По-настоящему изобретательных, коварных и харизматичных злодеев индустрия компьютерных игр откровенно не уважает. Практически во всех сценариях им достаются самые незавидные роли: быть перед финальными титрами побитыми, покусанными, а где-то даже униженными. К счастью, исключения все же случаются, и мир увидел игры вроде Evil Genius (где этакий Доктор Зло убивал и жестоко пытал шпионских выскочек), Overlord (в которой Темный Лорд руководил прихвостнями и творил с их помощью бесчинства) и Dungeon Keeper (где Владыка подземелий развлекал себя пытками пойманных героев). Именно реинкарнацию последней должна была представлять собой Dungeons.
Рутинная экономика
Но что-то не срослось. Кусок названия - всего лишь место действия, а приставка «Хранитель Подземелий» - ловкий PR-ход со стороны российского локализатора. Оно и понятно: один минутный трейлер, два десятка скриншотов и крупица информации - вот и вся порция для размышлений до релиза. Особо невнимательным смотреть на графу "разработчик". Немецкая компания не прославилась выдающимися хитами: неприметная аркада Ceville и не менее проходная стратегия M.U.D. TV - единственное, чего достигла студия. Но в этот раз все, конечно, по-другому: темные лабиринты однообразных подземелий, несостоявшийся злодей и бомжеватые герои, жадно набивающие дырявые карманы золотом.
На первых порах занимаемся сплошной рутиной. Захватываем штампованные территории с помощью построенных пентаграмм, открываем двери для паладинов и магов, роем тоннели, а в свободное время расставляем по всей площади светильники, табуретки и прочую меблированную утварь. Ведь пришедший в подземелье ищет хлеба и зрелищ. Разумеется, у каждого свои тараканы в голове: волшебникам подавай дряхлые книги, древние реликвии и знания - нужно соорудить «библиотеку»; войнам интересно обмундирование вроде уникального оружия и доспехов - «арсенал»; те, кто попроще, будут радоваться от обычного сундука с золотом; а кто-то захочет хорошей драки. Удовлетворенного персонажа следует побить и посадить в пыточную камеру. Позже бедолага умрет, но копилка игрока изрядно пополнится очками его когда-то радостной души.
Тратить запасы душ особо некуда: увеличить численность рабочих, нацепить украшения на стены да полностью вылечить Сердце Подземелья. Как и в Dungeon Keeper 2, оно гораздо ценнее персонажа, а если до важного органа доберутся - пара ударов, и придется начинать с последнего сохранения. Впрочем, в кошельке у игрока есть и другие ресурсы. Очки славы, например, являются дополнительной цифрой и нужны в большом объеме, чтобы строить предметы и расширять свои границы. Пополняются они от количества наставленных приманок (в локализованной версии - «завлекалки») для героев. А уж для строительства завлекалок пригодится золото. Накопить звонкие монеты не составит труда - просто заставьте подчиненных гоблинов перерыть все вокруг и ждите пополнение казны.
Это, собственно, подопечный игрока.
Необычайные похождения
На каждом уровне разработчики подкидывают множество дополнительных целей вроде «справлюсь сам», «старатель» или «повелитель душ». За их выполнение можно получить приятные бонусы: еще одно заклинание заморозки противника или возможность швырнуть во врага ядовитой стрелой. А после завершения миссии, как это принято, продемонстрируют полную статистику: сколько проныр успели убежать с золотом игрока, в каких количествах собраны души или как много прорыто земель. Сами же задания весьма разнообразны и представляют собой медленный поход «из грязи в князи». В одном подземном городе необходимо украсть семя раздора себе. В другом - забрать ключ от нужных дверей. В третьем - просто показать, что персонаж круче всех.
Первые этапы проходятся с трудом: не каждый игрок после тяжелого дня справится с желанием уснуть прямо за компьютерным столом. Меланхоличные персонажи медленно бредут в сторону Сердца Подземелья. Монстры, встающие у них на пути, нехотя валятся на бок после парочки точных ударов мечом, а музыка лишь усугубляет положение. Зато в дальнейшем скорость событий возрастает настолько, что игрок не может отвлечься хоть на миг: кто-то агрессивно рубит его летучих мышей, где-то воруется казенное золото, а в эту самую секунду в подземелье спускается высокоуровневый паладин! Увы, пропорциональное увеличение сложности не останавливается даже в пределах одной локации. В итоге один персонаж противника запросто может доставить хлопоты игроку с большой армией доморощенных скелетов, а несколько врагов покажутся настоящим кошмаром. Примечательно, что в будущем будет возможность поставить ловушки, но даже они не всегда выручают.
Порой кровь просто заливает пол.
Девиз игры гласит: «Хорошо быть плохим!». Врут. Плохим быть плохо. До крестьянской жизни бывший владыка преисподней докатился неспроста. Пока верный одноногий слуга старался доковылять и предупредить своего господина, бывшая служанка Калипсо открыла все двери настежь и впустила доблестных рыцарей, желающих уничтожить злодея. Предательство оказалось успешным - безмолвный персонаж практически молниеносно капитулировал на верхние уровни и вынужден получать подзатыльники от всех, кому не лень. Теперь он вместе со своим слугой-советником борются за каждый подземный кусок, а попутно размышляют о будущей возможности отомстить предательнице.
Тем, кто хочет ознакомиться с этой игрой, можно порекомендовать только одно: не воспринимать ее как клон или тем более как идущую по стопам Dungeon Keeper. Kalypso Media, кажется, вдохновлялась всеми играми про злодеев, но в результате не смогла повторить и части их шарма. Dungeons - это, скорее, этакий Business Tycoon, только про темного лорда и его старого слугу. Печально, Калипсо, ты предала нас. Аж два раза.
Графика: 3.4
Звук и музыка: 3.4
Сюжет: 3.0
Геймплей: 4.0