В гейм-сообществе часто приходится слышать критику в адрес отечественных игр. Может это и справедливо, когда узнаешь, что игра создана на постсоветском пространстве, скептицизма и недоверия избежать не удается. Между тем, на общем фоне есть светлые пятна, прекрасные игры, исполненные на очень высоком уровне. Многие сразу вспомнят Сталкера и Метро, более искушенные с ностальгией вспомнят неплохие симуляторы дальнобойщика и летчика из далекого уже прошлого.. Но есть еще одна отечественная игровая серия в жанре пошаговых стратегий, которой, как мне кажется, можно по праву гордиться. А именно King's Bounty.
Вообще, первая игра серии увидела свет еще в 1990, и была создана той же легендарной студией, что подарила миру бессмертную серию "Героев." Как мы знаем, в один момент студия приказала долго жить, но серию неожиданно воскресили В России. Сделано было это владивостокской, на тот момент, студией Katauri Interactive, уже засветившейся созданием популярных и успешных "Космических рейнджеров." Возрождение серии произошло в 2008 году и оно было...прекрасно! Игра впечатляла прекрасной графикой(и это отечественный проект от провинциальной студии!), интересным игровым процессом, разнообразием контента и неплохим сюжетом. На этом собственно предыстория заканчивается и мы поговорим об игре, название которой представлено в заголовке рецензии. Это King's Bounty Темная сторона и это новая игра в серии.
Переходи на темную сторону силы!
Еще когда проект была в разработке, меня привлекло название и сама концепция игры - под наше управление даются не традиционные светлые герои без страха и упрека, а наоборот, герои темные, те, кого мы привыкли всячески истреблять в десятках игровых вселенных - вампир, орк-воитель и демонесса. Нашим врагом же, по заявлениям разработчиков, должны были стать светлые, которые уж совсем обнаглели и сильно прищучили все темное сообщество, тем самым нарушив баланс сил меж светом и тьмой, и поставив под угрозу само существование мира в привычном виде. Честно, я был заинтригован и приобрел игру практически сразу после релиза.
После выхода игра подверглась шквальной критике. Толком не вникнув в процесс, доморощенные игровые спецы на разные голоса ругали игру за убогий дизайн, непродуманную боевую систему, сюжет и криво написанные диалоги. Что ж, давайте разбираться с обвинениями поэтапно)
Сначала о том, что из критики кажется справедливым. Внешний вид игры не менялся с 2008 года, на тот момент, в плане графики, она выглядела шикарно, и сегодня графика выглядит достойно, но..хочется задать разработчикам вопрос: "Ребят, совесть есть у вас?!" Я конечно все понимаю, зачем менять то, что и так прекрасно работает, но нельзя же от одной части серии к другой переходить НЕ ВНОСЯ ВООБЩЕ НИКАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАНЕ ГРАФИКИ!
Ладно, подобного рода игры мы любим вовсе не за красоту картинки (причем даже на сегодня графика в игре выглядит неплохо), а за другие вещи. Не мне это рассказывать людям которые до сих пор играют в Герои 3 :) Музыка тоже, кстати, осталась прежней, но это ладно.
Теперь давайте поговорим о вещах более приятных - о достоинствах игры. Дизайн уровней хорош, если не судить по первым кадрам, а поиграть в игру часик-другой и продвинуться по сюжету, то вы увидите, что в плане построения карты разработчики постарались. Исследовать её по прежнему интересно, сильные/умеренно сильные отряды врагов чередуются, и вам нет необходимости выносить всех подряд. Радует, что теперь чаще встречаются артефакты, которые можно купить или выбить из врагов, в предыдущих частях серии артефактов вроде было много, но в игре их встречалось мало, более того, часто они повторялись, здесь же у вас будет возможность неплохо приодеть своего воителя уже на раннем этапе игры.
