Shadowrun всегда интересно. Что касается элементов киберпанка в серии, то к ним относится стилистика неоновых городов, повсеместное использование технологий и систем безопасности, возможность их взламывать и другое. В общем, франшиза обязательно понравится поклонникам тактических стратегий, а для остальных может стать точкой входа в жанр.
Ну и о платформерах тоже не упоминали, так что давайте глянем на DEX. В этом киберпанковом проекте от студии Dreadlocks рассказывается история девушки по имени Декс. Ее мозг содержит частичку универсального компьютерного разума, позволяющего без использования разнообразных устройств погружаться в киберпространство и проводить внутри него необходимые взломы. Из-за этого главная героиня стала лакомой целью для самых могущественных корпораций мира. Благо с Декс успел связаться загадочный хакер и согласился помочь. Вот такое классическое, если не сказать шаблонное, начало постепенно превращается в интересный сюжет.
Задники Dex отлично передают антураж.
Задания в Dex делятся на основные и побочные, а выполнять их предстоит в двухмерном открытом мире. Почти каждую миссию можно пройти разными способами – все зависит лишь от выбора пользователя. Во время выполнения поручений игроки будут сражаться с применением умений ближнего боя и оружия, много прыгать, чтобы найти путь к нужному месту и действовать скрытно. Постепенно главная героиня накапливает опыт и получает очки прокачки, которые можно потратить на обретение навыков в разных категориях: хакинг, стелс, открытые противостояния, убеждение в разговорах и так далее. Это все, конечно, хорошо, но Dex попала в список отнюдь не по причине геймплейного разнообразия. Благодаря неоновым задникам, колоритным персонажам, диалогам и звуковому дизайну в ней ощущается великолепная киберпанковая атмосфера. При прохождении создается впечатления, что Dex – это достойный наследник Deus Ex, только в двухмерной среде.