«Ere we go, ere we go, ere we go. Ere we go, ere we go, cross the Kosmos»
9652 куплет песни бравых космических пилотов
Серия «Elite» заслуженно считается одной из самых легендарных игр в истории. На древних, невообразимо слабых компьютерах она предлагала игрокам, ни много, ни мало – целую вселенную для изучения. Видимых задач перед вами не было. Хочешь – расстреливай каждый встреченный корабль. Хочешь, летай от системы к системе и торгуй десятками товаров. А хочешь – просто путешествуй по огромной, живущей своей жизнью Галактике.
Игровой сериал обзавелся миллионами поклонников по всему миру, тремя продолжениями, десятками неофициальных модификаций, сделал вальс Штрауса «Голубой Дунай» неимоверно популярным и породил целый жанр «космического скитальца», которым сегодня безраздельно правит другой интересный сериал – «Х». Последняя часть Elite вышла в 1995 году, и даже самые преданные его фанаты начали потихоньку забывать о приключениях в глубоком космосе.
Так что, когда храбрый космический пилот Логин прилетел в редакцию на старом космическом корабле и небрежно бросил перед нами толстенный том своих мемуаров о путешествиях на нем, мы сперва не поверили своим глазам. А потом с радостью окунулись в будни космических котов...
Попытка номер один.
– Пожалуйста, прослушайте инструктаж... – робко попытался ввести нас в курс дела бортовой компьютер.
– Ха-ха, иди ты к черту, ничтожная железяка! – бодро рявкнул храбрый космический пилот Логин, пропустив текст, выводимый на экран бортового компьютера. Выжав форсаж, храбрый кот эффектно воздел палец в потолок и продолжил вещать: – Да я играл в твоего предка, когда тебя-то еще и... – на этом слове космический корабль на полной скорости влетел в астероид, весело разбросав пылающие обломки по всем окрестностям.
– Пожалуйста, прослушайте инструктаж, – уже куда более ехидно заявил бортовой компьютер. Храбрый космический пилот Логин боязливо убрал лапы с приборов управления и принялся за чтение.
Концепция «Elite: Dangerous» не претерпела ни малейших изменений со времен компьютера BBC Micro. Так, получив в наследство небольшой корабль и стартовую сумму, храбрый космический пилот отправляется в бездны космоса. Его ждут сражения с пиратами, удачные торговые сделки, космические станции, и, в конце концов, звание лучшего пилота галактики – «Elite».
Лазеры перегрелись, а вражина делает в нас новые отверстия.
Впрочем, если честно, в бета-версии всего этого пока что нет. Разработчики предоставили нам набор разномастных заданий, позволяющих со всех сторон изучить их детище. Кроме того, в бета-версии присутствует многопользовательский режим игры – впервые в серии бороздить просторы космоса можно в компании игроков со всего мира. Приключения начинаются в весьма брутальном ключе. Вручив игроку довольно посредственный кораблик, его буквально вышвыривают в открытый космос. Перед нами медленно вращается гигантский усеченный октаэдр космической станции, а вокруг – полнейшая космическая свобода. Дальше все зависит только от вас.
Попытка номер двести сорок семь.
– «Чувак, да тут сесть на космическую станцию – раз плюнуть! Я тебе точно говорю», – пробурчал храбрый космический пилот Логин, передразнивая кого-то. Стараясь не дышать, он сдвинул рычаг скорости еще на несколько делений, чтобы не размазаться по корпусу серо-стальной громадины станции Азебан-Сити. Вспотевшая от напряжения лапа случайно соскользнула на гашетку лазерной пушки, и та с бодрым визгом провела по толстой броне станции темнеющую подпалину. Лазерные лучи полиции угрожающе засверкали перед носом корабля. Запаниковав, храбрый космический пилот Логин случайно задел кнопку форсажа и, не успев даже выругаться, на полной скорости врезался в борт станции, меланхолично вращающейся в холодной пустоте космоса...
Управление – первое, на что обращаешь внимание в новой игре. Система весьма чувствительна к любым выходкам игрока, так что на первых порах вы будете умирать хотя бы от того, что слишком неаккуратны. Разработчики сразу показывают нам, что управлять космическим кораблем – не то же самое, что управлять бульдозером. Выжав форсаж, вы рискуете вообще не понять, от чего погибли, наткнувшись на неожиданный астероид. Впрочем, освоить рычаги управления кораблем при помощи клавиатуры и мышки не слишком сложно, после чего начинаешь чувствовать себя настоящим храбрым космическим пилотом. Впрочем, по мнению Логина, лучший игровой опыт «Elite: Dangerous» подарит тем игрокам, кто раскошелится на так называемый «трехмерный джойстик» в виде рычага с гашеткой.
Не пытайтесь повторить это дома. Мы, все-таки, профессионалы.
