Стриминг – один из самых привлекательных рынков для крупных компаний, специализирующихся на заработке в виртуальном пространстве. Десятки тысяч пользователей ведут прямые трансляции и создают контент, а сотни миллионов зрителей наблюдают за ними. Естественно, в среде, где присутствует такая огромная аудитория, начинают крутиться большие суммы зеленых купюр. Появляется много рекламодателей из разных отраслей, готовых платить баснословные гонорары и заключать договора с крупными игроками на рынке. И вот тут возникает проблема для многих компаний.
Сейчас на рынке присутствуют четыре крупных игрока.
Почти все денежные потоки идут на Twitch – самую крупную площадку из ныне существующих. Более того, сервис, принадлежащий Amazon, имеет настолько непоколебимые позиции на рынке, что беспрекословно ассоциируется со стримингом. Согласно аналитическим отчетам агентств Arsenal и StreamElements, в 2019 году Twitch совсем не замечал своих конкурентов. Площадка завоевала 73% отрасли, чем и объясняется заинтересованность рекламодателей в сотрудничестве с ней. А ведь на рынке присутствуют и другие сервисы – YouTube Gaming, Mixer и Facebook Gaming. Для рядового зрителя эти наименования могут ничего не значить, но списывать их со счетов не стоит. В середине 2019-го владельцы трех упомянутых сервисов поняли, что одним присутствием на рынке пошатнуть позиции Twitch невозможно. Именно поэтому они стали предпринимать радикальные меры в борьбе за аудиторию, и по состоянию на начало 2020 года между стриминговыми сервисами идет подпольная «война».
Первый «выстрел» сделала Microsoft, которая смогла заключить эксклюзивный контракт с Тайлером «Ninja» Блевинсом и переменить его в свой сервис – Mixer. Один из самых популярных стримеров в начале августа заявил, что покинет Twitch и рассказал о своем «новом доме». Резонансное событие мгновенно привлекло внимание прессы, а в интернете начали возникать слухи о выплате Блевинсу свыше $900 миллионов за его уход с Twitch. Однако в конце января появилась более правдоподобная информация. Генеральный директор агентства Ader Джастин Уорден объявил, что Ninja получил от Microsoft в рамках договора от $20 до 30 миллионов. Сумма попросту колоссальная и свидетельствует о том, какое количество денег крутится на рынке стриминга.
Переход Ninja на Mixer вызвал небывалый резонанс.
Вслед за Ninja на Mixer перешел еще один популярный ведущий прямых трансляций – Майкл «Shroud» Гжешек. Этот громкий трансфер произошел в конце октября и ознаменовал активную фазу «войны» между стриминговыми сервисами. В борьбу включились YouTube Gaming и Facebook Gaming, вследствие чего Twitch потерял много ценных кадров. Площадку Amazon покинули Джек «CouRage» Данлоп, Джереми «DisguisedToast» Ван, Кори «KingGothalion» Майкл и многие другие. Такая агрессивная политика конкурентов заставила лидера рынка предпринять ответные действия.
Согласно отчету киберспортивного аналитика Роба «Slasher» Бреслау, в начале декабря Twitch заключил выгодные договора с тремя популярными стримерами – Тимоти «TimTheTatman» Бетаром, Сакибом «Lirik» Захидом и Беном «DrLupo» Лупо. Их общая аудитория составляет почти 10 миллионов зрителей, что позволило площадке Amazon немного укрепить позиции. Для упомянутых стримеров сделка с Twitch оказалась невероятно выгодной. Они получили денежные выплаты в размере нескольких миллионов долларов, о чем упомянул Бреслау в своем заявлении, и продолжили проводить трансляции на прежнем месте.
Наверняка Twitch не остановится на трех контрактах со стримерами,
но насколько далеко готово зайти руководство серсива, чтобы удержать позиции.
Ninja, Shroud и другие стримеры, которые покинули Twitch, потеряли значительную часть аудитории. Далеко не все зрители захотели следовать за ними на новую площадку. Например, Тайлер Блевинс на прежнем аккаунте имел 14 миллионов подписчиков, а после перехода на Mixer эта цифра уменьшилась почти в пять раз. Глядя на такую статистику, возникает резонный вопрос: зачем создателям контента покидать насиженное место? На самом деле, причин сразу три: выгодные контракты, комфорт и мотивация. Договора с крупными стримерами предусматривают не только разовую выплату, но и ежегодные дивиденды, о чем неоднократно рассказывали аналитики. Это позволяет авторам увидеть реальную стоимость своей работы и контента, который они создают. На Twitch все ведущие прямых трансляций конкурировали между собой за зрителей, а с переходом на другую площадку пропадает необходимость всегда следовать трендам. Стримеры получают возможность демонстрировать в эфире игру, которая интересна им, а не проект, гарантировано собирающий просмотры. Это создает нужный для работы комфорт и убирает напряжение, возникающее вследствие борьбы за лидерство на Twitch. А потеря аудитории добавляет мотивации, ведь появляется конкретная цель: добиться прежних результатов, но уже на новой платформе.
