Что значит быть живым? А что значит просто быть? В 2014 году эти и другие вопросы задала философская притча The Talos Principle, и на этом с игроками не простилась. Croteam заверила всех, что у саги будет если не продолжение, то спин-офф в виде дополнения The Talos Principle: Road To Gehenna. И были слова их истиной. И был релиз полноценного проекта на Sony Playstation 4. И был обзор.
Неприятности в раю.
Перед тем, как отправиться в Геенну, нужно наворотить дел в симуляции эдемских садов. Поэтому поступим вот как: вкусившие оригинальную The Talos Principle могут сразу перенестись к последнему блоку данной писанины, а неискушенные одной из лучших головоломок игрового мира приглашаются к ознакомлению с полноценной описью проекта.
Безымянный протагонист приходит в сознание в весьма миловидном месте. Здесь и небо светлое, и растительность приятная, и архитектура – загляденье. Не ровен час, так и вовсе божественный голос прозвучит. А вот и он: незримый собеседник представляется Элохимом и объявляет себя нашим создателем. Посему рекомендует поудобнее располагаться в этих чертовски божественно привлекательных кущах, а недалече и заняться поисками неких Сигилов – фигур класса «тетрамино», хорошо известных всем по Тетрису. Каждый Сигил – это цель отдельной головоломки, спрятанной в одной из семи комнат одного из трех различных миров. Египет, гробницы, пальмы – выглядят локации ровно так, словно сейчас воздух сотрясет крик камикадзе и на арену прибегут армии Ментала из Serious Sam. Но есть и четвертый мир – таинственная башня, куда Элохим строго-настрого запрещает подниматься.
Летающие сферы подарят смерть любому желающему.
Звучит достаточно безжизненно, но почему тогда The Talos Principle называет себя философским произведением? Не одним лишь голосом Элохима богато повествование. Главный собеседник приходит к игроку в виде текстового чата с многочисленными терминалами, раскиданными по всем мирам. Милтон, так зовут эту загадочную сущность, подвергает сомнению волю Элохима, по дороге задавая протагонисту вопросы из сборника «Начинающий искатель истины». Без эвфемизмов, аллегорий и прочих литературных экивоков: «Что заставляет тебя думать, что ты живой»? «Что отличает виртуальное сознание от реального»? «Обладаешь ли ты детерминированной или стохастической логикой»? Если вас пугают страшные думы о материализме, трансцендентности и понятии нереальности любой реальности – к терминалам лучше вообще не подходить.
Сюжет игры – что сборник философских «почему».Кроме Милтона, на экранах мониторов можно найти документы, проливающие свет на тайну прошлого. Подливают масла в огонь аудиозаписи некой Алекс, которая тоже не прочь между делом поразмышлять над идеями бихевиоризма (под этим страшным словом скрывается понимание сознания как следствия химических реакций биологического тела). Ну и чтобы атмосфера получилась совсем зашкаливающей, все похождения сдобрены потрясающим саундтреком, постоянными графическими зависаниями мира и пониманием того, что главный герой – андроид, причем не единственный в своем начинании. Прошлые неживые жители оставили на стенах рая QR-коды различной степени адекватности. Кто-то (или, может, все-таки «что-то»?) переживает за свою поехавшую крышу, кто-то оставляет свои рассуждения на предмет бытия, а кто-то иногда даже подсказывает решение той или иной задачи.
Возведение ока Саурона – метод решения ряда головоломок.
Глаза боятся, нейроны делают.
Головоломки – визитная карточка The Talos Principle. Как и случается с любым гениальным произведением, делала Croteam вовсе не его. Команда обкатывала новые для себя технологии, которые незаметно переросли в отдельный проект. Начинается все достаточно прозаично – есть закрытые двери и инструмент, позволяющий их открыть. Он же используется для деактивации парящих бомб и стационарных турелей. Нейроны начинают неистово клекотать, когда препятствий становится в разы больше, чем ключей, и игроку необходимо выстроить невозможную на первый взгляд цепь событий. Иногда Джеммер (так называется этот инструмент) сменяется коннектором – проводником лазерного сигнала, который нужно доставить из пункта А в пункт Б. Разумеется, пунктов А и Б на каждом уровне масса. Добавить к этому возможность создать своего клона, выполняющего заранее записанную систему команд, так и вовсе голова пойдет кругом.
