Ролевая игра Pathfinder: Kingmaker от российской студии Owlcat Games вышла в сентябре 2018 года. На релизе проект отметился сотнями багов и технических недочетов. Некоторые ошибки были критическими, так как в определенный момент прохождения не давали двигаться дальше. Разработчики активно чинили свою RPG, а аудитория терпеливо ждала, когда игра будет в нормальном состоянии. В таких случаях пользователи чаще всего просто забрасывают проект и никогда в него не возвращаются. Однако Pathfinder: Kingmaker сумела увлечь фанатов RPG интересным сюжетом, вариативностью и проработанной вселенной. Owlcat Games удачно адаптировала правила настольной Pathfinder в виртуальном мире и добилась успеха. Это подтверждают продажи, которые превысили миллион копий.
После выпуска первой части разработчики взялись за сиквел – Pathfinder: Wrath of the Righteous. Его, как и полагается, планировали сделать лучше и больше. Деньги на разработку снова собирались на Kickstarter, а чтобы оптимизировать и отполировать игру, Owlcat Games провела несколько бета-тестов. Сумела ли российская студия создать сиквел, который затмит Kingmaker – узнаете из обзора Gamer-Info.
Государство Мендев на планете Голарион вот уже сотни лет сражается с демонами. Они появляются из Мировой язвы – раскола в земле, который образовался у западной границы. Борьба идет с переменным успехом: то крестоносцы отвоюют часть утраченных земель, то враги своими кознями нивелируют все усилия. Чтобы ограничить Мендев от влияния демонов и их порчи, в государстве при помощи богини Иомедай установили огромные Страж-камни. Один из таких оберегов находится в Кенабресе – городе, который расположен неподалеку от линии фронта. Именно там начинаются события игры.
Уже в прологе игра заставляет сделать нелегкий моральный выбор
и потом наблюдать за последствиями.
Главного героя, облик и имя которого выбираются в редакторе, нашли раненным возле стен Кенабреса. Его принесли на площадь и подлечили, после чего появилась возможность поучаствовать в местном праздновании. Веселье длилось недолго: на город внезапно напали демоны под предводительством лорда Дескари. В результате атаки протагонист провалился под землю, где узнал о своем даре. Главный герой поглотил силу ангельского меча и присоединился к защитникам Кенабреса в попытках освободить город. Дальнейший сюжет посвящен новому Крестовому походу против демонов и роли игрока в нем.
История Pathfinder: Wrath of the Righteous вариативна, а принятые на определенных этапах решения имеют последствия. Выбор меняет мировоззрение протагониста и склоняет его в одну из четырех сторон – добро, зло, хаос и порядок. Ролевой отыгрыш в проекте выполнен прекрасно: в каждой ситуации пользователь найдет подходящий для себя вариант действий.
На этом прелести повествования не кончаются. Сюжет наполнен множеством любопытных событий и всегда дает повод двигаться дальше. Он умеет удивлять неожиданными поворотами и поведением персонажей, местами интригует и постоянно подпитывает интерес игрока. История также не стесняется рассуждать на сложные темы, например, в ней показываются проблемы расовой сегрегации, социального неравенства и религиозного фанатизма. Еще в ней заметны вкрапления драмы и отменного юмора. Шутки умело разбавляют атмосферу и делают происходящие события более живыми.
Окружение в игре пестрит демоническими символами.
За проработку вселенной Pathfinder: Wrath of the Righteous авторы заслуживают дополнительного поклона. Прописать настолько объемную и глубокую мифологию невероятно тяжело, но сценаристы справились со своей задачей. В игре прослеживаются пересечения с реальными культурами, историей и древними легендами. Но стоит учитывать, что все это богатство придется познавать через чтение полотен текста. Диалоги изобилуют сносками с объяснением важных терминов, а отдельные события и вовсе выполнены в формате отрывка из книги.
Хватает в проекте и персонажей на любой вкус и цвет. Напарники протагониста хорошо прописаны и обладают своими взглядами на конкретные события. Второстепенные герои тоже пытаются проявлять черты характера в разговорах. Однако тут же стоит отметить: современной повестки в сиквеле Pathfinder хоть отбавляй. ЛГБТ, сильные женщины, неадекватные белые мужчины – в игре этого полно. Каноны сценаристы не нарушили, так что каждый сам решит, как относиться к наличию современных трендов. Мы лишь предупреждаем.
Мир в Pathfinder: Wrath of the Righteous обладает привычной для изометрических RPG структурой. Есть глобальная карта, по которой двигается отряд персонажа. На ней точками обозначены доступные для посещения локации. Когда герой прибывает в одно из таких мест, начинается непосредственное управление персонажами и изучение окружения. По миру разбросаны полезные предметы, которые можно подобрать в личный инвентарь, ловушки и интерактивные точки. При взаимодействии с последними почти всегда происходит проверка конкретного навыка. Это типичная для ролевых игр механика: система совершает бросок кубика с учетом параметров персонажа и показывает, удалось ли добиться успеха. В диалогах тоже нередко проверяются навыки, и в случае положительного результата появляются дополнительные решения и ответы.
Вот в таком формате иногда подаются важные события.
Интересных локаций во Wrath of the Righteous хватает: есть проклятые города, уничтоженные страны, захваченные демонами крепости, маленькие деревушки и так далее. Единственное, что хочется записать в небольшие минусы – затянутые сюжетные этапы. Порой приходится слишком долго действовать в одном месте, и окружение начинает приедаться.