Три вышеописанных фактора положительно отражаются на всех стримерах без исключения. Даже те, кто заключают контракт с сервисом Amazon, получают выгоду, хоть и немного иного рода. Их благосостояние повышается благодаря тем самым миллионам долларов, а направление работы никак не меняется. Более того, Twitch покинули многие популярные стримеры, и DrLupo с другими счастливыми обладателями договоров начали чувствовать себя свободнее. Отсюда напрашивается вывод, что для создателей контента «война» на рынке – это способ выгодно продать свое творчество и увидеть его реальную цену. Авторы продолжат мигрировать на другие площадки, пока распределение не завершится полностью, ведь начатое в августе 2019-го активное противостояние выгодно большинству платформ.
DisguisedToast перешел на Facebook Gaming, так как считает площадку весьма перспективной.
Заключая договора с популярными стримерами, сервисы преследуют сразу несколько целей. Во-первых, они хотят перетащить часть аудитории у конкурента к себе. Это дорогого стоит, поэтому в контрактах фигурируют многомиллионные суммы. Во-вторых, малоизвестные платформы получают возможность прославиться за счет локальных звезд. О Mixer начали активно говорить только после переходов Ninja и Shroud. Конечно, популярные стримеры не смогут обеспечивать постоянный приток зрителей, зато они подадут пример молодым и талантливым создателям контента. Каждый сервис, по итогу, захочет воспитывать собственных звезд, но для начала нужно заложить фундамент. Авторы, которые переходят с Twitch, как раз таковым и станут. Если же площадка Amazon не готова потратить несколько миллиардов, чтобы заключить контракты со своими самыми просматриваемыми стримерами, то руководству нужно готовиться к дальнейшим потерям ценных кадров.
Вполне вероятно, что вышеописанный этап «войны» продлится несколько лет, пока у каждого сервиса не сформируется своя база пользователей, куда войдут звезды, перспективные новички и зрители. Последним, кстати, борьба между площадками почти не доставляет проблем. Пока пользователям лишь нужно выбирать, зарегистрироваться ли в новом сервисе, куда перешел любимый стример, или найти какого-то другого интересного автора на той же платформе. Однако второй вариант будет работать только ближайшие несколько лет, а дальше преданность сервису потеряет смысл.
Известные стримеры, создающие качественный контент, продолжат соглашаться на выгодные предложения от YouTube Gaming, Mixer и Facebook Gaming. В процессе этого распределения фанатам стриминга придется регистрироваться на всех платформах и составлять свою условную программу развлечений. Например, в понедельник киберспортивные соревнования на YouTube Gaming, в четверг футбол с TimTheTatman, а в пятницу вечерние посиделки в компании Ninja и Fortnite. Насколько это плохо? Судить, конечно, каждому отдельному пользователю, но регистрация на площадках не занимает много времени, и все они открываются в новой вкладке браузера. Никаких дополнительных программ не нужно устанавливать, поэтому «война» стриминговых сервисов для аудитории гораздо менее болезненная, чем противостояние цифровых магазинов на ПК.
Контракты со стримерами - один из шагов на пути к ослаблению позиций Twitch.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в будущем рынок стриминга сильно изменится. Сейчас многое зависит от того, какие шаги предпримет Twitch. Если платформа выделит условные $10 миллиардов и заключит контракты с сотнями авторов из разных категорий, тогда она продолжит лидировать с большим отрывом. В противном случае переход создателей контента продолжится, и YouTube Gaming, Mixer и Facebook Gaming будут постепенно расширять влияние на рынке. А когда миграция стримеров закончится, зрителей начнут привлекать другими методами. Одним из вариантов могут стать разрекламированные трансляции со знаменитостями, которые ранее проводил Ninja. Необычный контент с новыми механизмами вовлечения пользователей тоже поможет усилить позиции. Здесь уже исход борьбы зависит только от креативности менеджеров и руководителей стриминговых площадок. И если все пойдет именно по описанному сценарию, то зрители тоже останутся в выигрыше. Начнется здоровая конкуренция, способствующая появлению качественного контента. А ведь именно ради этого миллионы людей заглядывают на прямые трансляции.