За что поклонники японских ролевых игр любят компанию SquareEnix – так это, конечно же, за "Последнюю Фантазию". На протяжении десятилетий она остаётся квинтэссенцией жанра, преподнося великолепные сказочные истории, запоминающихся персонажей и удивительные миры, оказавшись в которых игрок забывал обо всём на свете. Но в данный момент речь пойдёт о совершенно другой игре, которую до сих пор считают единственным соперником Final Fantasy – о Xenogears.
В конце прошлого века тогдашняя еще Squaresoft выпустила проект, который можно сказать перевернул все взгляды на jRPG. Своим потрясающим сюжетом Xenogears сразу заткнула за пояс все остальные игры данного жанра, даже великая и могучая "финалка" по сравнению с ней оказалась всего лишь детским лепетом. Многие игровые издательства и пресса окрестили её как самая серьёзная и масштабная РПГ своего времени, а самые ярые фанаты муглов и чокобо взахлёб делились друг перед дружкой о том, какое впечатление произвела на них игра, которая полностью перевернула их мировоззрение.
Я есть Альфа и Омега.
В начальном ролике нам показывают, как в глубинах космоса терпит бедствие гигантский межзвездный эсминец Элдридж, перевозивший секретный и очень опасный груз, а так же 1/2 миллиона беженцев с погибшей планеты Миктам 04. Во время полёта все системы корабля неожиданно выходят из-под контроля экипажа. Капитан, поняв, что то, что находилось в недрах грузового трюма, пробуждается, принял решение об экстренной эвакуации всех находившихся на борту пассажиров и персонала. Но всё оказывается бесполезно – так как за считанные секунды весь корабль оказывается под чьим-то воздействием. Остаётся только один выход, и приняв решение, командир корабля активирует систему самоуничтожения Элдриджа. В конце заставки показывают неизвестную планету, на морском берегу которой повсюду разбросаны искорёженные и раскалённые металлические обломки, а посреди всего этого хаоса стоит молодая женщина, абсолютно нагая с невероятно длинными волосами.
Довольно интересно, интригующе и непонятно. Уже сразу задаёшься вопросом – что за груз перевозил корабль, почему капитан решил пожертвовать всеми теми, кто находился на борту, и кто же та таинственная девушка? Всё это со временем, конечно же, прояснится по мере прохождения.
Жизнь в бесчисленных реинкарнациях.
Сюжет игры охватывает очень большой промежуток времени, вплоть до 10 000 лет тому назад. Итак, место действия происходит в мире под названием Игнас, в котором уже долгое время бушевала война между империей Кислев и королевством Авех. Война, в которой люди использовали древние технологии забытой цивилизации. Различные виды оружия, найденные при раскопках, изменили все представления о боевых действиях. Теперь на поле боя солдаты использовали огромных гуманоидных роботов, которые были найдены в глубинах руин.
Но как и везде, были и те, кто не хотел участвовать в кровопролитных и безумных войнах. Такой был и главный герой – тихий и скромный паренёк по имени Фей Фонг Вонг. Жил он в далёкой деревушке под названием Лахан, в которую попал несколько лет тому назад. Люди здесь не знали бед, жили в своё удовольствие, обрабатывали свою землю, растили детей. Пока беда не докатилась и до них.
Убийца бога.
Однажды отряды Гиров устроили между собой настоящую бойню прямо на территории Лахана. Пилоты безо всяких на то причин принялись уничтожать всё живое, что попадалось им на пути. Жители в панике бежали в ближайшие горы и в лес, пытаясь укрыться от стальных гигантов. Во время этого нападения Фей находился в гостях у своего лучшего друга и учителя, доктора Китана Узуки, который со своей семьёй жил высоко в горах, так как предпочитал спокойствие и уединение. Увидев, как в небе появились грозные тени, друзья сразу же кинулись обратно. Перед ними открылась страшная картина – вокруг всё пылало огнём, то тут, то там лежали убитые и раненые. Узуки, за плечами которого был большой жизненный опыт, начал организовывать спасение уцелевших, а Фей бросился к дому, где жили его друзья, моля бога о том, что бы с ними ничего не случилось. Пробежав буквально каких то с полсотни метров, парень натыкается на совершенно пустой Гир. На какое-то мгновение Фею показалось, что в кабине находится некто, некто похожий на него самого. Больше не мешкая, он скрывается внутри тёмно-синего гиганта.
В ходе экспериментов у протагониста было развито 3 личности.
Оказавшись внутри, герой неожиданно теряет контроль над разумом и под чьим-то воздействием уничтожает свою деревню вместе со всеми, кто был рядом, в числе которых была и его подруга детства. Очнувшись и осознав, какое чудовищное преступление он совершил, Фей отправляется в изгнание, где по воле "тёмной судьбы" ему предстоит совершить много героических и ужасающих поступков, найти свою любовь и, конечно же, в итоге спасти мир. Вот так начинается история, в которой любовь и смерть переплетаются с политикой и религией. Где судьба главного героя была предрешена ещё до его рождения, где древний Деус спал в глубинах заточения, ожидая своего пробуждения.
