Всегда тяжело объективно относиться к играм, с которыми у тебя связаны яркие воспоминания юности. Не важно, будь то Герои III, Флешпоинт или Фолаут 2. Твое отношение, во многом, складывается из того восхищения и удивления, которое испытываешь, впервые запустив игру и навсегда став ее фанатом. С Мафией вышла похожая история. Так с чего бы начать свой рассказ...
Пролог
Действие игры переносит нас в город Lost Heaven в США 30х годов. Великая депрессия захлестнула не только Америку, но и весь мир. Аль Капоне, Джон Диллинджер и многие другие нашли свой собственный «способ» борьбы с бедностью и безработицей, крупными буквами записав свои имена в анналы истории. Волею судеб нашему Главному Герою - обычному парню Томасу Анджело пришлось жить именно в таких нелегкие времена. Томми зарабатывает на хлеб работая таксистом. Его жизнь была обычной, подобной миллиону таких же бедных трудяг, пока одним прохладным вечером в его жизнь не ворвались Поли и Сэм, держа в руках пистолеты...
«Такси и стало причиной моего знакомства с ребятами Сальери». Томми Анджело
После этого, не без помощи новый знакомых, наш герой вступил в могущественный мафиозный клан Сальери. И началось - погони, перестрелки, контрабанда канадского виски (сухой закон никто не отменял). И многое-многое другое. Стоит сказать, что мы сможем на своей шкуре ощутить все трудности жизни обычного «regime» (солдата) в Семье. Чего только стоит одно из заданий, которое можно было бы перевести в такой диалог.
« - Эй, Томми, сынок... Подойди-ка сюда.
- Да, м-р Сальери?
- Томми, ты же был водителем такси? Ты же хорошо водишь?
- Да, м-р Сальери.
- Отлично. Я поставил 100 тысяч на гоночную команду, а пилоту сломали ноги конкуренты. Завтра с утра едешь вместо него.
- Эм, но..но я...э...но..
- Проблемы Томми?
- Нет, м-р- Сальери.... »...и таких ситуаций в игре будут десятки.
Стоит сказать, что весь сюжет игры пропитан драматизмом и серьезностью - несмотря на обилие шуток весельчака-Поли, несмотря на дружественную, в общем-то, атмосферу в Семье, ни на секунду не покидает чувство опасности, серьезности происходящего. Так или иначе, сюжет Мафии - это весьма длительное и подробное повествование о быте тех лет с точки зрения современника. На пути к финальным титрам мы увидим множество неожиданных поворотов, трагедий, превратимся из обычного таксиста в «Капо» семьи Сальери, заведем семью (обычную, не мафиозную) и многое другое. Было бы непростительно портить впечатление о сюжете его перессказом. Стоит только сказать, что после прохождения игры нам станет доступен режим «Большой прогулки». В которой мы сможем выполнять всякие забавные, порой нелепые задания и получать за них уникальные машины.
Offtop: «Автор в свое время собрал на заднем дворе главного героя несколько десятков призовых машин, фанатично проходя миссии Большой прогулки».
Но не будем более о сюжете - его нужно чувствовать, а не пересказывать. За сим переходим к игровому процессу.
На службе у мафии есть свои плюсы.
Интермеццо 1
Давайте попробуем коснуться управления. С точки зрения управления игра выглядит неплохо. Прицел - маленькая белая точка - никаких цветных перекрестий и прочих «несерьезностей» - все консервативно и строго. Машины ломаются, если их бить об стены, у них пробиваются колеса, если по ним стрелять, а так же у машин кончается бензин! Да-да - не раз и не два нам придется заезжать на заправку на любимой машине из-за обидной нехватки горючего (благо бензин недорогой и очередей нету). Конечно, эту часть можно и опустить - всегда можно просто поменять машину, выкинув из-за руля седана уставшего клерка или пригрозив молодой даме в шикарном кабриолете кольтом. Об автомобилях здесь вообще можно говорить долго - полсотни точно восстановленных моделей 1928-1938гг. а так же несколько уникальных машин, доступ к которым открывается по мере прохождения «Большой прогулки». Например, забавный «броневичек» с пушкой на крыше ( лысеватый Ревогюционер в комплект не входит). Все модели авто так же обладают уникальными характеристика - логично, что старенький Форд А не только медленнее, чем его более молодой аналог, но и хуже управляется. А Пожарная машина или огромный Катафалк непременно начнут крениться в резком повороте. И такой подход по отношению к каждой машине.
Дрифт на стареньком Falconer - занятие неблагодарное и опасное.
Внимательность авторов к вождению оправдана - мы немало времени проведем за баранкой авто. Доехать до точки и всех там убить. Доехать, забрать груз и вернутся живым обратно, следовать за машиной неприятелей до их базы и т.д. Таксист навсегда стал частью Томми, поэтому главный герой не испытывает дискомфорта от такого обилия поездок. К сожалению, иногда это может сыграть злую роль - когда ехать приходится на другой конец города, а вы решили «притопить» и пропустили полицейских...то все это может кончится полицейской погоней с перестрелками и пострадавшими. А в некоторых случаях - к мгновенному проигрыванию миссии. Ну а что вы думали - Мафия должна уметь быть тихой, несмотря на взятки полицейским. И раз мы затронули эту тему... давайте поговорим про полицейских...