Картинка – второе, на что обращаешь внимание. На первый взгляд в игре темновато, однако, стоит вспомнить, что в настоящем космосе удивительно мало света. Особенно радует тот факт, что космические объекты невозможно увидеть за несколько миль – порой те же астероиды, находящиеся на темной стороне планеты, появляются буквально из ниоткуда. Спасением от случайных катастроф тут выступает практически не изменившийся со времен оригинала радар, голографический интерфейс которого услужливо показывает нам и астероиды, и другие корабли, и станции, и все остальное, что можно повстречать в космосе. Так что можно смело сказать, что все происходящее на экране смотрится весьма симпатично. Тут вам и световые эффекты, и весьма натуралистичное пламя, которого, в общем-то, не должно быть в космосе, и искрящиеся лазеры, и трещины на лобовом стекле... На этом и остановимся – придираться с лупой к каждому пикселю мы будем только в готовой игре.
Попытка номер три тысячи семьсот двадцать шесть.
– Нет, я тебя сейчас точно собью! – рычал храбрый космический пилот Логин, силясь поймать в прицел вяло вихляющее космическое корыто, пилотируемое парализованным сбоящим роботом, который, тем не менее, каким-то чудом умудрялся ловко увертываться от жалких попыток нашего героя попасть по нему из лазерной пушки. Наконец, впереди что-то сверкнуло. Попадание! На табло, показывающем прочность корпуса врага, цифра 100% сменилась на отметку 99%.
– Ага, – восторженно завопил храбрый космический пилот Логин, и взмахнул невесть откуда взявшейся на борту кривой саблей, – Теперь-то тебе конец!
Лазерная пушка зажужжала, и выключилась – батареи перегрелись. Через секунду робот-паралитик, терпевший этот цирк последние полтора часа, заложил крутой вираж, и двумя очередями из лазерной пушки разнес корабль храброго космического пилота Логина на красивые быстро гаснущие искорки...
Что же собой представляет игровой процесс «Elite: Dangerous»? В бета-версии присутствует больше десятка заданий, которые позволяют нам и пострелять по врагам, и попутешествовать по космосу, и даже поторговать. Так, судя по всему, нас ждет очень точный ремейк той самой «старой-доброй» «Elite» – входим на космическую станцию (обязательно запросите разрешение на посадку, слышите, обязательно!), закупаем товары по бросовым ценам. При необходимости улучшаем собственный корабль, навешивая на него новые, более мощные пушки. Разбогатев, можно вообще купить куда более навороченное летающее блюдце. Вылетаем со станции, прокладываем курс в другую солнечную систему, делаем гиперпрыжок. Отдельное спасибо за то, что самостоятельно сесть на постоянно вращающуюся космическую станцию все так же адски сложно, как и раньше, так что одной из первых наших покупок должен стать компьютер для стыковки – к сожалению, в бета-версии его в продаже, похоже, нет.
Примечание храброго космического пилота Логина:
Как уже говорилось выше, в свое время Elite сделала неимоверно популярным вальс «Голубой Дунай». Под эту мелодию докинг-компьютер автоматически – и главное, в целости и сохранности – заводил ваш корабль на космическую станцию. Влететь в нее самостоятельно было крайне непросто. Собственно, в этом плане ничего не изменилось.
Рано или поздно – особенно в сетевой игре – вы повстречаете отморозков, которые захотят посмотреть, как именно устроен ваш корабль изнутри. Космические бои в игре реализованы выше всяческих похвал. Во-первых, каждый узел вашего судна питается от реактора корабля. Таким образом, заглушив всю электронику и притаившись у какого-нибудь астероида, можно попросту исчезнуть с радаров противника. Во-вторых, шикарный арсенал позволяет превратить в труху любого врага, включая космических полицейских, взлетающих с космической станции (никогда, НИ-КО-ГДА не летите к станции с выпущенным оружием!). Пушки легко сбивают щиты, но мало полезны при стрельбе по броне корабля, в то время как лазерные орудия как нож сквозь масло проходят сквозь любой сплав, но гаснут о щиты. Самая приятная штука – ракеты, которые автоматически наводятся на врага. Каждую ракету можно сбить, от нее можно уклониться, и даже, при должном умении, перебросить ее на другого противника (пристроиться в хвост, максимально «прижаться», а затем резко уйти вниз, и вырубить всю электронику) – таким образом, противника можно сбить его собственной ракетой, если повезет.
Выходим из станции на форсаже – тоже не повторяйте дома.
Нововведенный сетевой режим представляет собой огромную галактику, в которой тысячи игроков могут свободно порхать между солнечными системами и стрелять друг в друга. Приятно, что сетевые баталии в целом не слишком отличаются от игры в одиночку, разве что кораблями противников управляет не только искусственный интеллект, но и живой человек. Любопытно, что уже на стадии бета-теста в этом режиме летает очень много живых пользователей, с радостью распыляющих наш маленький кораблик на атомы. Очевидно, в будущем поклонники многопользовательских баталий смогут всласть пострелять друг по другу.
Бета-версия «Elite: Dangerous» выглядит очень и очень здорово. Даже нам, консервативным фанатам оригинальной игры, фактически, не к чему придраться. Несмотря на то, что космос в игре пока пустоват, выглядит он просто изумительно. Беспокойство вызывает разве что физика игры – так, в космосе практически отсутствует инерция, а корабль довольно неуклюже отзывается на попытки маневрировать. Тем не менее, не стоит забывать, что перед нами все еще незавершенный продукт, у которого немало шансов стать настоящим хитом. Остается ждать, верить и надеяться...