Последние пять лет каждое крупное и даже среднее по меркам индустрии издательство старается запустить свою успешную игру-сервис. Причина этого проста: такие проекты приносят больше всего прибыли при условии, что удастся привлечь определенную часть аудитории. Более того, если произведение получается интересным и обзаводится преданными фанатами, оно обеспечивает регулярный приток денег. Компаниям открывается возможность постоянно выпускать платный контент, который отдельные пользователи гарантированно будут покупать. За примерами далеко ходить не нужно – когда в провальной Fallout 76 появилась подписка Fallout 1st, все подумали, что разработчики из Bethesda уже совсем полюса попутали. Геймеры, которые следят за развитием индустрии, считали идею провальной, но все оказалось иначе. Нашлось немало фанатов, которые приобрели Fallout 1st и в одно время даже подверглись травли со стороны части сообщества. Это наглядный пример того, как игры-сервисы помогают увеличивать доходы и становятся площадками для экспериментов. Создатели поддерживают проект контентом и постоянно получают прибыль. Можно ли назвать такой подход плохим? И да, и нет. Вопрос отнюдь не однозначный, поэтому редакция Gamer-Info решила рассмотреть тему подробнее. Мы собрали главные проблемы и преимущества игр-сервисов, взвесили их и сделали определенные выводы.
На протяжении полутора года Fallout 76 уморяла игроков своими багами.
Основной недостаток проектов, которые сегодня попали под микроскоп, давно всем известен. Речь, конечно же, о выпуске недоделанных интерактивных развлечений с минимальным количеством контента. В таких случаях разработчики обычно говорят, что релиз – это лишь начало, а в будущем игра получит десятки обновлений и станет самой лучшей, самой масштабной и самой интересной. Главное, купите, как говорил один «известный классик». Обещания создателей, естественно, звучат хорошо, а вот верить им не стоит. Если в продажу поступил проект, который ощущается слабенькой заготовкой и требует значительных доработок, его лучше проигнорировать. Можно еще предварительно посмотреть на цену, но это вряд ли поможет. Крупные издательства считают, что если под известным брендом выпускать подделку, то можно подавать ее в качестве ААА-продукта за $60. Но даже если бы они стояли $30 или $20, все равно нужно смотреть на соотношение «цена-качество». За Battlefield V на старте и половину стоимости не хотелось отдавать, а Fallout 76 выглядела, как неудачная фанатская подделка, а не проект от опытных разработчиков.
И ведь до релиза почти невозможно угадать, какой будет следующая игра-сервис. Всегда есть шанс получить заготовку, которую рекламируют в качестве полноценного ААА-продолжения любимой серии. Выходит, нужно ждать поступления проекта в магазины, читать обзоры, смотреть отзывы и ролики. Верить разработчикам и издателям на слово в случае с играми-сервисами нельзя, что в последние годы было доказано множество раз. Но, допустим, разработчики действительно создали проект-заготовку с обещаниями регулярно снабжать его контентом. Пользователю творение понравилось и он хочет его купить, надеясь на дальнейшие улучшения. Здесь и проявляется вторая проблема игр-сервисов: ненадежность дорожных карт. Помните Anthem? Этот со всех сторон сломанный, однообразный и неинтересный проект должен был поддерживаться десять лет. Такое заявление после релиза творения BioWare сделал глава Electronic Arts Эндрю Уилсон. В то же время разработчики опубликовали дорожную карту, как бы подтверждая слова генерального директора ЕА. Однако уже первые пункты плана им не удалось выполнить, так как игра представляла собой наспех слепленный кусок кода.
Полеты были едва ли не единственным плюсом в Anthem.