Интермеццо 2
...и про геймплей в целом.
Любишь кататься - люби и штрафы платить.
Путешествуя по городу мы периодически будем совершать правонарушения и будем сталкиваться с полицией. И здесь нас ждет много удивительного. Во-первых стоит сказать, игровые скрипты устроены так, что те, кто гонятся за вами получают некий «бонус» на ускорение. Т.е. иногда вы с удивлением будете обнаруживать, что старенький полицейский шарабан ничуть не уступает вашему новенькому немецкому спорткупе в скорости. Во-вторых перестрелки с полицией могут перерасти в увлекательный аттракцион по «отстрелу» блюстителей порядка и пополнения личного запаса патронов. Но и здесь нужно быть осторожным - помимо ненужного внимания стоит помнить, что враги под управлением ИИ в Мафии очень неплохо стреляет - выстрел из дробовика в замкнутом пространстве практически обеспеченно ведет к загрузке сохранения. А с учетом того, что с сохранениями тут туго...игра очень быстро отучивает бросаться грудью на амбразуру. А уж когда врагов набегает с десяток - приходится проявляет стратегические таланты, чтобы неожиданно не оказаться в окружении. И все это - под непрерывными очередями из Томпсонов - патроны у врагов не заканчиваются и жалеть они их не собираются. К сожалению ИИ-союзники стреляют не так хорошо, но зато очень неплохо умирают - некоторые миссии приходится проходить на скорость - что кончится раньше - здоровье союзников или враги. И само собой, в случае смерти одного из ваших друзей игра отправляет нас к сохранению. И так до тех пор, пока не получится...или не кончатся нервы.
Интермеццо 3
Одним из краеугольных камней игры является сложность - далеко не всегда даже матерому стрелку получится «вырезать» десяток человек с одним пистолетом. Или оторваться от «хвоста». Или приехать в гонке первым.
Не сказать, чтобы игра была вся такая, но периодически попадались моменты, когда приходилось загружаться несколько десятков раз, прежде, чем сложный уровень был пройден. Гонка на болидах - как раз один из таких случаев. Управлять очень быстрой, но совершенно не маневренной «торпедой» - занятие для истинных мазохистов. На прохождение могли уйти часы и дни... Автор обзора прекрасно помнит, как научившись сам, после проходил этот уровень нескольким своим друзьям и знакомым. А ведь были те, кто не прошел Мафию именно из-за этой гонки. Но, такие уж были раньше игры - суровые и брутальные. Куда там всей этой современной казуальщине.
Отдельно хотелось бы сказать про музыку и окружение - с самого начала ни на секунду не сомневаешься, где разворачивается действие - люди на улицах, здания, даже подворотни дают понять, что вот он - мир прошлого. Мир США образца 1930го года. Нет никакого сомнения - именно такой была Америка 80 лет назад. И еще больше атмосферы добавляет музыка. Оригинальный саундтрек в сочетании с композициями тех лет полностью передают настроение каждого момента игры - будь то веселые посиделки в баре Сальери или мрачное возвращение на базу после неудачной вылазки, в которой погибло несколько товарищей - музыка акцентирует малейшие изменения в настроении игры. Даже если бы изначально игра был плоха, такая грамотная музыка смогла бы исправить половину косяков. Настолько она хороша.
Эпилог.
В заключение хотелось бы сказать, что для современных игроков прохождение Мафии вряд ли принесет столько удовольствия, как их коллегам 11 лет назад. Чего уж там - многим игрокам и лет-то немногим больше, чем игре, а угловатая графика и не всегда удобное управление вполне может спугнуть тех немногих из них, кто отчаится попробовать игровой шедевр начала тысячелетия. Время старых игр во многом прошло - если Герои 3 еще могут возбудить интерес у нового поколения, то тот же Фолаут 2, даже с HD-модом требует выработки привычки у неофита. И далеко не каждому хватит терпения разобраться. Так же и Мафия - если сюжет способен затянуть, то местами топорноватый геймплей и некоторые сложности с прохождением могут напрочь отбить желание дойти игру до конца. А те кто сможет... Давайте скажем честно - большинство этих людей уже прошли игру и не один раз. Этот обзор, разве что, потревожит воспоминания и разбудит робкое желание пройти игру еще раз. Но возможно найдутся и те, кто впервые откроет для себя удивительный мир Мафии. Города Потерянного рая.
«Знаете, я думаю, что во всём надо знать меру. Да, меру, вот хорошее слово. Тот, кто хочет слишком много, рискует потерять абсолютно всё. Правда, тот, кто слишком мало хочет от жизни, может вообще ничего не получить.»
(с) Томми Анджело.