2004 год по праву считается одним из самых удачных и «плодотворных» годов в индустрии компьютерных игр, в частности для шутеров. Вышло множество проектов с передовой графикой и красивой картинкой, а также с интересным геймплеем. Тот год порадовал такими крупными проектами, как Half-Life 2, Far Cry, Doom 3 и т.д. В тоже время вышел и еще один неожиданный хит - Painkiller, о котором и хотелось бы поговорить.
Польская компания People Can Fly была создана в 2002 году, и ее первым проектом стал Painkiller. В процессе разработки создатели били себя кулаком в грудь, заявляя о намерении взять все самое лучшее и вкусное из Quake и Doom и предоставить игрокам нечто новое. И они это смогли, они выполнили свое обещание, выпустив проект, обскакавший основоположников жанра во всем, что только можно.
"Welcome to Hell"
Сюжет нельзя назвать прекрасным или оригинальным и, по сути, он здесь для галочки, но имеет вполне неплохую завязку. Даниел Гарнер со своей женой решили справить ее день рождения в ресторанчике, куда они и направлялись. Однако ночь, проливной ливень и летящий навстречу грузовик помешали этому сбыться. В результате страшной аварии не выжил никто. Спустя некоторое время Даниел просыпается и оказывается, что попал он не куда-нибудь, а в само чистилище - между Раем и Адом. Жена его попала в Рай, а его за какие-то грехи прошлого туда не пускают. Неожиданно появившийся ангел Сэмуель предлагает простой контракт: уничтожить четырёх генералов Люцифера в обмен на пропуск в райские кущи. Выхода нет, и он сломя голову несется в ад, чтобы заставить нежить пожалеть о том, что она вообще там существует. Сам сюжет дает о себе воспоминания ровно 5 раз за игру, в качестве небольших роликов, но как говорилось - он здесь для галочки.
"Heaven's got a hitman"
В игре присутствуют 24 абсолютно разных уровня, которые разделены на 5 актов - по одному акту на каждого генерала ну и, конечно же, сам Сатана. Каждый уровень смотрится необычно, и разработчики решили показать нам Ад не в привычном всем представлении, а в качестве обрывков разных периодов истории и событий, вне пространства и времени. Где нам только не предстоит побывать: психбольница, средневековый замок, Вавилон, катакомбы и т.д. И даже есть локация Ад - наверное одна из самых красивых в игре. Каждой локации под стать и противники: будь то кладбище - значит скелеты, если собор - то монахи. Каждый противник уникален как для своей локации, так и в целом.
Сам игровой процесс довольно прост и похож на Quake и Serious Sam вместе взятых. Как гром и молния мы пролетаем через локации, оставляя залитые кровью помещения и помогая супостатам освободить их душу. Заходим в помещение, двери закрываются, и начинается кровавая баня, после чего двери открываются и продолжаем в том же духе. Казалось бы, что все это банально и скучно, но не тут-то было...
В Painkiller присутствует, наверное, один из самых продуманных арсеналов оружия. Стволов в игре 5, однако как таковых их 10. У каждого оружия имеется альтернативная атака, которая по мощности не уступает основной. Также, почти у каждой пушки имеется комбо-атака, то есть комбинируя обе атаки, может получиться что-то более интересное. Зачастую в шутерах мощность оружия идет по нарастающей, от более слабого к более мощному. Но только не здесь. Каждый ствол эффективен в той или иной ситуации, не уступая друг другу в огневой мощи. Зачастую выбор зависит от того, каким способом вы хотите убить неверных: нашпиговать дробью, превратить в фарш или прибить осиновым колом. Каждый поединок можно превратить в кровавое и красивое зрелище. Оружие переключается мгновенно, открывая большой простор для издевательств над силами тьмы.
Количество врагов на уровне ограничено, выдаваясь порционно и с каждым разом это порция растет, увеличивая появившихся 4 противников в начале уровня до появившихся 40 в конце.
В верхней части экрана можно увидеть компас, который указывает игроку на следующую цель: недобитого монстра или чекпоинт, что очень удобно.
После смерти монстров через несколько секунд из них выходят освобожденные души - зеленые сферы, которые заменяют здесь аптечки. Одна душа - одна единица жизни, поэтому попрыгать за ними иногда надо, ибо души тоже не вечные и спустя несколько секунд исчезают. Есть еще одна интересная фишка - если насобирать 66 душ то игрок перейдет в "режим демона", где мир потеряет краски, все станет черно белым, а враги будут отображаться ярко-желтой аурой. Сила монстров и их расстояние до игрока не имеет никакого значения - от одного клика мыши на куски разлетаются все! В игре 4 уровня сложности, и на более сложных уровнях откроется другая фишка - карты таро, имеющие разные способности. Например: можно замедлить время, включить дополнительный режим демона и прочие вкусности. Всего карт 24 как и уровней игре, и чтобы получать карты, надо на каждом уровне выполнять определенные задания.
"And all I got is pain"
На тот момент игра приятно удивила отличным уровнем физики и графики. В ней же и отличный уровень анимации и одно из самых реалистичных стеканий капель крови по стенам. Havok 2.0, который также работает в Half-Life 2 и Max Payne 2, на полную катушку раскрывает себя в Painkiller. Дизайн карт в игре бесподобен. Каждая локация - шедевр дизайнерской мысли, в которую вложена душа и сердце. Чего стоит финальная локация - на это действительно нужно взглянуть.
Ну и конечно же не стоит забывать и про музыку, благодаря которой геймплей становится еще более драйвовым и безбашенным. В минуты затишья играет спокойная музыка, но стоит появиться исчадьям ада, как включается настоящий тяжелый рок. Мелодии хоть и простые, но ритм задают тот, что надо.
"So let the games begin"
После официального выпуска, в том же году People Can Fly выпустила первое и последнее хорошее дополнение "Битва за пределами Ада", которое принесло новое оружие, монстров и локации. После она не приступала к разработке следующих частей, так как идей у них не было, оставив разработку серии другим студиям. Те дополнения, которые вышли в последующие года, не представляли ничего нового, по сути являясь подделками, лишь закапывая серию глубоко в могилу, что не может не печалить.
Сам же оригинал - по-своему уникальный, безбашенный, "мясной" шутер, взявший классический геймплей, но представивший его в новом виде и с новыми технологиями. С ним обязан ознакомиться каждый, кто в свое время не сумел это сделать.