Про геймплей можно сказать, что он такой, как и в большинстве японских ролевых играх – основывается на пошаговых сражениях персонажей, с использованием все возможных физических атаках, которые здесь надо преобразовывать в комбо-удары. Так же имеются и магические способности, именуемые эфиром. С повышением уровня всё это, естественно, можно усовершенствовать, разучиваются новые техники ударов, система комбо становится намного сложней в исполнении, а эфирные заклинания обретают сокрушительную мощь. Но самое интересное начинается, когда в бой вступают стальные помощники героев, без которых игра, наверное, потеряла бы часть своего шарма.
У каждого персонажа имеется свой оригинальный Гир, со своим стилем ведения боя, с личным фирменным вооружением и конечно же с секретом. Во время сражения у роботов расходуется топливо, которое тратится на всевозможные действия. На каждую атаку уходит определённое количество столь драгоценной влаги – чем мощнее удар или выстрел, тем больше расход. Поэтому надо постоянно строго распределять все свои силы, что бы во время боя с наиболее сильным противником или скажем с боссом, не остаться на нуле. В противном случае игроку придётся очень туго, так как восстанавливается топливо очень медленно. Сражения роботов сильно отличаются от сражения в пешем строю. Здесь все ходы делятся на своего рода уровни, состоящие из нескольких фаз. С каждым новым ходом открывается новый уровень атаки и тут уже всё зависит от игрока – какой именно фазой атаковать врага. Со временем своих помощников так же можно будет апгрейдить, а по прохождению игры героям станут доступны новые модели роботов, именуемые как OmniGear.
Герой во второй форме своего Омнигира уничтожаетдружественный песчаный крейсер Иггдрасиль.
Теперь немного проясню, что же из себя представляет сам Gear.
Гир – это человекоподобные боевые машины, которых в ходе древних раскопок добывала таинственная и могучая организация "Этос". Роботы обладали большой огневой и эфирной мощью, могли передвигаться на огромные расстояния как по земле, по воздуху так и по воде. Главный их компонент – это вторичный генератор, с помощью которого они получали колоссальные запасы энергии от модификатора "Зохар". Пилотировались опытными пилотами, специально обученными для этого дела. В отличие от своих собратьев, ОмниГиры были более продвинутыми и совершенными моделями. Они являлись по сути теми же созданиями, но в результате контакта с загадочным "Анимусом" проходили некую трансформацию, после которой приобретали новый облик с новыми возможностями.
Не родись красивым.
Многих конечно же интересует графика. Спешу огорчить, что графически игра не впечатляет – даже по тем временам она смотрелась не ахти. В визуальном плане в Xenogears практически всё трёхмерно, за исключением персонажей. Все детали игры: города, карта мира, Гиры – выполнены в полном 3D, а вот модели героев остались почему то спрайтовыми и честно говоря довольно слабо прорисованы. При более близком просмотре всё размывалось до такой степени, что уже было не понятно, где у протагониста находятся глаза или рот. Из-за этого недостатка многие приняли игру в штыки, хотя фанаты и по сей день не обращают внимания на эти "спрайтовые недоразумения". Но для самой игры это был конечно же большой минус.
Грусть, печаль и слёзы.
Романтическая ночь перед битвой с Богом.
Помимо отличного сюжета, Xenogears запомнилась ещё и замечательной музыкой. Над созданием саундтреков трудился молодой композитор Ясунори Митсуда, ученик такого мастера как Нобуо Уематсу. До этого он уже успел прославиться своими работами в Chrono Trigger. Вообще музыка в Xenogears получилась на мой взгляд лучшим творением музыканта. Такое амбиентное звучание с кельтскими напевами очень гармонично вписывалось как в сюжетную линию, так и игровой процесс – создавая мистическую атмосферу всего происходящего на экране. Особое внимание заслуживает и песня Джоанны Хогг "Small Two Of Pieces", которая звучит в финале игры. В такой момент у меня всегда наворачивались слёзы – сразу вспоминаешь такие хиты как "Eyes On Me" (FF8) и "Suteki Da Ne" (FF10). В последствии Митсуда выпустил отдельный диск, в который вошли все треки из игры.
Оборона небесного города Шеват.
Эпилог.
Но всё же не смотря на то, что Xenogears получилась потрясающей игрой, популярности она так и не завоевала. Сейчас многие корят SquareEnix за то, что она не до конца спонсировала этот проект. Тогда все силы были брошены на такого гиганта, как Final Fantasy, которая после седьмой части обрела поистине мировую известность. Здесь же из-за малого бюджета и спешки графика казалась довольно простенькой, а по поводу второго диска игры вообще создаётся такое впечатление, что разработчики просто на просто забили на всё.
Но как бы то ни было, Xenogears навсегда останется в сердцах всех фанатов такой, какая она есть – космической оперой, сюжет и масштабы которой простираются далеко за грань нашего понимания!