Студия Logic Artists без шума и пафоса выдает уже третью игру из серии Expeditions. И здесь наблюдается очень приятная тенденция: крикливых слоганов нет, а хорошая игра на месте.
И если первый проект франшизы – Expeditions: Conquistador – стал неплохим ролевым развлечением с рядом интересных идей, то вторая, с подзаголовком Vikings, уже была жанровым хитом среднего масштаба. С Expeditions: Rome, третьей игрой об исторических экспедициях, все обстоит еще лучше. С чем мы вас, поклонники тактических RPG, и поздравляем!
Как театр начинается с вешалки, так игра начинается со стартового меню.
Разработчики, отбросив хронологию, выбирают для новой игры тот срез истории, что именно им показался привлекательным и более подходящим. И ведь с умом выбирают! После неприветливой Южной Америки эпохи конквисты, после походов непоседливых викингов из раннего Средневековья нас зазывают во времена Римской империи. В те годы, когда римские легионы топтали земли доброй половины мира, империя вела обязательную войну на своих рубежах, а знатные семьи Рима строили друг другу пакости со смертельным исходом. Прямо «Игра престолов», только угрюмые мертвецы не лезут из снега.
Сюжет игры не настолько крут и не берет за горло мертвой хваткой, как это случалось в лучших играх от BioWare и прочих мэтров своего дела. Нам дают мотивацию и основу для прохождения, и этого, пожалуй, достаточно. Зевать от скуки не придется, к сценаристам не возникают неловкие вопросы вроде «А кто эти люди?» и «Что тут делает мой горемычный главный герой?».
Креативный подход к выбору уровня сложности.
Молодой человек из знатной семьи вынужден бежать из столицы, где случилась стычка богатых римских семей. Теперь он вдалеке от дома и должен обрести славу, власть и влиятельных друзей. Завязка несложная, но история постепенно раскручивается в масштабный военно-политический эпос. Следить за восхождением протагониста к вершинам вполне себе интересно, неуклюжих сюжетных поворотов не замечено, пропускать скриптовые сценки желания не появляется.
Вся ролевая механика в Expeditions: Rome выполнена на высоком уровне, без скидок на казуальную аудиторию. В меню создания персонажа вы вряд ли задержитесь надолго, здесь все-таки не The Elder Scrolls. Особенно тщательно нужно выбирать стиль общения, игра сразу предупреждает, что говорить придется много и слова здесь имеют большое значение. И действительно, не обнажая меча, можно направить историю в то или иное русло. В диалогах появляется не два-три варианта реплик, а пять-шесть. И очень здорово, что все эти фразы полностью озвучены, затяжное чтение диалогов в тишине не пошло бы игре на пользу. И актеры озвучки справились неплохо! Нет, уровня той шедевральной истерики, что выдавал Ваас в Far Cry 3, здесь нет, но тексты зачитаны с чувством и толком. Да и написаны очень бойко, с огоньком.
Если декорации скрывают героя, то часть из них становится прозрачной. Очень удобно!
Неплохо в Expeditions: Rome и с нелинейностью. Каждую миссию позволят пройти с парочкой развилок. Так, во время диверсии во вражеском порту, ваш отряд может сразу с гиканьем забросать греческим огнем вражеские галеры на свой страх и риск. А можно сначала проредить ряды стражников, чтобы было проще уносить ноги. Стелса не ждите, но вариативность прохождения присутствует.
А вот прокачка персонажей могла бы быть побогаче на опции. При повышении уровня открывается доступ к парочке боевых приемов или тактических хитростей. Новые навыки, пускай их выбор и невелик, могут преломить исход сложного боя, как, например, особо хитрые удары, не расходующие очков действия. Но знатоки сразу вспомнят классику вроде Final Fantasy X или The Witcher 3, где от обилия новых умений и трюков разбегались глаза. На фоне ролевых блокбастеров развитие героев в Expeditions: Rome выглядит скромно.
Зато на должном уровне выполнены прочие жанровые элементы. В походах случаются неожиданные события, вроде обнаружения заброшенного лагеря. В рюкзаках быстро скапливается масса материалов для крафта, визиты к кузнецу не стоит откладывать. И с хладных вражеских тел собирается богатый лут, не такой богатый, как принято в краях Diablo, но изучать характеристики и примеривать новые панцири интересно и полезно.
