Сербские разработчики при содействии белорусских издателей выдали свою версию Action-RPG в духе Diablo. Хита На Все Времена не получилось, но Pagan Online однозначно заслуживает внимания. Хотя бы тем, что столько интересных и свежих идей в проверенной формуле Diablo не было со времен немецкой Sacred.
И вовсе не Diablo
На первый взгляд перед нами изометрическая ARPG, напоминающая именно творение Blizzard и никак иначе. На стадии разработки и обкатки в раннем доступе создатели Pagan Online всячески выделяли славянский сеттинг и колорит своего проекта. На деле же все оказалось несколько иначе: славянской мифологии – кот наплакал. Зато сходство с Diablo (или Titan Quest, или Torchlight, или с любой другой подобной игрой) обнаружилось лишь отчасти.
За слабую работу с тем самым славянским колоритом разработчиков стоит упрекнуть – в сюжете упоминаются Морана, Перун и другие языческие боги наших предков, но во всем остальном мы видим классический сеттинг западного фэнтези. Любая часть The Witcher работает с восточноевропейской мифологией в разы, в десятки раз лучше.
А вот за смелый уход от традиций Diablo команду Mad Head Games хочется искренне похвалить. У их игры есть свой характерный облик, своя атмосфера и механики.
С шашкой наголо
В первую очередь Pagan Online – о сражениях. Унылая сюжетная завязка перетекает в заштампованную историю о бессмертных героях и внимание сразу переключается на бои. А они очень хороши.
По умолчанию для управления используются клавиши WASD и мышь. При желании можно выставить в настройках управление героем только мышью, по щелчку, как было в Diablo. Но сербская игра все-таки больше напоминает Top-Down двухстиковый боевик, вроде Helldivers. Связка WASD и мыши работает лучше, ведь так можно получить больше контроля над персонажем и выделывать сложные боевые па, вроде бега спиной вперед со стрельбой по догоняющим упырям. Очень важны рывки с уклонением, чего в Дьябло-клонах обычно нет. Ритм сражений и сложность в Pagan Online чуть повыше, чем в иных представителях жанра ARPG, и это ощущается как плюс в общий зачет игры.
Жесткие драки увлекают всерьез и без раскачки. Одна из причин – богатый и яркий бестиарий. Силы Зла спускают на нас орду самых разных тварей, от лесных волков до снежных гигантов, от зомби с оторванными ногами до могучих демонов с косами. Причем противники всячески стараются нас удивить: телепортируются, ставят капканы, сбивают с ног. Скучать не придется, акцент в игре сделан именно на Action в ущерб RPG, но от этого Pagan Online лишь выиграла.
А небольшой размер локаций и скоротечность миссий придают динамики. Блуждание по многоэтажным лабиринтам в подобных играх не всем приходится по душе.
Бригада
Героев целый десяток, и товарищи собрались сплошь незаурядные. Команда Mad Head Games успешно отошла от набившей оскомину формулы «маг-лучник-рыцарь». Все спасители мира здесь по-своему интересны, у каждого свои яркие отличительные черты. Ледяной дух засыпает вражин дротиками, не расходуя время на перезарядку броска, и замораживает цель. Король-ведьмак бьет по площади тяжелым топором и лупит в упор из дробовика. Лесной колдун Дамир идет в бой на пару с огромным бурым медведем. Причем у каждого героя довольно богатый арсенал умений и улучшений, а система прокачки неплоха в своей вариативности.
Удачной идеей стала возможность собрать целый взвод героев в рамках одного прохождения. За особо ценный ресурс – кристаллы – мы можем открывать любых персонажей вдобавок к стартовому. Ко второму-третьему акту кампании под нашими знаменами будут стоять все десять божьих воинов, было бы время и желание на добычу кристаллов. Новички начинают с первого уровня, но получают доступ к сильному снаряжению и качаются быстрее. Таким образом, заковыристую миссию можно пробовать «на зуб» разными бойцами, меняя стили и тактики.
RPG? ММО? Соло?
Элементы ролевой игры присутствуют все же в немалых количествах. В какие-то моменты Pagan Online пытается показаться большой и богатой RPG, и порой ей даже удается.