Наряду с сюжетом, Owlcat Games вложила невероятное количество сил в реализацию прокачки и боевой системы. Еще при знакомстве с редактором персонажа игрок будет приятно поражен количеством возможностей. При создании героя нужно выбрать один из двадцати пяти классов со своими подклассами, расу, божество, черты, навыки и мировоззрение. Последнее задает начальный характер персонажа, но в дальнейшем он корректируется принятыми решениями. По итогам работы с редактором пользователь задаст направление для развития героя.
На каждом уровне выделяется одно очко класса. Его можно вложить в уже выбранный или любой другой. То есть ограничений на количество специализаций нет, но распыляться не стоит, ведь прокачивается герой медленно. Оптимальным вариантом будет взять основной класс и какой-то дополнительный, которые хорошо работают в связке. Количество таких комбинаций зашкаливает, так что фанатам RPG будет чем заняться. При прокачке специализации игрок получит доступ к ее чертам: пассивным и активным умениям, которые используются в сражениях. Здесь опять целое раздолье вариантов и прекрасно работающих связок – главное, не устать читать и постоянно прикидывать, какие способности сочетаются. Прокачка также совершенствует навыки для упрощения проверок и повышает базовые параметры. Отдельная ветка улучшения персонажа называется «Мифический путь». Она открывается в определенные моменты прохождения и позволяет выбрать особенно полезные активные умения.
Группу бойцов лучше сбалансировать –
брать и магов, и танка, и воинов с физическим уроном, и лекаря.
Пользователю придется вникнуть в прокачку даже на среднем уровне сложности. Вкупе с экипировкой (броней, наборами оружия и расходуемыми предметами) она постепенно «вылепливает» персонажа и определяет около трех десятков важных параметров. Список включает модификаторы атаки, сопротивление разным видам урона, скорость, инициативу в бою, спасброски, отвечающие за шанс избежать части повреждений от вражеского заклинания, возможность использовать конкретный вид снаряжения, количество здоровья и так далее. Описывать всю систему Pathfinder: Wrath of the Righteous нет смысла: для этого понадобится руководство размером в несколько томов. Однако игрокам стоит знать – каждый параметр важен и участвует в бросках кубика, которые постоянно происходят в сражениях.
Битвы в новинке Owlcat Games разворачиваются в двух режимах – пошаговом и в реальном времени с активной паузой. Переключаться между ними можно в любой момент, но при этом нужно учитывать смену правил. Пошаговый тип боя более продуманный и заставляет мыслить тактически. За ход каждый персонаж может совершить по одному основному и сопутствующему действию. К первому относятся атаки и заклинания, а ко второму – передвижение и применение зелий. Есть также быстрые и свободные действия – их можно совершать неограниченное количество раз за ход. Обычно это использование специальных микстур для повышения параметров персонажа и заклинаний, накладывающих временные или постоянные эффекты. А еще есть действия полного хода – мощные заклинания или ходьба на максимальную дистанцию. После них герой не сможет ничего предпринять до следующего раунда. Система звучит сложно лишь на словах, но привыкнуть к ней просто: главное, не забывать смотреть на интерфейс, где всегда присутствуют подсказки.
Пошаговые сражения позволяют выстраивать собственную стратегию, читать информацию о противниках и придумать варианты, как победить при доступных возможностях. У каждого из пяти соратников в команде главного героя будет свой класс и конкретные преимущества. Если грамотно все скомбинировать, то победить удастся в любой стычке. Однако важно отметить: на высоких уровнях сложности игрокам придется разобраться в системе Pathfinder. Нужно будет заранее просчитывать результаты каждого действия в соответствии с бросками кубика и на основе этого предпринимать решения.
Бои в реальном времени больше подходят для тех, кто не любит долго ждать: нажал паузу, отдал приказы и смотришь за исходом. Если битва затянулась, можно еще раз скорректировать действия команды, а то автоматически герои не всегда подбирают оптимальную цель. Правда, совсем уж отключить голову не получится: у заклинаний и умений появится перезарядка, которую придется учитывать.
Выглядит Pathfinder: Wrath of the Righteous приятно, как для изометрической RPG. Модели в ней простые, а окружение не особо богатое на детали, но если смотреть в целом, то картинка покажется неплохой. Своей фэнтезийной вселенной она более чем соответствует, а это главное. С критическими багами мы не встречались, хотя о них уже говорят в интернете. Мелкие ошибки бывали, но они не мешали прохождению – даже перезагружаться не приходилось. А вот с оптимизацией приключилась беда. В игре постоянно наблюдались падения кадровой частоты до показателей в 5-10fps. Они продолжались недолго, но знатно раздражали и вырывали из погружения.
Разнообразие снаряжения впечатления –
одного только холодного оружия наберется более десяти видов.
Pathfinder: Wrath of the Righteous – образцовая изометрическая RPG, которая сделана по старым традициям жанра. В ней хорошо выполнены все основные составляющие: от сюжета, диалогов и персонажей до сражений, прокачки и исследований. Придраться можно разве к мелочам, например, маги немного слабее воинов на ранних этапах игры, а загадок, где нужно взаимодействовать с окружением, слишком мало. Но это все малозначимые детали, про которые даже упоминать не хочется. Owlcat Games нужно лишь подтянуть техническое состояние новинки, и тогда на Pathfinder: Wrath of the Righteous можно будет цеплять табличку «обязательно к ознакомлению».