Короли подразделяют людей на две категории. Одним приказывают, других покупают. Ибо короли придерживаются старой и банальной истины: купить можно любого. Любого. Вопрос только в ценe.
Анджей Сапковский, рассказ «Вопрос цены»
2011 год был богат ролевыми играми, ну в основном – сиквелами. Вышла вторая часть всеми любимого блокбастера от Bioware. Не знаю, кто как, но информийцы точно поняли какой проект я имел в виду. Хочется упомянуть воскрешение давно вымершей серии Deus Ex, а также релиз долгожданной пятой части “Древних Свитков”. Много чего можно сказать о них, но сейчас я хочу критиковать одно из самых прекрасных творений этого года, которым мы смогли наслаждаться благодаря великому польскому писателю Анджею Сапковскому и команде разработчиков из CD Project Red. Подробнее о The Witcher 2: Assassin's of Kings, являющемся сиквелом The Witcher, как вы уже поняли, я расскажу в данном обзоре.
Вопросы и загадки с самого начала.
Седовласый странник, предназначением ведомый,
Ты снова здесь стоишь: весь мир тебе знакомый.
Ты наконец освободился от его оков,
Но меч твой снова весь в крови врагов.
Ты думал, что возможно всё забыть:
Забыть про Смерть, как смертный жить,
Но Белый Волк тобою управляет,
И снова в бой тебя он посылает,
И снова смерть вершишь своим клинком,
И словно повернулось время вспять-
Опять тебя Судьба вернула Ведьмаком
Ты убиваешь. Без жалости. Опять.
Почти во всех рассказах мы слышали о борьбе добра и зла. И кто побеждает в конце? Разумеется, что в большинстве случаях - добро. Но кто добрый, а кто злой? Вопрос относительный. В каждом человеке, эльфе и ведьмаке есть часть и того, и другого. Даже в самой мерзкой твари есть очень маленькая капля добра. Я это не просто так говорю. В данной игре именно нам следует решить: кто злой, а кто добрый; кого оставить в живых, кого убить; кому помочь, кому - нет? Вот этим она отличается от многих проектов. Она заставляет игрока глубоко окунуться в мир Ведьмака и не позволяет пройти мимо во время выбора в диалогах.
В отличие от первой части, здесь события развиваются в разных королевствах севера вселенной книги. Мы начнем наше путешествие в Темерии, потом переходим в Аэдирн и Каэдвен, ну и в конце нас ждет эльфийский город Лок Муинн.
Совсем случайно некая загадочная личность убивает Демавенда - короля Аэдирна. И вот так начинается переполох на севере. Однако целью убийцы был не только Демавенд, а все короли севера; и после своей следующей жертвы, коей становится наш знакомый Фольтест - король Темерии, поганец убегает, свалив все на величайшего седоволосого Геральта из Ривии. И вот наш невиновный герой, сидящий в темнице, должен рассказать о событиях перед убийством. Хотя могло быть и хуже: его же не заставляют признаваться в смерти короля. Ему не хотелось, так требовал Фольтест, а слово короля для Геральта многое значит. Итак, он в войне, снова в войне. Но разве не так начинаются приключения? Разве не этого хотели мы? Сценаристы придумали такой загадочный сюжет, что с самого начала нас мучает куча вопросов. Идти к солдату, махать мечом, взбрасывать с Аардом, сжигать с Игни - ничего сложного для рядового игрока. Но вот появление дракона в самый разгар битвы становится серьезным удивлением. В игре, где главный герой охотится на чудовищ (дракон не чудовище), вдруг видишь дракона, которого вообще не ожидал. Трудно не заплакать в тот момент, когда Фольтест лежит убитый перед своими детьми. Кроме этого, радует возвращение старых товарищей на новой версии движка Red Engine, благодаря чему они стали более симпатичными. Можно смотреть на Трисс Меригольд и часами восхищаться ее красотой. Вот в таких интересных обстоятельствах начинается наше похождение. Во время путешествия мы встретим разных существ: от простого эльфа до королей, нуждающиеся в помощи, и мы должны решить, кому из них помочь.
Кто убийца? Зачем он убивает королей? В этих вопросах суть игры. Нашими задачами становятся разоблачение таинственного убийцы, восстановление доброго имени и возвращение памяти, что так и не удалось нам в предыдущей игре.
Храбрый Геральт даже от дракона не боится.
Мечи убивают, знаки помогают, алхимия упрощает.
Не возможно не быть тем, кем ты есть,
Служителем Культа Меча,
Тебя привела сюда твоя месть
Для неё нет слова: ничья.
Либо Смерть, либо ты, либо ты, либо Смерть.
В битве весь мир - ты один.
Погибших друзей твоих не перечесть
И руки твои в их крови.
Ты знаешь тебе их уже не вернуть:
Перешагиваешь через тела.
И снова ты принял себе боль на грудь,
Готовый идти до конца.
Готов убить любого на пути
И смерть тебе не страшна.
Основным арсеналом нашего героя опять остались два меча - серебряный: для чудовищ, стальной: для людей, эльфов, гномов. Сразу замечаешь, что удары мечей стали более резкими, Геральт стал более динамичным, комбо-атаки - более разнообразными: игра отчасти получила элементы слешера, и напоминает боевую систему Assassin's Creed. А также, после каждого уровня мы можем улучшить боевые навыки. Устарело снаряжение - не проблема: теперь в каждом уголке мира есть разнообразные купцы, которые с радостью продадут нам свои товары. Кроме этого, ведьмак уже может преодолевать небольшие препятствия, однако он еще не научился прыгать (что, к слову, ждет нас в грядущей третьей части).