Дизайн головоломок практически идеален.На фоне потрясающего дизайна локаций, даже набившие оскомину элементы логических игр, вроде коробок и кнопок, прекрасно вписываются в геймплей. Характер большинства задач – последовательный и временами весьма непростой. Часто авторы пытаются пустить игрока по ложному следу, разместив на уровне элементы, вводящие его в заблуждение. Порой самые сложные рассуждения прерываются решением задачи методом разрубания Гордиева узла. Так или иначе, уровень дизайна головоломок The Talos Principle находится на столь высоком уровне, что комнаты Portal на их фоне кажутся легкой разминкой для самых маленьких.
У нас нет телевизора. Мы едим грибы и смотрим ковер ©.
Имеется, к сожалению, ряд моментов, отделяющих проект от звания идеала. Решения некоторых загадок повторяются – чем плодить одинаковые действия, лучше бы авторы обходились одной, но оригинальной комнатой. Задачи имеют сбивчивую сложность. Так, например, некоторые уровни последнего мира буквально вводят в недоумение, настолько явное и простое они имеют решение. Можно попытаться оправдать это открытым доступом к мирам, ведь с незначительными ограничениями игрок волен выбрать для напряжения извилин любую комнату любого уровня любого мира (всего их выходит больше сотни). Но те, кто выберет последовательное прохождение, то и дело будет в сумбурном порядке перемещаться по шкале сложности. Несмотря на эти минусы, закончить рассказ об основной сюжетной части The Talos Principle можно тем, что игра являет собой один из самых глубоких логических проектов современности.
Вперед, в Геенну!
Тому, кто воздержался (пока) от прохождения The Talos Principle, лучше воздержаться (пока) и от дальнейшего описания Road To Gehenna.
Если аналогий с библейскими делами в оригинальной The Talos Principle вам не хватило, решить проблему спешит дополнение Road To Gehenna, расширяющее геймплей как в количественном, так и в качественном плане. После того, как протагонист оригинала, подобно Роланду Дискейну, взобрался на башню, Элохим взывает к одному из своих посланников, Уриэлю. Местный бог признает свои ошибки и слезно просит нового андроида их исправить. Имеется для этого и специально отведенное место – спрятанный сектор симуляции, еще не тронутый глобальной аннигиляцией переменных. За дело.
Дополнение, как и похождения безымянного робота, приготовило свою ударную дозу размышлений о насущном. Конечно, объем их не сродни оригинальной The Talos Principle, но взбудоражить думы более чем хватит. На повестке дня все те же темы трансгуманизма и трансцендентного познания, но теперь в ключе социального аспекта. Досуг Уриэля составляет поиск не Сигилов, но заблудших душ – тех самых андроидов, что по каким-то причинам не смогли справиться со своей миссией и застряли в недрах виртуального мира. Эти самые души коротают вечность в сотворении Геенны – нового общества, в идеалы которого возводятся творческие начала. Повышая свой статус среди спасенных, Уриэль должен достучаться до их лидера, зовущего себя Admin, и убедить всех в грядущем конце света. Местные терминалы – поставщики топлива для разжигания дум на тему классовости социума, манипуляций с его мнением и извечной неравнозначности творческих и материалистических начал.
Две истории и тысяча вопросов.Четыре мира, которые, минуя деление на уровни, сразу дробятся на комнаты с загадками – головоломок считанные десятки, зато их решения не повторяются. Проблема неравномерной сложности полностью решена повышением этой самой сложности. Каждая задача – пытливое применение всех полученных навыков, разбавленное новыми, порой поражающими воображение, решениями. И как всегда, дорога к сюжетной истине преисполнена счастья свершения. Каждая задача оставляет после себя не гнетущее «дураки Croteam, умнее ничего придумать не могли», а счастливое «о-боже-да-мне-это-удалось». В плане однородности и оригинальности задач Road To Gehenna перед The Talos Principle имеет даже преимущество.
Сидит за решеткой В Геенне сырой, вскормленный в неволе андроид молодой.
The Talos Principle – игра далеко не для всех, а ее дополнение Road To Gehenna и подавно. Великолепный философский сюжет сплетается с потрясающим дизайном головоломок в единое целое, рождая превосходный по качеству геймплея проект. Конечно, сюжетной кампании оригинальной The Talos Principle можно попытаться инкриминировать сбивчивую, неоднородную сложность и повторяющиеся головоломки, но Road To Gehenna этим не страдает (как минимум из-за того, что и задач в ней в несколько раз меньше). The Talos Principle, отполированная Road To Gehenna – идеальный продукт для любителей порадовать свой мозг. Вернее, свое сознание.