Некоторые игры, как Валерий Леонтьев – не стареют, и всё тут. Игровая классика не всегда воспринимается адекватно: бывает, что годами вспоминаешь какой-нибудь старый проект с теплым чувством, наконец находишь, запускаешь – и через пять минут ностальгии конец. Но в случае с Final Fantasy VIII такого не случится. Спустя 14 лет легенда JRPG так же хороша... да что там, она великолепна – без всяких скидок на возраст и HD-ремейков.
Когда в 1999-м восьмая номерная Final Fantasy вышла на консоли Playstation, этот колосс занимал аж четыре компакт-диска, что само по себе было явлением незаурядным. Технически игра действительно отрабатывала «по полной программе»: стильные пререндеренные двухмерные декорации, мастерски поставленные видеоролики, которые и сейчас выглядят замечательно, а тогда казались просто прорывом в будущее. Вступительный ролик с битвой на мечах под композицию «Liberi Fatali», от которого мурашки бегут по коже, отпечатывается в памяти надежнее, чем ладони звезд на голливудской «Аллее славы».
Львиное сердце.
Даже если весь мир пойдет против тебя, я буду с тобой.«Даже если весь мир пойдет против тебя, я буду с тобой». Final Fantasy VIII романтична по-взрослому: глубоко эмоциональная история любви Скволла и Риноа совсем не похожа на спасение очередной сказочной принцессы. Временами игра просто пробирает до глубины души, тем более что для этого уже не надо включать воображение – перед нами больше не кукольный театр, аниме-стиль «тиби» остался в прошлом, и впервые в серии модели персонажей получили реалистичные пропорции. Каждый из шестерых членов команды – своеобразная личность, ну а главный герой Скволл Леонхарт достоин звания одного из самых запоминающихся героев видеоигр. Может быть, потому, что он думает и действует как живой человек со своими страхами, сомнениями, принципами, и на его месте так легко представить себя. Именно такого эффекта хотели достичь разработчики, и это им удалось.
Дай огня, детка.
Сюжет постоянно подкидывает новые сюрпризы и раскрывается с неожиданной стороны. То, что начиналось как рядовая миссия молодого кадета, обращается безумным приключением во времени и пространстве, и на плечи героев, как водится, ложится судьба всего мира. Удивительный дизайн локаций и монстров создает незабываемую атмосферу техномагии, где космические корабли и компьютеры соседствуют с колдуньями и демонами, а хрупкая девушка запросто сражается с гигантскими роботами при помощи заклинаний и сверхъестественных сил. Самое интересное, что всему этому веришь сразу и без колебаний. Фантастический реализм, вот самое подходящее определение, а как кудесникам из Square удалось такое – знают, наверное, только они сами.
На острие меча.
В десятой части Final Fantasy ход можно было обдумывать бесконечно, и никто никуда не торопился; в играх вроде Tales of Vesperia, наоборот, думать некогда, надо успевать нажимать на кнопки. Боевая система «восьмерки» – разумный компромисс. В основе своей она пошаговая, так что есть время взвесить принимаемые решения – но время ограничено, поскольку используется система «Active Time Battle», в просторечии ATB. Очередность ходов зависит от показателя скорости персонажей и отображается специальным индикатором. Когда шкала заполнилась – нужно действовать, ибо противник ждать не будет и своего шанса на удар точно не упустит.
Карлсон, который живет на крыше.
У каждого персонажа свое оружие, и сменить его нельзя, поэтому Скволл, например, будет всегда сражаться своим фирменным стреляющим мечом-ганблейдом. Зато доступны для освоения разнообразные спецприемы, один другого краше. Чем дальше, тем сильнее нарастает градус зрелищности: бои превращаются в настоящий аттракцион, камера постоянно меняет ракурс, магия или особые атаки разрывают экран спецэффектами. Долой рациональные ограничения: ну в какой еще игре вы увидите босса, который атакует вас сталкивающимися ПЛАНЕТАМИ?