Линейка доступных к найму войск, как и ранее, широка. Интересным решением является то, что в армию можно набирать воинов нежити/демонов/орков, которые образуют некий альянс, без потерь в морали (как прежде). Теперь под нашим руководством эдакая сборная команда темных, действующая очень органично. Как это водится, получить доступ к наиболее сильным юнитам сразу не получится, начав со скелетов, гоблинов и импов мы будем постепенно продвигаться к набору элитных вампиров, огров и демонов. Баланс в игре нареканий не вызвал, у юнитов много уникальных навыков, причем как у ваших, так и вражеских, поэтому над боями часто приходится посидеть и подумать. На высокой сложности же каждый бой как последний и к каждому надо готовиться отдельно.
Сама идея игры, со свержением светлых властителей, похищением принцесс и сокрушением доблестных паладинов интересна. Например, вам недостаточно просто взять королевский замок штурмом, надо при этом найти своего кандидата, который будет править, как бы самостоятельно, при этом полностью подчиняясь вам. В игре интересные квесты, они не глупые и не однообразные, над их выполнением часто приходится попотеть и они хорошо продуманы сюжетно. Как и прежде, у игрока будет помощник. Ранее были духи из древней шкатулки, ручной дракончик, валькирии, теперь нам дается некая темная сущность, которая является то ли детищем, то ли частью духа тьмы.
Это забавное НЕЧТО в маске выступит советчиком игрока, часто подсказывая, что делать в той или иной ситуации, а также телепортируя игрока с места на место. Кроме того, у нашего помощника есть неплохие боевые способности, которые так или иначе повторяют таланты всех трех воителей. Не то, чтобы этот дух чем-то сильно лучше прежних помощников, но как по мне, придумано вполне оригинально.
Персонажи различаются между собой, классы такие же, как и в прежних играх серии. Орк, как не трудно догадаться, воин, делающий упор на ярость (что дает широкие возможности по использованию способностей духа-помощника) и силу своих солдат. Демонесса, полководец, своим обаянием может привлечь под собственные знамена массу бойцов и раздавит врага численностью и особыми навыками своих воинов, ну а вампир - маг, его сила в убийственных заклинаниях. Ближе всего я познакомился именно с вампиром, играть им, как и всегда магом, непросто. Отряды его малочисленны, манны поначалу мало, да и свитки с сильными заклинаниями еще надо найти.
Немного печалит то, что разработчикам не удалось целиком уйти от сложившихся стереотипов. Наш темный воитель часто поступает как честный и благородный герой, а светлые оказываются глупыми, ограниченными и злобными. Раз уж мы играем за зло, так хочется сожженных деревень, рек крови и нездорового эгоизма ради себя любимого. Нести, так сказать, хаос под стоны и крики умирающих, но разработчики, похоже, придерживаются той точки зрения, что нет зла и добра в чистом виде, поскреби паладина и увидишь эгоистичного зазнайку и тугодума, а старую ведьму - заботливую бабулю, подгоняющую внуку-вампиру приворотные зелья и другие бабулины радости :)
Диалоги написаны с юмором, легко читаются и не напрягают. Никакого героического пафоса с серьезной миной на лице нет и в помине. Может, кому то это не по нраву, но так уж сложилось в серии. Вообще, национальный колорит диалогов чувствуется, и читать диалоги в перерывах между боями интересно.
В целом, подводя итог, хочется сказать, что игра удалась. Это не прорыв в серии, предлагающий что-то революционное, но вполне достойный представитель в рамках серии. Если вы любите и цените Kings Bounty, не пропустите, не разочаруетесь, игрокам с серией незнакомым, как мне кажется, лучше начать с прошлых частей.
Хорошее повтори и еще раз повтори, 1С (выкупившие права на серию у Katauri) неукоснительно следуют этому правилу, хорошо, что у них хотя-бы хватает способностей не сделать серию хуже и уронить планку. Хорошо, мы приняли и переварили, спасибо конечно, но может к следующему эпизоду в серии вы сделаете что-то принципиально новое, господа разработчики?!