Течет река времен, меняя общественные воззрения и взгляды. Сколько шансов стать хитом имела бы Fallout, вышедшая в 2015 году? Disciples? Да Heroes III, в конце концов? Даже с графической поправкой на время: идеологически массовая аудитория не рукоплещет ни классическим стратегиям, ни классическим РПГ. Тем более сверкающими выглядят жемчужины, дарующие ортодоксам «тот самый вкус». Один из таких самородков – Legends of Eisenwald, ролевая стратегия от минской студии Aterdux Entertainment.
Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники.
Мы уже имели возможность ознакомиться с Легендами Эйзенвальда в рамках превью-версии. Тогда проект предстал пред нами хардкорной версией суровых средневековых дрязг: в выполнении нелинейных заданий и попытках вернуть героя на родину нам с трудом удавалось сохранить отряд в целости и сохранности, чаще зелий здоровья пользуясь разве что заклинанием загрузки игры. Немного освежим память: протагонист – не абы кто, но странствующий рыцарь, на голову которого высыпается тысяча и одна беда. То в родном графстве соседи враждуют, то старое-доброе предательство выбивает из-под ног фамильное имение, то вовсе мертвые из могил вылезают. Да, без мистики в Эйзенвальде все же не обошлось, но преподносится она в рамках из ряда вон выходящего нонсенса. Что белые ходоки в Песни Льда и Пламени.
Средневековый мир нелинеен и глубок. Здесь нет пустого выбора вроде «Забрать булочку у голодающего ребенка или поступить правильно, и не трогать бедного дитятю». Нет. Чаще альтернатива более реальна и сурова: «Забрать булочку у голодающего ребенка или самому умереть от голода». Ключевые персонажи тоже все как на подбор серые: тиран и златолюб выше других ценит дружбу, слуги господа признают лишь свою власть, исконные гедонисты покровительствуют разбою и грабежам.
Суровый край, суровый мир.В извечной битве за власть предательство настолько заполонило умы дворян и мещан, что нож в спину принимают в Эйзенвальде на завтрак, обед и ужин. Еще и на десерт останется. Между благородством и смертью можно смело ставить знак равенства, так что и у нашего подопечного, изначально рыцаря, мистика или баронессы, рыльце достаточно оперативно покрывается пушком. Но у нас-то высокие мотивы! Мы не такие! Умри, хряк немытый, славу истинного правителя не признающий! Да-да, у нас все по совести! Идеологическая глубина средневекового быта уличает в авторах не любителей радужных единорогов, излишне романтизирующих эпоху, но людей, осознающих ее суровые реалии.
Будни рыцаря.
Сами Aterdux Entertainment характеризуют свой проект, как «симулятор странствующего рыцаря». Поспорить с этим сложно: экономическая составляющая Legends of Eisenwald проста, как жизнь крестьянина, в то время как во главе стола стоит блуждание по карте с вытекающими из него битвами, квестами, случайными встречами и так далее. Замки с прилегающими к ним шахтами дают герою ежедневный прирост денежки и возможность рекрутировать новобранца. Естественно, на вотчину игрока горазды позариться войска противника, так что огульно расхаживать не получится: либо крепкий гарнизон, либо личный визит в захваченные замки. Баланс золота со времен раннего доступа стал намного дружелюбнее – ради экономии пары гульденов теперь не приходится загружать сохранение столетней давности, а подчас даже случается почувствовать себя олигархом.
В голове заиграла вступительная мелодия из Игр Престолов.
Главное, все же, это сами легенды, частью которых постоянно становится игрок. Все, как в старые добрые времена: услышал слух в таверне и айда пытаться воплотить его в жизнь. Вход в башню можно увидеть с соседней скалы под определенным углом? А ведь действительно! Скупщик краденного появляется лишь в час, когда тень башни пересекает огромный валун? Вот башня, вот валун, ждем тени... а вот и скупщик! Самостоятельное воплощение слуха в жизнь – это всегда пусть маленькая, но приятная находка. Но не каждой молве стоит верить: мало ли, о чем судачат пьяные завсегдатаи трактира. Отдельные истории вынесены на самостоятельный экран повествования. Интерактивности в них нет, но интереса – хоть отбавляй!
Динамичная пошаговость.
В целях поощрения динамики боевая система исключает возможность отсидеться в окопах: каждый ход каждый персонаж должен совершить активное действие. К избиению допускаются ближайшие к солдату соперники, что делает деление на гексы несколько условным, но все еще тактически важным. Если «ближайшим» является воин поддержки, стоящий на самых задворках, то делать нечего: рыцарь побежит хоть через все поле, лишь бы отвесить недругу тумаков. В это же время кавалерист и шага не сможет сделать, если у него в копытах барахтается какой-нибудь колхозник с рогатиной. «Кто кого», как всегда, решают цифры. Много цифр. Атака, защита, всевозможные бонусы – по первой все просто, но на высоких уровнях начинается то самое вожделенное буйство тактики, за которое любители классики и ценят пошаговые бои.
Баланс + косметика. К релизу готовы!Армия ограничена пятью слотами рукопашных воинов, четырьмя стрелками и трио поддержки. Базовая комплектация способна прокормить лишь шестерых постояльцев, каждый последующий рот потребует единицы замковой поддержки (курс 1 к 1), то есть чем больше замков под вашим началом, тем плотнее ваше войско. Деньги давят карман? Наемники готовы выступить на стороне игрока даже без поддержки замков. Хорошо, что к отточенному денежному балансу прибавилась адекватная система начисления опыта и постепенная регенерация здоровья юнитов вне боя. А то как то странно получалось: в команде имеются медики, а герою на лечение больного в лазарет иди. К слову, каждая воинствующая единица имеет собственное дерево развития и личный инвентарь. Добытая же в ходе приключений амуниция зачастую дарит не только бонусы, но и штрафы. Да возликуют любители комбинаторики!
Харчевня «Три пескаря»? Значит, где-то рядом должен быть богатенький Буратино.
Странное, почти забытое чувство возникает при игре в Legends of Eisenwald. Чувство родного и неизведанного (как в Heroes of Might and Magic 3½: In the Wake of Gods), чувство радости от простой для понимания, но глубокой в реализации пошаговой боевой системы (как в Disciples 2), чувство гордости, когда с тобой не обращаются, как с идиотом (как в Original Sin). В конце концов, даже чувство гордости за нашего разработчика, как в King’s Bounty или даже Проклятых Землях. Legends of Eisenwald – классика в «образцовом» смысле этого слова.