Как результат, дорожную карту удалили, а о проекте долгое время не вспоминали. И только недавно BioWare объявила, что собирается выпустить Anthem 2.0, то есть почти полностью переделать свой боевик. Однако это уже имиджевая история – попытка показать, как разработчики вытягивают со дна на поверхность провальное творение. Создатели просто стараются частично восстановить репутацию и вряд ли рассчитывают на большой успех. Но люди, которые покупали Anthem на релизе за $60, ожидали увидеть совсем иной сценарий развития. Они хотели получать регулярные обновления и наблюдать за тем, как разработчики быстро и, главное, в указанные сроки улучшают игру. Вряд ли пользователи рассчитывали, что BioWare перестанет выпускать патчи и возьмется за глобальную трансформацию проекта. И похожих примеров много. Поддержку Battlefiled V прекратили спустя полтора года, не выпустив весь контент, обещанный на релизе. Star Citizen еще не успела выйти, но уже отказалась от дорожной карты. Да даже с магазином Epic Games Store приключилась аналогичная беда: его плановое развитие отменили и теперь площадка обрастает новыми функциями крайне медленно.
Из первых двух проблем вытекает третья – испорченная репутация игр-сервисов. В среде более или менее опытных геймеров они начали ассоциироваться с плесенью, которая расползается по индустрии. С ней необходимо всячески бороться, пока паразитирование не распространилось еще больше. Винить пользователей в таком отношении нельзя. Они попросту хотят получать качественные проекты и доверять разработчикам. Сейчас с этими двумя моментами наблюдаются проблемы, когда дело доходит до игр-сервисов. И все же, реагировать на анонс очередного такого произведения стоит более спокойно. По крайней мере, пока создатели не представят полную концепцию и геймплей.
Одиночные кампании в Battlefield V ощущались наспех скленными огрызками.
Ну и перед переходом к преимуществам упомянем еще одну проблему, на которую болезненно реагируют многие пользователи. Зачастую при создании игр-сервисов студии делают ставку на мультиплеер. Он помогает вовлекать людей в проект и позволяет вводить эффективную монетизацию. Этого уже достаточно, чтобы получить приоритет у компаний, думающих в первую очередь о заработке. Тем временем одиночный контент обитает на задворках, и его реализовывают по принципу «чтобы считалось». Как результат, сюжетные кампании в играх-сервисах либо отсутствуют, либо представляют собой поделку в лучшем случае на шесть часов. В качестве примеров уместно вспомнить последние части Call of Duty, все тот же Battlefiled V, Battlefront II и Tom Clancy's The Division 2. А ведь концепция игр-сервисов предусматривает развлечения всех типов – одиночные, кооперативные и многопользовательские. Перекос в сторону двух последних, кстати, тоже отрицательно влияет на репутацию этих проектов. Количество претензий могло сильно уменьшиться, если бы разработчики наряду с мультиплеером создавали интересную сюжетную кампанию на 10-15 часов. К проблемам игр-сервисов можно отнести и агрессивную монетизацию, но в последнее время ее становится все меньше. Разработчики стали куда более изобретательными в этом плане и теперь пытаются выманить у игрока дополнительный десяток долларов всякими хитрыми методами. Однако открытая схема «плати и побеждай» через покупку лутбоксов осталась в прошлом. А вот манипуляции через косметику – тема для отдельного разговора. Покупки скинов все же в преимущественном большинстве случаев не влияют на игровой опыт, поэтому описанная проблема не будет существенной для каждого пользователя.
Star Wars Battlefront II – игра, запомнившаяся своей агрессивной монетизацией.
Что же, недостатков набрался целый ворох, а как там обстоят дела с преимуществами игр-сервисов? Сейчас многие удивятся, но их тоже немало. Первое и самое главное – разнообразие. Зачастую проекты из этой категории предлагают всякий контент, включая однопользовательский, пускай и не самого добротного пошива. В качестве примера возьмем Call of Duty: Modern Warfare. Даже если всей душой ненавидеть политику Activision и франшизу CoD, в частности, сложно отрицать, что последняя часть серии предлагает большое разнообразие. Она включает сюжетную кампанию, масштабный режим «Наземная война», сражения 2 на 2 в «Огневом контакте», классический «Командный бой» и так далее. То есть у пользователя появляется свобода и простор для экспериментов. Каждый сможет найти тот тип противостояний, который придется по вкусу. А там еще и королевская битва Warzone находится рядом. Она выступает отдельным проектом, но распространяется на базе клиента Modern Warfare. Похожим образом действуют и другие игры-сервисы, предлагая людям выбор. Да даже в, ни к ночи помянутой, Fallout 76 на релизе были разные активности, в том числе выполнение квестов, гринд и PvP. И это в худшем интерактивном произведении 2018 года. Почти во всех остальных играх-сервисах ситуация с контентом и разнообразием обстоит гораздо лучше.
