Вторжение России в Украину

Обзор Disco Elysium от пользователя Mas7er

Дата публикации: 09.06.2021 08:13:34
Поделиться:  
Отзывы: Нравится 26 Не нравится 7
Обзор пользователя Mas7er
Авторская грамматика сохранена

"Человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой чердак."

А. Конан-Дойль, "Шерлок Холмс: Этюд в Багровых Тонах"

В стародавние времена ролевые игры со стенами высокохудожественного витиеватого текста были одним из самых популярных направлений в игровой индустрии. С тех пор много воды утекло, вкусы геймеров поменялись, и теперь редко увидишь RPG, где диалоги большие и многоступенчатые, а не ограничены парой фраз в перерывах между закликиванием противников. У массовой публики такие игры оказались не востребованы. Они всё ещё появляются в поле зрения, но не в таком количестве, и, увы, не с такими бюджетами, как раньше.

Но эстонская инди-студия ZA/UM доказала, что для создания комплексной классической ролевой игры не нужны многие миллионы долларов. Достаточно лишь по-настоящему талантливого писателя и сплоченного, увлеченного своей идеей коллектива.

Disco Elysium вышла на ПК в 2019 году и произвела настоящий фурор. Игра приглянулась не только заждавшейся подобных проектов публике, но и игровой прессе, щедро одаривавшей её многочисленными наградами и титулами. Но была у неё одна проблема: она была доступна лишь на английском языке, уровень которого был настолько сложен, что отпугивал даже тех, кто более или менее его знает. Чего уж там говорить, если даже не все носители английского справлялись с огромными объемами литературного языка, изобилующего различной терминологией. Но, после оглушительного успеха, разработчики не стали сидеть сложа руки, и сразу же приступили не только к локализации на десяток разных языков (включая русский), но и к созданию расширенной версии игры с полной озвучкой, и портированию этой версии на актуальные консоли. В итоге, в Марте этого года, до прилавков на ПК и Playstation добралась Disco Elysium: The Final Cut. О ней мы и поговорим.

[ЭНЦИКЛОПЕДИЯ]: Главный идеолог и вдохновитель проекта – эстонский писатель Роберт Курвиц, чьи книги не то, чтобы особо популярны (а если быть точным – они провальны). После нескольких лет поисков себя, он решил попробовать новый подход – донести свою “писанину” в формате интерактивного приключения. Disco Elysium – не совсем “игра” в привычном понимании, в ней отсутствует какая-либо боевая система, а весь геймплей сводится к выборам в многоступенчатых диалогах и проверкам навыков с помощью пресловутых бросков кубиков.

[ЭМПАТИЯ]: И тем не менее, она затягивает, обволакивает, увлекает в свой выдуманный, но кажущийся настолько реальным мир. Мир города Ревашоля, а точнее, одного из самых бедных его райончиков под названием Мартинез, наполненного людьми, которым ниже падать уже некуда.

[КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ]: Игра встречает нас картиной главного героя в одном нижнем белье, пришедшего в себя посреди бардака в комнатке какого-то местного мотеля. Он не помнит ни своего имени, ни того, где и почему он находится и чем занимался. Из разговора с другими постояльцами и администратором заведения, мы узнаём, что являемся полицейским, которого направили сюда расследовать убийство – на заднем дворике мотеля повесили человека. Также, нам в пару выделили другого полицейского из соседнего участка – Кима Кицураги, пунктуального и ответственного человека, который всё подробно записывает в свой блокнот.

[ДРАМА]: Однако, вместо поиска убийцы (или убийц?), наш главный герой последние несколько дней напивался до свинячьего визга и дебоширил по всему району, что в итоге и вылилось в последний феерический дебош, после которого у нас случилась амнезия. Первые задания игры полукомедийные и расслабляющие – нам нужно найти пропавший ботинок, выпить что-то горячительное и раздобыть сигарету. Но это лишь успокаивающее начало, вступление перед истинной историей.

[ВОСПРИЯТИЕ]: Перед тем, как начать игру, нам дают выбрать архетип нашего протагониста. Мы можем создать персонажа, опирающегося на логику и энциклопедические познания, пожертвовав эмоциональной составляющей, можем создать эмпата, легко втирающегося в доверие и завязывающего диалоги, но не способного сложить два и два, можем выбрать силача, руководствующегося грубой силой. Или создать своего персонажа, раскидав свободные параметры на наше усмотрение. Всё это нужно для того, чтобы проходить “проверки” навыков в диалогах, открывая дополнительные варианты и узнавая новые подробности. По ходу игры, наш герой находит разную одежду и экипировку, повышающую (или понижающую) навыки, с помощью которой можно повышать свои шансы пройти проверку. Конечно, никто не забирает возможность сохраниться перед особо важным (по вашему мнению) броском кубиков, и перезагружаться, пока вы не добьётесь успеха, но это может стать немного монотонным.

[ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ]: На диалоги влияют не только наши навыки. У главного героя имеется “шкафчик мыслей”, периодически пополняющийся после странных диалогов с самим собой. В голове у протагониста происходит, порой, целая битва, и самые разные аспекты его внутреннего Я (они же - те самые “навыки”) разговаривают между собой, обсуждая увиденное или услышанное с разных сторон, приходя к соглашению, а иногда, наоборот, оспаривая друг друга. Чтобы выучить мысль, нужно открыть полку в шкафчике за очки навыков и подождать некоторое время до “озарения”. Также, если задавать персонажам “правильные” вопросы, или подводить их к удобным для себя выводам – это тоже может дать большую прибавку к вероятности успешного прохождения проверки в диалогах.

[СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ]: Да, в игре есть счетчик времени, мы начинаем наше приключение в понедельник утром, время, в формате обычного 24-часового дня, идёт вперёд, когда мы общаемся с персонажами или читаем книги, а вечером можно лечь спать, чтобы восстановить своё здоровье и боевой дух – параметры, которые снижаются от некоторых “неудачных” выборов в диалогах. Если за ними не уследить – персонажа схватит сердечный приступ или он сойдет с ума, и игра закончится.

[ТРЕПЕТ]: В первые дни нам доступен только кусочек района. Игра как бы говорит: “исследуй каждый уголок, не спеши”. Дальше, по ходу сюжета, открывается и весь район, но он все равно совсем небольшой по размерам, можно даже сказать камерный. Пробежать всю локацию от начала до конца можно за считанные минуты. Но игра берёт не количеством – а качеством. Пусть мир игры небольшой, но он невероятно глубокий и проработанный. Практический каждый встреченный персонаж – это трагическая (или, в редких случаях – комическая) история, которая стоит за ним, будь то девочка, продающая книги, дерзкий парень-наркоман или старик-ветеран боевых действий. В район Мартинез, где и происходят все действия игры, просто так не попадают. Как и главный герой, многие жители – опустившиеся на дно по самым разным причинам люди. Некоторым из них можно помочь, другим – уже нет. Игрок не ощущает себя всемогущим героем-спасителем мира. Но каждая спасённая душа, каждый человек, который стал хотя бы чуточку счастливее от наших действий, наполняет невероятной гордостью за проделанную работу.

[СУМРАК]: Город-государство Ревашоль в недавнем прошлом пережил трагедию – произошла революция, переросшая практически в гражданскую войну, и закончившаяся лишь с помощью массированного военного вмешательства других стран (аллюзия сразу на множество важных событий мировой истории XX века). Всё это привело к экономическому упадку, повальной нищете и прочим проблемам, так знакомым нам по реальному миру. В этот мир, до зубного скрежета напоминающий реальный, умело вплетён легкий элемент фантастики и стимпанка. Так как у нашего героя полная потеря памяти, то и мир Disco Elysium, и всю его историю, мы постигаем вместе с ним, а вопросы, связанные с лором игры, которые задаёт протагонист встреченным персонажам, не вызывают непонимания и дискомфорта у игрока. При этом, у нашего героя тоже есть своя трагическая история (не просто же так он оказался там, где оказался в таком виде), которая постепенно раскрывается в течение всей игры практически до самого финала.

[РИТОРИКА]: Disco Elysium поднимает огромное количество сложных, актуальных для любого общества вопросов и проблем, начиная с “банальных” пьянства и наркомании, заканчивая классовой сегрегацией, расизмом и вопросами ведения малого бизнеса. Всё это без зазрения совести приправлено гигантским объемом политологии и социологии. Игра не боится быть максимально политичной, причем, она не навязывает какую-то конкретную позицию (хотя авторы игры, по собственным словам, приверженцы теории Карла Маркса), а за счет разных выборов в диалогах даёт возможность самому игроку “примкнуть” к импонирующей ему идеологии. Или пропускать их и быть аполитичным. Стать приверженцем научного коммунизма? Легко! Отстаивать капиталистические ценности и свободный рынок? Пожалуйста! А может, вы в душе моралист? Можно и так. Можно даже стать расистом, которых в интернациональном Ревашоле тоже хватает.

[АВТОРИТЕТ]: Но не будем забывать, что мы играем за полицейского, и наша первостепенная задача – не болтовня с жителями района, а расследование убийства. Основной сюжет Disco Elysium интригует и увлекает не меньше сайдквестов. В нем имеется несколько достаточно неожиданных “поворотов” и выборов – как поступить в критической ситуации. То, что изначально кажется плёвым делом с очевидными подозреваемыми, превращается в настоящую теневую войну, в которой жители несчастного района выступают, как пешки. Помощи ждать не от кого, главный герой с напарником Кимом должны разобраться во всём сами.

[СИЛА ВОЛИ]: Несмотря на крайнее опущение, протагонист всё ещё способен выбраться из ямы, в которую сам себя загнал. А вот сможете ли вы помочь ему в этом, или позволите сгинуть в пучине собственного безумия – решать вам. Игра позволяет стать “бомжекопом”, “арт-копом”, “копом-суперзвездой”, “копом апокалипсиса” или просто заурядным “скучным копом”, намекая на повторные прохождения, чтобы посмотреть на разные варианты развития героя. Одно прохождение основного сюжета с большей частью побочных заданий занимает около 25-30 часов.

[ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ]: Тяжело говорить о какой-то графике, когда 99% игры – это чтение комплексных диалогов. Однако, стоит отметить симпатичный и оригинальный визуальный стиль, напоминающий акварельные рисунки импрессионистов. При этом, подавляющую часть времени на экране ничего не происходит, а когда начинаются крайне редкие и непродолжительные “кат-сцены” с парой анимаций – это воспринимается, как целая постановка. Музыка в игре ненавязчивая и не сильно запоминающаяся, но прекрасно дополняющая атмосферу мира, а композиция “Disco Inferno”, звучащая в последнем акте, трогает до глубины души. Учитывая объемы текста, полную озвучку, которую подарила нам The Final Cut, не хочется критиковать. Да по большому счёту и не за что, практически все голоса отлично подходят персонажам, хотя, возможно, разные аспекты главного героя, во время разговоров с самим собой, стоило бы озвучить разными голосами, а не одним, но это уже придирки.

[ТЕХНИКА]: К сожалению, техническое состояние игры не получается похвалить. Да, игра не лагает и не “фризит”, и отмечается стабильной частотой кадров (еще бы было по-другому с такой простой графикой), но при этом изобилует багами. От безобидных исчезновений текстур предметов, до критических сбоев скриптов в заданиях, из-за которых они оказываются непроходимыми. К чести разработчиков, они довольно шустро выкатывают патчи, постепенно решающие основные проблемы, но спустя 3 недели после релиза переиздания игра всё ещё далека от идеального технического состояния. Еще одна небольшая “проблема” игры – The Final Cut установилась как обновление на базовую версию, и заменило собой оригинал, что понравилось не всем игрокам, которые предпочли бы выбор.


Текстура куртки потерялась где-то по пути

[СТОЙКОСТЬ]: Зато вот что хочется хвалить снова и снова – это локализацию на русский язык. Мало того, что были переведены просто колоссальные объемы очень сложного текста, так еще и переведены очень бережно, с сохранением большинства шуток и отсылок оригинала, минимальным количеством “отсебятины”, но при этом, адаптированных для русскоязычных игроков. Не зря мы ждали полтора года, оно того стоило. Стоит отметить, что язык в игре можно переключать в любой момент нажатием одной кнопки прямо на “лету” – таким образом можно не только сравнить перевод с оригиналом, но и подучить иностранный язык.

[ВНУШЕНИЕ]: Disco Elysium – образец творческой во всех смыслах игры. Вы не встретите здесь боёв с применением оружия или магии, не будете восхищаться графикой и анимациями, на вас не будет давить масштабность и размеры мира. Disco Elysium – это визуальный роман с ролевыми элементами. Прекрасно скроенный и написанный талантливыми людьми. Если вас не пугают большие объемы литературного текста – настоятельно рекомендую уделить этой игре несколько десятков часов своего времени, такие проекты – штучный продукт.

Плюсы:

+ Прекрасные диалоги и сюжет

+ Интересные персонажи и мир

+ Оригинальная, атмосферная визуальная стилистика и музыка

+ Отличная локализация

Минусы:

- Полагаться на случайность и “кубики” в одиночной игре – не самая удачная затея

- Техническая реализация оставляет желать лучшего

Итоговая оценка: 4,6/5.

Внимание! Данный обзор предоставлен пользователем Mas7er и передает его
собственное впечатление об игре Disco Elysium.
Администрация портала Gamer-Info не несет ответственности за содержание материалов,
предоставленных пользователями. Если вы считаете, что данные материалы каким-либо путем
нарушают ваши авторские права – обратитесь к администрации портала.
Вы также можете разместить свой собственный обзор игры Disco Elysium,
опубликовав его в блоге и набрав достаточное количество лайков.
Загрузка...
Бич человечества
BlackSite11 (уровень 28)23.04.2021 01:02:22
Прошел буквально только что. Проект действительно штучный - и это еще один хороший пример, насколько крутые игры может дарить инди-сцена. Эта игра, в которую я хотел возвращаться при любом удобном моменте, скорее узнать, какая история лежит за очередным персонажем, но при этом не желал, чтобы она заканчивалась. Такие ощущения редко какой проект сможет дать.
И это был действительно классный ОТЫГРЫШ роли. Собирать бутылки, чтобы сдать их в приемник и заплатить за ночлег, при этом разглагольствуя об становлении своего бизнеса? Стать приверженцем искусства и говорить каждому встречному, что "Я - Закон" ? Развить навык "Внутренняя Империя" и 10 минут спорить с окружающими предметами интерьера? Проект подкидывает столько разных сценариев, смешных, ироничных и грустных ситуаций, что ты лишь успеваешь с жадностью поглощать одну стену текста за другой.
Великолепные диалоги, продуманная детективная история, харизматичные персонажи и черты нашей личности. Игра умудряется быть живой и жизненной и я очень проникся в ее мир. Надеюсь увидеть от этих парней продолжение.