Видов активности – масса, от сюжетной линии можно оторваться надолго и получить приятные впечатления, экспу и снаряжение. Для нас заготовлены отдельные миссии-экспедиции, задания по охоте (убей 200 скелетов, принеси 30 крыльев бесов и т.д.), сценарии на ликвидацию босса, выживание на арене или защиту объектов. Крафт, торговля и усиление перков имеются на своих местах, пусть не в идеальном, но рабочем виде.
К тому же Pagan Online время от времени напоминает о масштабе событий: нам встречаются NPC, и их немало, если сравнивать, опять же, с Diablo. Вокруг постоянно бегают рыцари-союзники, отряды охотников за демонами и жрецы пропавших богов. На одной из сюжетных миссий весь уровень мерно сотрясается от топота невидимого гиганта, а в конце задания мы смотрим вдаль на великана размером с микрорайон.
И, наконец, тот самый онлайн из названия. И тут напрашивается крамольная мысль, что из названия хорошо бы слово Online убрать вообще, хуже не станет. Весь, абсолютно весь контент игры можно проходить в одиночку или с другими игроками. Онлайн – сугубо опциональный, по желанию и под настроение. К тому же на момент написания рецензии Pagan Online надолго погружалась в раздумья, пытаясь отыскать подходящую компанию случайных игроков. Проблема решается приглашением друзей, но и игрок-одиночка сможет увидеть все, что приготовили разработчики.
Славянский креатив
А еще в Pagan Online можно опробовать действительно много интересных игровых моментов, небольших, но приятных. Таких, которых в трилогии о Дьябло не было.
На многих уровнях находятся сундуки с особо ценной добычей. Такой сундук открыт лишь на несколько минут и, если до него не добраться вовремя – замок закроется, лут ускользнет. Вдобавок к мини-карте перед носом героя постоянно висит очень полезный маячок, долой бесцельные скитания, рвемся в бой, не теряя ни минуты. Есть возможность заводить питомцев. Иногда можно опрокинуть на злодеев кирпичную стену или скатить бревно по склону. Тактической гибкости добавляет астральный щит, его полоска со временем восстанавливается, совсем как у Мастера Чифа из Halo. А при особо мощных приемах в воздух подбрасываются не только атакующие супостаты, но и тушки их погибших товарищей – вроде бы совсем мелочь, а картинку оживляет.
Открытки из Пантеона и боевые барабаны
Выглядит игра неплохо за счет удачного арт-дизайна и выдержанной стилистики. Персонажи и монстры нарисованы в духе веселых мультфильмов, но игру это не портит, как не портило Warcraft или «King's Bounty: Легенду о рыцаре». Да, модельки мелковаты и детализация отстает от современных стандартов. Но ругать не хочется, все здесь ярко, цветасто и симпатично. Особо удались атмосферные локации, небесный Пантеон – и вовсе на загляденье.
Диалоги неплохо озвучены и персонажи порой общаются очень живо, с огоньком. Музыка неплоха, особенно партии с ударными инструментами в разгар боя. До шедевральной гитары из Diablo 2 здешний саундтрек не дотягивает, но и убирать громкость не хочется. Хороши звуковые эффекты, а порой они просто замечательны – постоянное бормотание послушников в храме звучит очень эффектно.
Не дотянул
И все-таки до высшего эшелона Pagan Online не достает по ряду причин. Возня с экипировкой – а ведь это краеугольный камень любого а-ля Diablo проекта – здесь сведена к минимуму, заменить можно лишь оружие (по большим праздникам) и аксессуары. Забудьте про разные плащи-сапоги-кольчуги. Сюжетные сценки – скучная болтовня про святые артефакты и баланс сил в мире. У торговца можно продавать трофеи, но он не предлагает никаких своих товаров. Упомянутая интерактивность на уровнях встречается раз в час. Потенциал славянской мифологии не раскрыт даже поверхностно, игру легко спутать с любым другим проектом, вдохновленным профессором Толкиеном.
И на такие недочеты натыкаешься постоянно. Непонятно, толи не хватило времени, толи бюджета.
Приятная во многих отношениях игра. Чем-то похожая на серию Diablo, но с рядом собственных наработок. К сожалению, Pagan Online довольно часто выглядит и ощущается как бюджетная вещь для узкого круга поклонников жанра ARPG. При этом игра способна пробудить азарт и доставить немало радости. Вышло неоднозначно, но чаша весов склоняется к одобрению.