Обратите внимание на детализацию снаряжения.
Примерно половину игрового времени занимают пошаговые тактические бои. И здесь разработчики тоже не подвели. Боевая система в Expeditions: Rome похожа на жанровую выставку достижений за последнюю четверть века. В драке раскрывается огромное количество механик и тонкостей. Для победы придется учитывать моральный дух воинов, полученные ранения, накопленную в атаках концентрацию (дает доступ к особо сильным ударам), применять расходники и разное оружие, следить за прочностью щитов и беспощадно добивать упавших, учитывать вертикальность уровней и доставать неприятельских лучников на вершинах утесов. И что особо важно: при всем богатстве боевых возможностей система не кажется громоздкой и перегруженной. То есть, при желании вы можете не вникать во все эти тонкости, но для настоящего мастерства на пути к финальным титрам нужно освоить всю тактическую науку. Как говорят адепты хороших файтингов: Easy to Win, Hard to Master. Хотя насчет Easy нужно уточнить. При выборе нормальной сложности уже придется постараться, враги не дремлют.
Дополнено все это некоторыми фишками из стратегического жанра. Да, сейчас так модно. В недавней – и очень неплохой – RPG Pathfinder: Wrath of the Righteous тоже был сильный стратегический элемент с крестовыми походами и постройкой укреплений. В Expeditions: Rome нам также стоит не забывать о снабжении отряда и решать важные вопросы в тылу. Есть даже такой ресурс, как рабы. Рабов мы определяем разнарядкой на строительные объекты. Также стоит следить за глобальной картой. Вокруг нас – сплошь враги Рима, и только на завоеванных территориях нам можно расслабиться: там исключены неприятные случайные события, вроде засад или нежелательных столкновений.
Мы оставили за собой горящий порт и трупы врагов. С третьей попытки.
Отдельно стоит похвалить студию Logic Artists за погружение в атмосферу эпохи и за размах событий. Художники нарисовали массу мелких деталей для каждой локации, нарядили в аутентичную одежду персонажей и статистов, музыканты записали много разных мелодий с живыми инструментами. Если мы попадаем в лагерь римского легиона, то это настоящий большой армейский лагерь с высокими стенами и десятками (сотнями?) легионеров. И эти легионеры на привале ведут беседы на отвлеченные темы, иногда так и тянет подслушать. Даже загрузочные экраны выдают короткие, но интересные исторические справки. Ну а битвы с массой врагов и союзников в кадре – это просто то, чего мы так долго ждали, но стеснялись попросить!
За «взрослый» контент разработчикам отдельный респект. Здесь не очередное приключение веселых галлов из мира Астерикса. Поэтому из ран брызжет кровь, брутальные солдаты используют брутальные речевые обороты. Ну а в беседах NPC иногда проскальзывают недетские темы, вроде «болячек, которыми наградила непорядочная дамочка».
Здесь, конечно, сойдутся в бою не тысячи воинов. Но все равно размах впечатляет.
За картинку отвечает движок Unreal четвертой версии, и он почти везде справляется на уровне выше среднего. Яркая, цветастая графика неплохо рисует и залитое солнцем побережье, и ночные перелески. Послушная камера с неплохим масштабированием позволяет рассмотреть всех персонажей в деталях. И посмотреть есть на что: все эти тоги, туники и шлемы с конскими хвостами нарисованы с вниманием к мелочам и хорошо анимированы.
Так почему же не пять баллов из пяти? Студии-разработчику чуток не хватило бюджета на создание народного хита. На четвертом-пятом часу игры модели снаряжения начинают часто повторяться. Анимация порой дает сбой, и морская волна разбивается о берег как-то неубедительно. Некоторые сражения растягиваются на неприлично долгий срок (это сглаживается возможностью сохранять прогресс в любой момент). Можно найти дисбаланс в классах: класс поддержки частенько лишь путается под ногами гладиаторов и центурионов. Хотя справедливости ради отметим, что речь идет о версии игры для прессы, полученной нами более чем за месяц до старта продаж.
Глобальная карта плохо читается, значки слишком мелкие.
По таким играм, как Expeditions: Rome, очень легко делать окончательный вывод. Это отличный подарок для поклонников тактических RPG. А вот для вхождения в жанр стоит, наверное, поискать что-то более динамичное, блестящее и сверкающее.