Для людей, привыкших к классическим JRPG, некоторые идеи FF VIII покажутся крайне необычными.Для людей, привыкших к классическим JRPG, некоторые идеи FF VIII покажутся крайне необычными. Во-первых, использование магии: вместо стандартного накопления маны заклинания здесь учитываются поштучно, так что герой может носить с собой, скажем, 5 единиц «ультимы», 20 «регенов» и так далее. Магия не восполняется сама собой – ее приходится собирать, как некий ценный ресурс, в разбросанных по миру источниках или «вытягивать» из врагов. Встретили подходящую тварь, применили навык, раз – и вы уже почти Воландеморт. Выбор заклинаний так широк, что кажется даже слегка избыточным – наверное, именно поэтому в последующих сериях его заметно урезали. Одних только магических стихий насчитывается восемь видов, а ведь есть еще масса всевозможных «статусных» и прочих нестихийных разновидностей, вплоть до весьма экзотических.
Другая особенность связана опять-таки с магией и одновременно с прокачкой персонажей. Экипируемые доспехи и прочее снаряжение здесь отсутствуют как класс, поэтому про «штаны +10 к храбрости» можно забыть. Вместо этого есть так называемые «привязки»: атрибуты персонажей усиливаются путем закрепления за ними имеющейся магии, и чем больше ее в наличии, тем сильнее эффект. Система очень интересная, но есть и оборотная сторона медали: ближе к концу игры, когда герои экипированы мощными заклинаниями, их становится просто жалко применять в бою, ибо это снижает накопленные с таким трудом характеристики.
...и все отправляются прямиком в Эдем.
Наконец, Хранители – или, в буквальном переводе, «защитные силы», они же «ЗС». Сейчас для Final Fantasy это такой же неотъемлемый атрибут, как свадебное платье для невесты, а между тем впервые появились эти феерические существа именно в восьмой части. Сказать, что сцены призыва ЗС выглядят «кинематографично» – все равно, что назвать Bugatti Veyron «динамичной». Все слова улетучиваются и остается только чистый восторг, когда ледяная богиня с балетной грацией обращает ваших врагов в глыбы льда, огненный демон обрушивает на их головы кару небесную или исполинский морской змей накрывает экран волной цунами от самого горизонта. Но главное, Хранители наделяют персонажей необходимыми способностями: без их покровительства герой может разве что мечом или кулаками махать. ЗС фактически заменили собой меню развития навыков, и грамотно распределить их между членами команды – задачка не из простых.
Учет и контроль.
Механика FF VIII содержит так много всевозможных неочевидных деталей и нюансов, что первое прохождение превращается фактически в один большой туториал, и только ближе к концу игры спохватываешься: «Так вот как было нужно-то!» При погружении в меню со всеми этими открывающимися вкладками, списками и циферками вначале просто глаза на лоб лезут. Знание математики вам определенно пригодится: серьезных противников с наскоку не возьмешь, все нужно просчитывать заранее.
Головастики-мутанты: месть ГМО.
Урон, скорость, живучесть – впору браться за калькулятор, развитие героев и выстраивание правильной тактики в бою превращаются в настоящую головоломку. Сейчас так уже не делают: JRPG незаметно перестали стесняться приставки «action», а по сравнению с последними частями Final Fantasy, боевая система «восьмерки» вообще выглядит как реактивный истребитель рядом с дельтапланом.
Обитатели мира FF VIII просто помешаны на картах.Настроить мозг на работу с цифрами поможет встроенная игра «Тройная триада». Это вполне самодостаточное развлечение – несложная, но невероятно увлекательная карточная RPG, где есть только квадрат на 9 клеток да две колоды – ваша и противника. Каждая карта олицетворяет какого-нибудь монстра (а особо мощные – даже персонажей самой игры). Обитатели мира FF VIII просто помешаны на картах, чуть ли не каждому встречному можно предложить сыграть, причем от этой забавы есть и реальная польза – карты можно превращать в игровые предметы. Карточные баталии затягивают настолько, что иногда напрочь забываешь о прохождении и садишься за игру только для того, чтобы отвоевать себе очередного босса в колоду.
- 3 часа ночи!!! Ты где был, я спрашиваю?!
Серия Final Fantasy сейчас находится явно не в лучшей форме. Высокотехнологичная картинка завела ее в тупик, и для всего остального просто не осталось места. Восьмая часть – из тех времен, когда Final Fantasy еще была настоящей. Пусть игра не получила такого культового статуса, как ее предшественница, одно не подлежит сомнению: FF VIII – это один из столпов жанра JRPG и одна из лучших частей легендарной серии. Если вы поклонник жанра и по какой-то причине до сих пор не знакомы с ней, не задумываясь исправляйте это упущение, ну а если вам повезло в свое время попасть в ее мир – он останется с вами навсегда.