Создатели хорошо постарались: в отличие от The Witcher, теперь не нужно находить магические знаки в разных местах. Они будут доступны нам с начала игры. И это действительно упростило нашу задачу, избавив нас от лишней беготни по карте. Как боевые навыки, так и эффекты знаков можно улучшить после нового уровня, а во время боя это очень нужные вещи, ведь иногда для победы над некоторыми врагами одного лишь меча недостаточно.
Эту серию представить без Алхимии уже невозможно. Она, так сказать, научная Химия в средневековье. В те времена многие алхимики ломали головы, чтобы найти рецепты изготовления "Эликсиров жизни" и "Эликсиров молодости", которые, как они думали, могут спасти от смерти. Ребис, являющийся одним из главных ингредиентов в игре, был их основной целью, так как с помощью него можно было осуществить трансмутацию (превращение металлов в золото). Как в предыдущей, так и в этой части, Алхимия один из важных элементов геймплея, особенно когда играешь на высокой сложности. Она тоже намного изменилась в лучшую сторону. Во-первых, очень понравилось то, что заниматься ею можно почти в любой момент за исключением боя. Во-вторых, увеличилось количество ингредиентов, которые вместе с чертежами бомб и рецептами изготовления эликсиров можно найти где угодно: купить в лавках, взять из сундуков или с трупов, или же получить от некоторых персонажей за услугу.
В дереве умений можно развить навыки, которые разделяются на три основные пути. Кем станет Геральт в конце игры? Умелым алхимиков, опытным бойцом или же мастером по использованию магических знаков - все зависит от игрока.
Насчет красоты Трисс я не шутил.
Мир полон сюрпризов.
Осталось лишь вперёд идти
Идти до конца.
Ты знаешь, Ведьмак, От судьбы не уйти
Текут кровавые реки.
И всё, что встречает твой меч на пути
Бездвижным падает навеки.
Той огонёк уже угас,
Ты знал придёт однажды Час
Когда падёшь ты пред врагами
Убитый, но непобедимый.
Со Смертью встретишься глазами…
И дальше ты пойдёшь гонимый.
Гонимый сталью, серебром,
Гонимый Смертью и Волком.
В королевствах так полно занятий, что просто не дадут нам быстро пройти главный сюжет, не замечая их. Начиная с замка Ла Валетт и заканчивая городом Лок Муинн нам встретятся не только упыри, утопцы, накеры, которые все время беспокоят местных жителей, а еще и купцы, маги, простые люди, краснолюды, эльфы, короли. Нужно поговорить с ними, узнать новые вещи о памяти Геральта, Дикой охоте, Йэнифер (потерянная подруга ведьмака), убийце, а также с некоторыми из них можно играть покер с костями, который нам знаком из первой части. В каждом участке будет доступна таверна, где собираются игроки покера, кулачные бойцы и ждут своего соперника. Разумеется, им станет наш герой. Ко двум основным второстепенным квестам еще добавился третий - известная "Борьба на руках".
Один из важных моментов проекта это красивая "игра" персонажей. Во время прохождения нам встретятся такие персонажи, как краснолюд-воин Золтан Хивай, чародейки Шеала де Тансервиль, Трисс Меригольд, Филиппа Эльхарт, бард или тайный агент Лютик, короли Фольтест, Хенсельт, Радовид, предводитель скоя'таэлей (партизанское движение) Йорвет, начальник стражи Вернон Роше. Иногда кажется, что они настоящие или вместо них играют актеры. У каждого из них есть свое поведение, свои принципы, свое мнение. Например: Золтан - старый друг Геральта, несмотря на то, какую сторону примет его товарищ, все равно защищает своих собратьев в Аэдирне. В нем говорит патриотизм и чувство долга к своим соплеменникам. А Хенсельт - прототип настоящего своенравного короля, который жаждет только земель и золота. Нельзя не обращать внимание на их мудрые слова, которые можно очень часто услышать во время диалогов. Вот, например, Геральт где-то говорит "Не стоит умирать за идею, особенно если в ее основе лежит ненависть." Или слова Йорвета: "Главное не задумываться, что было бы, если бы поступили иначе.", которые характеризуют игру, в которой всегда есть выбор. Вот с такими интересными личностями мы будем иметь дело.
К сожалению, игра слишком короткая, локации маленькие, но в то же время очаровательные. Проблему отчасти решила Расширенная версия, но все равно она осталась короткой. Если в первой части было пять глав вместе с прологом и эпилогом, то здесь три главы и пролог. Она сопровождается прекрасной музыкой великих композиторов Адама Скорупы и Кшиштофа Вежинкевича, но в тоже время кучей багов, которые исправились довольно долго. Хотя, можно и закрыть глаза на эти недостатки, так как у нее уже очень много достоинств.
Следить за индикатором несколько секунд, и все готово.
Седовласый странник, предназначением ведомый,
Ты снова здесь стоишь: весь мир тебе знакомый.
Месть совершилась. Есть другой путь!
Но ты Ведьмак. Тебе не повернуть.
The Witcher 2: Assassin's of Kings одно из самых золотых творений игровой индустрии, одна из самых лучших ролевых игр всех времен, я бы мог назвать ее даже "лучшей RPG 2011 года". Весьма полезная вещь, которая подарит, хоть и короткое, но незабываемое времяпрепровождение с ней. Мы должны быть благодарны разработчикам, проделавшим большую работу, которую просто невозможно обойти вниманием.
Достоинства:
Недостатки:
Оценка игре: 4,8/5