Из первого преимущества вытекает второе – масштаб. Если пользователь хочет найти один-единственный проект, в котором можно пропадать вечерами, и он не исчерпает себя, то ему нужно искать именно среди игр-сервисов. Такие прекрасные творения, как The Witcher 3: Wild Hunt и The Legend of Zelda: Breath of the Wild, можно исследовать вдоль и поперек, потратив сотни часов, и изучить весь доступный в них контент. А вот в той же Grand Theft Auto V не успеваешь опробовать старые активности, как появляются новые, благодаря чему у пользователя не пропадает интерес. В играх-сервисах всегда есть чем заняться, и не появляется желание стереть себе память, чтобы снова окунуться в захватывающие приключения, как в одиночных проектах. Второе прохождение, конечно, никто не отменял, но оно уже не вызовет таких эмоций, как первое знакомство.
Многие забывают, что всемирно популярная GTA V – это тоже игра-сервис.
Рассматриваемые в материале проекты способны стать настоящим хобби, где пользователь веселится и развивается. По сути, в них разворачивается вторая жизнь при условии, что разработчики исправно снабжают игру интересным контентом. Вон та же всемирно известная Fortnite уже давно перестала быть обычной королевской битвой. Там и концерты проводят, и фильмы показывают, и мирный режим ввели, и предоставили инструментарий, чтобы пользователи на базе игры создавали свои развлечения. Проект Epic Games превратился в социальную площадку, где люди общаются, соревнуются и интересно проводят время. В Fortnite можно познакомиться с привлекательными личностями, завести друзей и стать частью сообщества. Собственно, последний аспект – это тоже одно из преимуществ игр-сервисов, хотя оно и распространяется на все многопользовательские проекты. Отдельным людям сложно знакомиться и общаться в реальности, и для них всякие Fortnite и Apex Legends становятся отрадой. Плюс ко всему благодаря разнообразию игр-сервисов можно найти подходящее сообщество. В том же Fallout 76 много энтузиастов и хороших людей, которые с радостью помогают новичкам. Там совсем не жалуют PvP, о чем уже неоднократно сообщали на профильных форумах. Да и сам Пит Хайнс, старший вице-президент по маркетингу и коммуникациям Bethesda Softworks, говорил об этом. Пользователи в Fallout 76 больше любят объединяться, действовать сообща и участвовать в PvE-активностях. Для определенных людей такая дружественная аудитория станет едва ли не самым важным плюсом.
В Fallout 76 появились NPC, которые привнесли разнообразия.
Подводя итоги, нужно отметить, что игры-сервисы – это не зло в его худшем проявлении. У проектов с такой концепцией множество минусов и сейчас перед их покупкой приходится тщательно изучать продукт и читать отзывы, ведь есть шанс обзавестись очередной заготовкой. Но если игры-сервисы будут предоставлять качественный одиночный контент, как творения Rockstar, и предложат вменяемую монетизацию в виде совсем необязательной опции, то пускай себе выходят. GTA V и RDR 2 многими воспринимаются, как одиночные проекты в открытом мире. Никто не помешает под таким же углом смотреть на прочие качественные игры-сервисы. Но именно что качественные, разнообразные и интересные. Когда они будут ассоциироваться с этими тремя словами, а не условными Anthem и Battlefield V, тогда ситуация исправится. Однако произойдет ли такое когда-нибудь – большой вопрос. Издателям придется вкладывать много средств в создание п6одобных творений, а окупаемость никто не гарантирует, ведь рынок игр-сервисов уже переполнен.